Ораторское искусство древней Греций. Платон

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:06, доклад

Описание работы

Успехи в красноречии, по мнению софистов, связаны с огромной работой над техникой речи, над культурой речи, наконец, речь - это нечто индивидуальное, имеющее своеобразные признаки, связанные с учебой, талантом, душевными свойствами. Качества речи и строгая композиция ассоциировались с гармонией человека. Таким образом, те основные взгляды на красноречие, которые сформировались у софистов, отражали их философские воззрения на человеческую сущность, вошли в основы теорий Платона и Аристотеля.

Содержание

Введение
а) История жизни Платона.
б) Риторика Платона.
в) Иерархия Платоновского бытия.
г) Платон о государстве.
д)Значение Платона в ораторском искусстве .
3.Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат1.docx

— 37.30 Кб (Скачать)

Наиболее значимым для нас стал его труд , посвященный государственному строю. Подробно он занялся рассмотрением государственного строя в 8 книге «Государства». Главная причина порчи общества, а вместе с тем и государственного строя заключается в "господстве корыстных интересов". В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.

1) Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии. 
 

9

2) Олигархия.  В олигархическом государстве  уже имеется четкое разделение на богатых и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

3) Демократия. Демократический  строй еще более усиливает  разобщенность бедных и богатых  классов общества, возникают восстания,  кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению  наихудшей государственной системы  – тирании.

4) Тирания. По  мнению Платона, если некое  действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному  результату. Так и здесь: избыток  свободы при демократии приводит  к возникновению государства,  вообще не имеющего свободы,  живущего по прихоти одного  человека – тирана.

Таким образом, можно сказать, что Платон классифицирует существующие государственные формы  на две большие группы:

1. Приемлемые  государственные формы 

2. Регрессивные, упадочные формы

В диалоге «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет  силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон – владыка  над правителями, а они – его  рабы, я усматриваю спасение государства  и все блага, какие только могут  даровать государствам боги». 
 
 
 
 
 
 
 

10

Основные  проблемы платоновской философии

Платон развил основные тенденции предшествующей философии: противопоставление божественной и человеческой мудрости, учение о  бессмертии души и о должном воспитании философ. Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начало в человеке), управляемые возничим (разумом). Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие. Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ: мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных («Федр»). Трем началам души — вожделению, пылу и рассудительности соответствуют добродетели: здравомыслие, мужество и мудрость,их согласование дает справедливость .

Значение  Платона в  ораторском искусстве.

Обычно Платона  ставят весьма высоко как философа, а его эстетику излагают слишком  абстрактно. Поэтому в трудах по философии и эстетике Платона  риторика обычно отходит на второй план. Тем не менее сам Платон  в своей эстетике ставил красноречие почти на первое место. Это объясняется и тем, что Платон был именно античным философом, и его личными склонностями. Некоторые из произведений Платона только и состоят из речей. Такова прежде всего "Апология Сократа", таков "Пир", таково многое в "Протагоре", "Федре" и "Государстве". Речи Платона – это предмет целых исследований и целых обширных диссертаций. Сам диалог Платона является часто диалогом только формально, а на самом деле, если исключить малозначащие вопросы или ответы, многие диалоги Платона тоже являются речами или собранием речей.

В своем искусстве  красноречия Платон был, безусловно, виртуозом. Он нисколько не уступал  здесь общепризнанным греческим  ораторам. Ни "Апология Сократа", ни "Федр", ни "Пир" даже и  формально не являются диалогами. В "Апологии" вообще нет ничего, кроме трех речей. "Федр" фактически является трактатом по теории красноречия, а содержащиеся здесь три речи о любви являются только примерами  ораторского искусства.  

11

"Пир", если  не считать ничтожных по своим  размерам вступления и заключения, тоже состоит из семи речей,  причем речи эти настолько красивы, настолько изобилуют ораторскими приемами, настолько оригинальны, утонченны и изысканны, что и они заслуживают специальных исследований. Даже такой отвлеченный философ, как Плотин, при изложении своих мыслей часто задает вопросы сам себе, как бы сам с собой беседует, как бы сам себя агитирует. Многие неоплатоники излагали свои философские мысли то в виде писем, то в виде молитв, то даже в виде самых настоящих стихотворений.

Начиная от Гомера, у которого имеется не только масса  речей, но и эти речи занимают у  него по нескольку страниц в наших  изданиях, и кончая Юлианом или Проклом, вся античная литература оказывается пронизанной и наивным красноречием, и искусственной риторикой, и эпистолярным жанром, и изящными стихами (которым отдавал большую дань, между прочим, и сам Платон), и гимнами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что также произведения Платона все пронизаны красноречием, причем весьма талантливым, а его теоретическая философия и эстетика вся пронизана теорией ораторского искусства. Платон – это один из виднейших античных ораторов, а его эстетика – одна из виднейших античных теорий красноречия.

И можно только пожалеть, что до сих пор философия  Платона, эстетика Платона и его  теория ораторского искусства все  еще излагаются отдельно, независимо одна от другой, все еще не излагаются как единое, синтетическое целое  и все еще излагаются отдельными исследователями , как будто бы это были действительно отдельные и не связанные между собою филологические дисциплины. 
 
 
 
 
 
 

12

Заключение

Виднейшие ораторы  и теоретики красноречия Древней Греции смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.

Информация о работе Ораторское искусство древней Греций. Платон