Особенности профессионального общения тележурналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Профессионализм журналиста, как и любого специалиста, которому в работе приходится общаться с людьми, в первую очередь, заключается в умении грамотно строить беседу. Во многом от того, как ведет себя журналист в беседе, зависит качество его материалов. Особенно это касается работников телевидения: корреспондентов, ведущих. Принципы профессионального общения тележурналиста являются объектом курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы общения журналиста
1.1. Общение как коммуникационный процесс………………….. 4–16
1.2. Общение как взаимодействие………………………………… 17–23
Глава II. Общение журналиста как основа профессионализма
2.1. Общение журналиста в кадре и за кадром…………………… 24–32
Заключение ……………………………………………………………….33-34
Список литературы ………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

    Бихевиоризм

    Бихевиоризм (от англ. Behavior – поведение) как учение возникло на базе прагматизма – философского учения, возникшего в 70-х гг. XIX в. В США; признавало истиной только то, что приносит продуктивные результаты). Бихевиоризм сформировался после возникновения разработок в психологии условных рефлексов, объясняющих природу поведения живых существ. Американским психологом Джоном Уотсоном (1878 – 1958) психология была определена как наука о поведении человека только лишь с точки зрения условных рефлексов, а никак не сознания и инстинктов. Уотсон оперировал такими понятиями, как «стимул» (раздражитель внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь», т.е. ассоциация.

    Таким образом, учение Уотсона, основанное на объяснении поведения с помощью условных рефлексов, сочетает в себе обширное понятие «стимул – реакция», которое применимо и к человеку, и к животному. Не все реакции организма и проявление поведения человека можно отождествлять с внешними раздражителями, поэтому теория бихевиоризма более применима к животному.

    Фрейдизм

    Фрейдизм  – течение в психологии XX в., основанное австрийским невропатологом, психологом и психиатром З. Фрейдом. При обсуждении определенных тем, как считал Фрейд, на первое место ставится коммуникативный самоконтроль, т.е., что можно говорить и чем следовало бы поделиться, а чем нет. Здесь срабатывает механизм защиты, имеют место оговорки в речи.  
     

    Виды  общения

    Авторы  издания по основам делового общения  Солякин А.В. и Богатырева Н.А. приводят свою классификацию общения. Суть ее состоит в том, что общение делится на три большие группы: бытовое, деловое и классифицированное по определенным признакам.

    Бытовое общение

    Бытовое общение преобладает в повседневной жизни человека. Его характерными чертами можно назвать, прежде всего, спонтанную, неподготовленную речь разговорного стиля, наиболее подходящую для восприятия собеседником. Живость и сиюминутность такого общения, несмотря на его позитивный или негативный смысл, усваивается и запоминается быстрее, нежели подготовленная, официальная, насыщенная терминами речь. Бытовое общение положительной эмоциональной направленности помогает развить коммуникативные способности человека, умение легко и непринужденно держать себя в обществе.

    Как было сказано выше, для бытового общения основной характеристикой является разговорный стиль. Он часто используется в устной речи в форме диалога. Большую роль здесь играют невербальные средства общения: мимика, жесты, позы. В разговорном стиле в изобилии используются слова просторечной лексики (заржать, растрёпа), разговорные слова (хихикать, глупить); диалектизмы («диалектные слова, сохранившие особенности своей структуры и значения и вошедшие в литературный язык со стиле-характеризующими целями»; [Современный русский язык: Учеб. Для студ. Вузов, обучающихся по спец. «Филология» / Под ред. П.А. Леканта. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001. – 560 с.]. Также, по мнению авторов – составителей, «основная синтаксическая особенность бытового общения состоит в употреблении простых и неполных предложений». [7, с. 13]

    Деловое общение

    Деловое общение – это процесс взаимодействия людей в совместной деятельности, в котором происходит обмен информацией  и навыками для получения в  конечном итоге продуктивного результата этой деятельности.

    Выделяют  деловое общение вербальное и  невербальное. Вербальное общение, в  свою очередь, выражается в письменной и устной форме. Природа невербального общения, помимо мимики, жестов, позы во время беседы, весьма разнообразна. Автор учебника по деловому общению И.Н. Кузнецов приводит подробную классификацию невербального делового общения.

    К основным группам невербальных средств он относит визуальные, аудиальные, тактильные и ольфакторные средства общения. «К визуальным средствам относятся:

    - мимика;

    - жесты;

    - движения  туловища, особенности походки и  др., обычно называемые пантомимикой;

    - пространственную  и временную организацию общения  (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство и др.), называемую проксемикой;

    - выражение лица, выражение глаз;

    - позу, осанку, посадку головы;

    - направление  взгляда, визуальные контакты;

    - кожные  реакции – покраснение, бледность,  потливость;

    - подчеркивание  или сокрытие особенностей телосложения (признаков пола, возраста, расы);

    - средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода и др.)»

    [2, с. 31]

    К аудиальным средствам общения относятся  характеристики голоса: громкость, интонация, тембр, ритм, а также речевые паузы, вздохи, смех и др.

    Тактильные  средства общения подразумевают  общение через прикосновения, будь то пожатие руки, хлопки по плечу  и др.

    Ольфакторные  средства общения – это приятные и неприятные запахи окружающей среды, запах человека.

    Для делового общения характерна особая интонация. Подача профессиональной информации должна осуществляться методами, способствующими повышению продуктивности между сторонами.

    Классификация видов общения по следующим признакам:

    1. Содержанию:

    - материальное  – обмен предметами и продуктами деятельности;

    - когнитивное  – обмен знаниями;

    - кондиционное – обмен психическими и физиологическими состояниями;

    - мотивационное  – обмен целями и интересами, мотивами и потребностями, побуждениями;

    - деятельное  – обмен действиями, навыками  и умениями;

    2. Целям:

    - биологическое  – для удовлетворения потребностей  организма;

    - социальное  – для установления и поддержания  взаимоотношений;

    3. Средствам:

    - непосредственное  – с применением естественных  органов человека;

    - опосредованное  – применение предметов окружающей среды или предметов культуры;

    - прямое  – при непосредственном восприятии, личном контакте;

    - косвенное  – через посредников.

       

    Общение как восприятие людьми друг друга

    Общение включает в себя основную и неотъемлемую часть – это восприятие собеседниками друг друга. Фазе общения предшествует фаза восприятия. В этом процессе формируется образ как следствие оценивания ряда признаков: внешнего облика, манеры поведения, манеры общения, стиля речи, невербальных средств общения. В общих чертах процесс восприятия можно описать по схеме: оценка внешних признаков собеседника, сопоставление их со своими личностными характеристиками и интерпретация образа на этой основе. В случае создания правильного образа человека в соответствии с его характеристиками можно говорить об адекватном восприятии.

    Существуют  некоторые механизмы восприятия и понимания: имплицитная теория личности, эффект первичности и эффект новизны. Для первого механизма  восприятия – имплицитной (от англ. Implicit –невыраженный) теории личности – характерна оценка человека на основе жизненных наблюдений и опыта общения с другими людьми. Теория основана на интуиции, внутренних ощущениях от общения  с человеком. То есть, для адекватного восприятия важно наличие у собеседников правильной имплицитной теории.

    Эффект  первичности оказывает сильное  влияние на создание образа у собеседника  за счет первого впечатления о нем. Эффект, противоположный этому, называется эффектом новизны, основанном на закрепленном в памяти образе последних впечатлений о человеке.

    Автор – составитель учебника по деловому общению И.Н. Кузнецов описывает  восприятие собеседника в такой  последовательности психологических  механизмов:

    1) «познание  и понимание друг друга (сюда  относятся понятия идентификация,  стереотипизация, эмпатия, аттракция);

    2) самопознание (рефлексия);

    3) прогнозирование  поведения партнера по общению  (казуальная атрибуция)». [2, с.20]

    При идентификации происходит отождествление своих личностных качеств с качествами другого человека, возможно, недоступными. Но желаемыми. Здесь важен принцип «поставить себя на место другого». Идентификация происходит в период развития ребенка, когда он, смотря на поведение родителей, переносит на себя их черты.

    Стереотипизация основана на отождествлении другого  человека с некими стереотипами.

    Эмпатия – это сопереживание чувствам собеседника, способность понять его  внутренние противоречия, близка по содержанию идентификации.

    «Аттракция (привлечение) – форма познания другого  человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

    Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит  способность представлять, как он воспринимается партнером по общению.

    Казуальная  атрибуция – механизм интерпретации  поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта)». [2, с.20]

    Из  всего вышеописанного следует, что  общение людей как восприятие друг друга имеет ряд аспектов, без которых оно невозможно. Общение  состоит из несколько этапов, проходя  которые, человек познает себя через собеседника, оценивает его качества, сопоставляет их со своими качествами или стереотипами, осознает все это и в конечном итоге создает в своем воображении образ.

    Механизмы и принципы общения

    И.Н. Кузнецов в своем учебнике выделяет следующие социально – психологические механизмы общения: заражение, внушение, подражание, убеждение, принуждение.

    Заражение происходит бессознательно, это может  быть передача от одного собеседника  к другому определенных эмоций, чувств.

    Внушение  – более сильный метод воздействия на собеседника. Осуществляется вербальными средствами общения. Здесь важен авторитет говорящего, отдача собеседников и отсутствие сопротивления внушающему.

    Подражание  осуществляется посредством воспроизведения  манеры другого человека говорить, одеваться, вести себя. К примерам подражания можно отнести молодежные субкультуры с определенной манерой одеваться, следование моде.

    Метод убеждения, как считает И.Н. Кузнецов, редко применяется сам по себе. «Убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации <…>, взаимодействует с подражанием и внушением». [2, с.23]. Последние рассчитаны на неосмысленное восприятие информации с влиянием авторитета выступающего (слушание лекций, массовые мероприятия).

    Принуждение более агрессивный метод воздействия на человека, так как подразумевает желание заставить его сделать что-либо вопреки его воле. Принуждение может быть оправдано только в случаях, когда нарушаются нормы правопорядка и закон. 
     

    

      
 
 
 
 
 

   1.2. Общение как взаимодействие 

    Стили общения

    Выделяют  три стиля общения: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

    Ритуальное  общение – это индивидуальный стиль общения, характерный для общения людей, связанных социумом. Простой пример: встреча одноклассников спустя двадцать лет после окончания школы. В их общении могут не присутствовать новые темы, разговор представляет собой подкрепление связи с группой людей. В этом и заключен основной смысл ритуального стиля общения. То есть, предсказуемость и упорядоченность выступают как основные его критерии.

    В понятие  «ритуальное общение» входит межличностный ритуал как обмен наиболее уместными для данной ситуации фразами.

    Под манипулятивным общением понимается достижение скрытых намерений, контроль над мыслями другого человека. Тот, с кем общаются манипулятивным стилем общения, может не догадываться о цели собеседника. Манипулятор остается наедине со своими мыслями, игнорируя других.

    Ниже  приводятся основные приемы манипуляции:

    -  раздражение, или выведение собеседника из состояния равновесия преувеличениями, насмешками, анекдотами для высмеивания предмета разговора или самого собеседника;

    - быстрый  темп речи, «передергивание» слов;

    - намек  на авторитет для дискредитации  собеседника;

Информация о работе Особенности профессионального общения тележурналиста