Персональный имидж современного учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в обосновании необходимости целенаправленного формирования имиджа учителя современной школы и построение модели его имиджа.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
1) Изучить в научной и публицистической литературе понятие "имидж педагога";
2) Определить этапы формирования имиджа педагога и выявить факторы, влияющие на формирование педагогического образа;
3) Определить основные черты собирательного образа учителя с позитивным имиджем;
4) Выявить основные характеристики образа современного педагога.
5) Построить модель имиджа педагога

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Понятие и структура имиджа современного учителя………………………6
§2. Факторы становления имиджа педагога…………………………………...13
§3. Я-концепция и технология построения имиджа педагога………………...18
§4. Модель имиджа учителя……………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа №1 Котышева Е.А..doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Говорят, что  учитель должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Но все  же профессионально наиболее значимыми  считаются три группы качеств:

1) качества, которые  позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему;

2) качества, которые обеспечивают владение собой;

3) качества, способствующие  активному воздействию на ученика. 

Неотъемлемым  компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.

И наконец - общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика - юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. «Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель. Если вы интересны людям, и они тянутся к вам, то смело идите в учителя. Ребятам так надо, чтобы учитель был привлекателен как человек».

Не следует  думать, что учитель - это некий  ангел, «набитый добродетелями» (В.Н. Сорока - Росиньский). Главное - определить свою «породу», найти то хорошее, на что следует опереться и что следует развивать. Специалисты различают три варианта соотношения личности и профессии:

1) есть стойкие,  практически невоспитуемые личные  качества, которые противопоказаны  для данной профессии; например, для учителя абсолютно противопоказаны: злорадство, склонность к тирании, эмоциональная глухота и др. В этом случае лучше подыскать себе другую профессию;

2) есть качества  или способности, которые выражены  слабо, их можно развить или компенсировать за счет других способностей или способов работы;

3) возможны также  различные по способам, но равноценные  по конечному результату варианты  приспособления к условиям профессиональной  деятельности. [13, С. 58-59].

Деловой имидж  и чувства стиля часто определяет дальнейший поворот в карьере. Первое общее впечатление на 93% зависит от созданного вами образа (внешнего вида, одежды, манеры поведения).

Каким должен быть деловой имидж учителя?

      1. Чем консервативнее работа, тем консервативнее должна быть одежда. Не следует красоваться на таком рабочем месте в слишком модных нарядах. Выбирать вечно молодую классику и вы будете всегда в выигрыше.
      2. Работа не место для откровенных нарядов. Прозрачные блузки, мини и глубокие декольте лучше оставить для вечера.
      3. Осторожно выбирать цвета. Используя яркие детали в гардеробе, главное не переусердствовать. Соблюдать чувство меры и завершенности ансамбля.
      4. Деловой имидж включает в себя вещи черного цвета. Но это не означает, что в нем не должны отсутствовать другие цветовые решения. Можно подбирать темно-серый, темно-коричневый или оливковый.
      5. Одежда это только базовый элемент имиджа. Правильно подобранные аксессуары, аккуратная прическа, ухоженные ногти, легкий макияж помогут вам чувствовать себя уверенно и производить только приятное впечатление на других. Не допускать грязных туфель, рваных колготок, или обкусанных ногтей.

Конечно, каждая сфера деятельности вносит свои коррективы в создание рабочего образа.

Для более четкого  представления об имидже учителя  со стороны детей автором был проведен опрос среди учащихся 7- 10 классов. В нем были отражены следующие вопросы:

      1. На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем?
      2. Какие качества учителя (как преподавателя) вы цените больше всего?
      3. Важно ли для вас как выглядит учитель?
      4. Считаете ли вы, что учитель должен одеваться по последней моде?
      5. Важны ли для вас личные качества учителя?
      6. Интересует ли вас личная жизнь учителя?
      7. Как вы считаете, влияет ли имидж учителя на ваше отношение к предмету?

По результатам  опроса сделаны следующие выводы. Учащиеся считают, что при первой встрече с учителем большая часть внимания обращается на внешний вид и манеру общения:

«…Я обращаю  внимание на лицо, на прическу, на одежду (на макияж, если это женщина). 9 кл, жен.»

«…Я обращаю  внимание на характер, манеру общения, отношение к ученикам. 10 кл., жен.»

«… На возраст, на одежду и прическу и конечно  же на то, как она относится к  ученикам. 10 кл., жен.»

«…Возраст, лицо, характер, голос, прическа. 7 кл., муж.»

«…Я обращаю  внимание на то, как она разговаривает, как объясняет тему, на внешний вид. 9 кл., муж.»

«… Когда  учитель накрашен, выглядит красивее, поэтому приятней сидеть на уроках. 7 кл., жен.»

«…Для меня важен  внешний вид учителя, но все должно быть в меру. 10 кл., муж.»

«…Для меня учитель должен быть всегда опрятным, т. е не обязательно, чтобы была дорогая одежда, самое главное, чтобы было все чистое. А макияж только подчеркивает прекрасные черты лица. 10 кл., жен.»

Важной частью имиджа педагога является и то, в  какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.

Вот несколько  выдержек из высказываний учеников:

«…. Я конечно понимаю, что они учителя, но обидно, когда они кричат. 7 кл., жен.»

«…. Самое главное  качество в учителе, что она не кричит. 7 кл., жен.»

Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Может не хватать самого важного аспекта личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Привлекательные люди:

      • часто и охотно улыбаются;
      • обладают хорошим чувством юмора;
      • естественно себя ведут;
      • веселы;
      • часто и охотно говорят комплименты;
      • знакомы с этикетом и следуют ему;
      • уверены в себе;
      • умеют посмеяться над собой;
      • быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
      • осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
      • дружелюбны, с ними легко в общении.

Формирование  личного обаяния сопровождается огромной работой над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные установки по отношению к вам у окружающих, делает общение с вами приятным и комфортным. Помните поговорку: “Встречают по одежке, провожают по уму”? Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным “банком данных” о человеке, и на этом основании они выстаивают свои отношения с другими людьми. И, чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с вашими учениками. [27, С. 122-124].

С чего надо начинать? С улыбки! Ведь это так просто: чуть сократить некоторые мышцы  лица, чуть изменить брови – и  все, ты начинаешь нравиться людям. Улыбка “открывает” нас, делает доброжелательнее, доверительнее.

Необходимо  подчеркнуть, что наши дети высоко ценят  учителя, имеющего чувство юмора. Вот  что они пишут в своих ответах:

«…Почаще улыбаться. 7 кл., жен.»

«…Для меня очень  важны личные качества учителя, особенно юмор! Ведь если все время без  него, то можно стать унылым. 7 кл., жен.»

«…Когда видишь учителя в хорошем настроении, то тебе сразу радостно и хорошо на душе. 9 кл., жен.»

«… Мне бы хотелось, чтобы у каждого учителя  было чувство юмора. 7 кл., муж.»

«…Всегда образ  хорошего настроения. 8 кл., жен.»

«…Самое главное, чтобы учитель относился к  нам хорошо и могла, где надо пошутить. 8 кл., муж.»

«…Нельзя прийти и без эмоций провести урок, нужно  в меру пошутить. 10 кл. жен.»

«… Лучше, когда  учитель веселый, а не скучный. 9 кл., жен.»

В одном из исследований десятилетним девочкам предъявлялись фотографии наборов женской одежды. Девочки достаточно уверенно и согласованно определяли и социальный слой “носительницы” одежды, и даже ее личные характеристики.

Наиболее ясные  знаки – знаки превосходства. Прежде всего, это цена одежды, которая определяется качеством одежды, модностью.

С социальным статусом, кроме цены связан и силуэт одежды. Многие люди называют одежду высокого статуса “строгой”, “официальной”. (Высокостатусным считается силуэт, приближенный к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а низкостатусным – приближающийся к шару. С высоким статусом не совместим пиджак типа реглан, свитер, особенно пушистый, мягкие брюки или джинсы без стрелок и т. д.)

Также важен  цвет одежды. В нашей стране признаком высокого статуса всегда была черно-белая гамма. Чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус.

Надо сказать, что все факторы действуют  только в сочетании.

Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идет переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов).

В одежде учителя  должен отражаться его высокий статус, так как между учениками и  учителем должна возникать определенная дистанция.

Разумно сочетая  требования моды со своим внешним  видом, следует соблюдать такое  правило: быть одетым слишком модно  – признак дурного вкуса, отставать  же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться  по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет одеждой подчеркивать свою женскую привлекательность (сексапильность), он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

Вот так комментируют учащиеся ответы на вопросы о внешности  и о моде:

«… Учитель  должен выглядеть красиво и молодежно. 7 кл., жен.»

«…Честно говоря, я считаю, что учитель должен быть одет современно, но в умеренных  пределах, но конечно, лучше, если учителя носят деловую одежду, соответствующую своей профессии. 7 кл., жен.»

«…По учителю  и мы одеваемся также, ставим себя, как учитель. 7 кл., жен.»

«…Я считаю, что  учитель должен выглядеть строго, в деловом костюме, с красивой прической . 7 кл., жен.»

«…Учительница должна подавать пример своим ученицам. 7 кл., жен.»

«…Все зависит  от вкуса, может быть учителю не идет модная одежда. 7 кл., жен.»

«…Каждый учитель  одевается по-своему, ученик не должен судить учителя по одежке, а должен по знаниям. 8 кл., жен.»

«…Он может модно одеваться в школе и на улице. 8 кл., жен.»

«…Это не самое  главное. Некоторые учителя одеваются  не модно, зато уроки ведут хорошо. 7 кл., жен.»

«…Желательно, правда все упирается в финансы. 10 кл., муж.»

«…Было бы здорово, но у каждого свой стиль, поэтому  это личное дело каждого. …Возможно  ему хотелось бы быть одетым по моде, но не хватает средств, и никто  не может его судить. 10 кл., жен.»

«…Конечно. Ведь если учитель одет в соответствии с современной модой, то он более современный, более схож с подростками, и значит, лучше понимает их, и соответственно быстрее сможет найти подход к своим ученикам. 10 кл., жен.»

«…Не обязательно, но мы живем в городе, и учитель не должен выглядеть, как работник колхоза. 10 кл., жен.»

«… Да. Но не совсем, ведь это учитель и должен подавать пример. А если учитель  придет в драных джинсах, с дыркой в носу или пирсингом в пупке, будет не очень приятно. 9 кл., жен.»

«…Нет. Можно просто носить строгий костюм. 8 кл., жен.»

«… Мне кажется, что учитель имеет право одеваться, как он хочет. 8 кл., жен.»

«… Нет. Если учителю много лет, и он будет  одеваться по модному, то есть носить брюки на бедрах, то это получается не школа, а дурдом. 8 кл., жен.»

«…Конечно, а  то подумают, какая-то бабушка старомодная  пришла. 9 кл., жен.»

«…Пусть учитель  может не носить современную одежду, но главное, чтобы человеку она шла, и соответствовала прическа на голове. 7кл., муж.»

Немаловажное  значение имеет и образ жизни. Имидж вашего образа жизни – это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение, характер. Как ни странно школьники проявляют живой интерес к личной жизни учителя. На вопрос “Интересует ли вас личная жизнь учителя?” только 43% ответили “нет”, 67% ответили положительно (подавляющее большинство - девочки).

Информация о работе Персональный имидж современного учителя