Персональный имидж современного учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в обосновании необходимости целенаправленного формирования имиджа учителя современной школы и построение модели его имиджа.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
1) Изучить в научной и публицистической литературе понятие "имидж педагога";
2) Определить этапы формирования имиджа педагога и выявить факторы, влияющие на формирование педагогического образа;
3) Определить основные черты собирательного образа учителя с позитивным имиджем;
4) Выявить основные характеристики образа современного педагога.
5) Построить модель имиджа педагога

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Понятие и структура имиджа современного учителя………………………6
§2. Факторы становления имиджа педагога…………………………………...13
§3. Я-концепция и технология построения имиджа педагога………………...18
§4. Модель имиджа учителя……………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа №1 Котышева Е.А..doc

— 205.50 Кб (Скачать)

«…Нет, но по учителю  часто видно, что у него происходит в семье. 10 кл., жен.»

«…Мне интересно, сколько детей у учителя, даже иногда хочется побывать у него дома. 7 кл., жен.»

«…Да. Есть ли у  учителя дети, муж, какова семейная обстановка, ссорятся они или нет. 7кл., муж.»

«…Нет, но если учитель будет рассказывать о  своей жизни или фактах биографи, то можно послушать. 7 кл., жен.»

«…Нет. Личная жизнь у каждого своя, поэтому  она и называется личной. 8 кл., жен.»

«…Да, потому что  есть такие учителя, которые приходят расстроенные, избитые, и мне из-за этого интересно. 8 кл., жен.»

«…Да, чтобы  понимать, что в семье происходит, сочувствовать. 9 кл., жен.»

«…Да, но не нужно  совать свой нос слишком далеко. 8 кл., жен.»

«…Нет. Зачем  влазить в чужие дела. 8 кл., жен.»

«…Да, меня волнует  личная жизнь учителя. Вдруг дома какие-то проблемы, а ученик всегда может чем-то помочь. 7кл., муж.»

«…Лично меня нет. А если учитель готов сам рассказать, то пожалуйста, всегда готовы выслушать! 9 кл., жен.»

«…Да, так как  если в семье что-то не так пошло  или какой-нибудь случился скандал, то учитель будет злой в этот день. И всю эту ненависть будет разбрасывать на нас. 7 кл., жен.»

«…Нет. Это ваша жизнь. 10 кл., муж.»

Часто педагог  теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А без интереса к личности нет  интереса к предмету (так считают  психологи). Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.

Уже сегодня  мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий – идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т. д. Секрет успеха профессионального имиджа каждого человека напрямую будет зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. [30, С. 315-317].

Учитель, с точки  зрения учащихся и родителей (это  результаты многочисленных опросов  и наблюдений, проводимых в течение  ряда лет различными исследователями и автором данной работы), в первую очередь, должен быть профессионалом, вести за собой (быть лидером), быть интересной личностью, иметь хорошие деловые качества. Только в этом случае родители и учащиеся его будут уважать. И только в этом случае они будут ценить ту школу, где их учат такие учителя.

"Влюбленный  в детей и увлеченный своей  работой педагог интуитивно и  сознательно выбирает те модели  поведения, которые наиболее адекватны  к достоинству детей и их  актуальным потребностям. Имидж  такого педагога безупречен", пишет В.М. Шепель. [29, С. 354-360]. Таким образом, выбор модели поведения педагогом можно понимать как фактор формирования его имиджа. Следует отметить следующие критерии конструирования поведения:

1) Нравственная безупречность. Правильная интерпретация понятий, таких как честность, справедливость, совестливость, и их неуклонное соблюдение - духовный гарант верности выбора модели человеческого поведения.

2) Учёт конкретных ситуаций, в которых личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Интуитивная оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения.

3) Цель, которую перед собой ставит личность. Полезно дробить цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация представляла собой ступени приближения к ней.

4) Самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-либо стиля общения опасно.

5) Проявление тех личностно-деловых качеств, которые ожидают от личности.

Моделирование поведения следует понимать как осмысленность своих действий в процессе общения. Искусный выбор модели поведения - воспроизводство таких её вариантов, которые при повседневном общении помогут личности стать коммуникабельнее, а потому привлекательнее. При этом работа по формированию имиджа педагога представляется в виде следующей модели: определение требований аудитории, определение сильных и слабых сторон объекта, формирование образа и подведение характеристик под требованиями аудитории, перевод необходимых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную форму, так как сообщения в таком виде более достоверно оцениваются аудиторией. Отмечая существование значительных различий в точности первого впечатления об одном и том же человеке у разных людей, необходимо еще и еще раз подчеркнуть, что эта точность связана не только с возможностями лица, выступающего в роли субъекта познания, но и с особенностями оцениваемого по первому впечатлению человека. Бесспорно, в проявлениях личности находит выражение ее сущность, но чтобы действительно раскрыть и понять эту сущность, надо увидеть личность во всех ее главных связях с действительностью, т.е. в труде, познании и общении.

В результате позитивного  отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Для плодотворной профессиональной деятельности в направлении сотрудничества учителя с учениками педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников. Все это вместе составляет имидж учителя. [30, С. 114-117].

В современных  педагогических словарях имидж учителя определяется как эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Имидж должен отражать личностные качества учителя: профессиональную компетентность, творческий и духовно-нравственный потенциал, владение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, способность к непрерывному образованию. Имидж учителя выполняет следующие функции: профессиональную – в контексте педагогической деятельности способствует выполнению профессиональной функции обеспечение высокого качества обучения и воспитания); социальную – способствует развитию творческой активности учащихся, повышению статуса и престижа профессии учителя, повышению общественной значимости этой профессии; духовно-нравственную - оказывает влияние на формирование личности ученика, проявляющуюся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям); визуальную – оказывает влияние на формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности. Словосочетание «имидж учителя» является сравнительно новым для педагогической науки. И в этой связи мы решили узнать, как сами практикующие педагоги и будущие учителя понимают это словосочетание и что вкладывают в его смысл. В опросе приняло участие 253 человека (учителя школ Каменского района и г. Каменска-Уральского и студенты Каменск-Уральского педагогического колледжа). Полученные ответы учителей и студентов не представляли принципиальной разницы. Обе категории сходятся во мнении и под имиджем учителя понимают совокупность качеств: внешний вид (50%), культура поведения (34%), профессионализм (20%), внутренние принципы (16%), образ учителя (15%), личностные качества (11%), умение производить впечатление (8%). Таким образом, можно сказать, что в общественном сознании практикующих и будущих педагогов имидж учителя понимается как совокупность внешних и внутренних индивидуальных, личностных и профессиональных качеств учителя. Индивидуальный имидж педагога – это гармоничная совокупность внешних и внутренних, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств учителя, призванных продемонстрировать его желания, готовность и способность к субъект – субъектному общению с участниками образовательного процесса. Этого определения будем придерживаться и мы в своем исследовании. Образ учителя, его имидж – это совокупность качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Он синонимичен персонификации, но более обобщен, поскольку в него включены как естественные свойства личности, так и специально наработанные, созданные искусственно. Имидж необходимо рассматривать как часть целой структуры авторитета. Приведение имиджа учителя в состояние, соответствующее целям управления учебно-воспитательным процессом, важный момент в формировании авторитета учителя. Создание привлекательного имиджа учителя является существенным фактором для построения авторитетных отношений. Учитель часто рассматривается окружающими как символ образовательного учреждения. Поэтому позитивный имидж педагога является важной составляющей имиджа общеобразовательного учреждения. Он находится в неразрывной связи и является компонентом общей структуры имиджа общеобразовательного учреждения.

По ходу изучения модели имиджа учителя весь материал можно представить в виде схемы:

Модель имиджа учителя

  1. Внешние факторы:
  • Манеры;
  • Вербальное/Невербальное поведение;
  • Этикет;
  • Визуальная привлекательность;
  • Стиль.
  1. Внутренние факторы:
  • Черты характера;
  • Ответственность;
  • Самооценка;
  • Интересы;
  • Качества, воздействующие на ученика.

 

 

Заключение

 

Вследствие  изучения теоретического материала, подтверждается мнение о том, что имидж - достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы.

Нет однозначного определения имиджа педагога, но довольно четкое, на наш взгляд, из всех указанных  определений - имидж педагога - это  образ одного учителя, в сознании которого происходит выбор определенной манеры поведения, выраженной в индивидуальном стиле деятельности, (в одних случаях осознанный, а в других носящий случайный характер); который находит конкретное внешнее проявление через физический облик педагога, его речь, выразительность его движений, мимики в совокупности с его эстетическим оформлением (одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности); а также через предметно-пространственную среду, в которой осуществляется профессиональная деятельность этого учителя, что в принципе и составляет моменты структуры имиджа педагога. Но все же главным для имиджа педагога становится его коммуникативная составляющая, закладывающаяся на Я-концепции.

В процессе изучения было уяснено, что профессиональная Я-концепция педагога - целостное  представление учителя о себе как о личности, члене общества, работнике, профессионале. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты:

1) Я - реальное - установки, связанные с тем, как педагог воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус; его представлениями о том, каков он на самом деле.

2) Я - зеркальное - установки, связанные с представлениями учителя о том, как его видят ученики, коллеги и другие.

3) Я - идеальное - установки, связанные с представлениями педагога о том, каким он хотел бы стать.

Даже если учитель  не задается целью сконструировать  определенный имидж, но, анализируя свою Я-концепцию, что-то изменяя в ней, придерживаясь определенных моральных  и ценностных установок при общении  с учениками, так или иначе, он формирует определенный образ, приписываемый ему окружающими.

Также было выяснено, что на восприятие учениками образа учителя влияют определенные факторы, вследствие которых был сформирован  определенный имидж. В первую очередь  это мотивация педагога, а затем, по цепочке, осознанность своих действий и оценка возможностей по созданию индивидуального стиля, выбор модели поведения. При этом учитывается то, что педагогу, так или иначе, приходится подстраиваться под тех, кого он воспитывает и обучает. А укрепить определенный имидж педагога позволяют положительные результаты совместной работы с учениками. В итоге формирование имиджа закладывает индивидуальный стиль педагогической деятельности.

При этом следует  помнить, что имидж должен исходить из внутреннего его принятия, а не банального копирования желаемых черт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1) Артамонова Е.И. Компетентностный подход в формировании личности педагога-профессионала / Е.И Артамонова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 10.

2) Берд П. Продай себя. Тактика улучшения вашего имиджа / П. Берд пер. с англ. Т.А. Сиваковой. - М.: Амалфея, 1997. - 371 с.

3) Збронская М.А. Внутренняя структура имиджа / М.А. Збронский. - М.: Синтон, 2005.- 305 с.

4) Ильина Л.А. Актерские способности в деятельности учителя: метод. Пособие / Л.А. Ильина. - Магнитогорск, 1998. - 97 с.

5) Калюжный А.А. Использование психотехник в формировании имиджа учителя / А.А. Калюжный // Вестник интегративной психологии. - Ярославль-Москва: МАПН, 2004. - №2.

6) Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. - М.: Владос, 2004. -394 с.

7) Калюжный А.А. Развитие имиджа учителя в контексте Я-концепции и стилей педагогического взаимодействия / А.А. Калюжный // Социальный психолог. - 2005. - № 2.

8) Калюжный А.А. Теоретико-методологические предпосылки исследования имиджа личности / А.А. Калюжный // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. 2005. - № 3.

9) Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя / А.А. Калюжный // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. - № 5.

Информация о работе Персональный имидж современного учителя