Правовые аспекты Интернет-СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цели данной работы: Выявление специфики сети Интернет, как одного из видов СМИ, которое имеет правовое значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I Особенности сети Интернет как средства расспространения информации………………………………………………………………………4
1.1. Интернет - пространство. Сайт в интернете 4
1.2. Интернет как средство массовой информации 9
Глава II Объекты правового регулирования в сети Интернет………….16
2.1. Проблема авторского права……………………………………...16
2.2. Проблема несанкционированной рекламы в Интернете…….22
Глава III Эффективность законов в Интернет-ресурсах России………...25
3.1 Плагиат в новостной журналистике……………………………25
3.2 Правое регулирование Блогосферы…………………………….26
3.3 Ответственность за информацию в Интернете………………..27
3.4 Плагиат в рекламе…………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....30
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….……….32

Работа содержит 1 файл

ЦЕЛАЯ.docx

— 102.10 Кб (Скачать)

    Уже в начале 2010 года газета  «Ведомости» пишет о том, что  члены совета СМИ получили  поправки к проекту о плагиате, разосланные министерством связи  и массовых коммуникаций РФ.  Главным направлением теперь является борьба с копипастом (метод создания текста, состоящий в механическом комбинировании цитат из одного или нескольких источников, иногда даже без редактирования получившегося текста). Новые поправки гласят о том, что копирование сообщений или отрывков статей другими сайтами без ссылки на источник будет являться недобросовестной конкуренцией, за что предусмотрено наказание административного плана.

  Упоминания  об авторском праве из законопроекта пока удалены, так как в прежнем проекте затрагивалось много правовых сфер. Предположительно, благодаря новому законопроекту значительно снизится воровство информационных сообщений

(Газета  ведомости http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/02/12/225439). 

  • В журнале «Законодательство и практика масс-медиа» (Выпуск №28, декабрь 1996) опубликована статья «Есть ли у интернета правовые проблемы?», автор которой Марина Карелина утверждает, что основным механизмом защиты авторских прав является судебная защита.  Но рассмотрение в судах дел связанных с компьютерными технологиями и в том числе о нарушении авторских прав в этой сфере вызывает у судей серьезные затруднения потому, что в России нет судей-специалистов по этим вопросам. Именно отсутствие кадров приводит к тому, что какие бы законы не принимались, возможность их реализации будет равна нулю (Карелина http://www.medialaw.ru/publications/zip/28/karelina.html).

  И ситуация за 14 лет во многом не изменилась. В суде крайне сложно доказать обстоятельства, имеющие значение для объективного рассмотрения дела, поэтому сегодня  одна из важнейших проблем – проблема доказательства самого факта нарушения  авторских прав в Интернете. Согласно ст. 103 Основ законодательства о нотариате, действия нотариуса сводятся лишь к  работе с вещественными доказательствами и носят состоявшийся характер. 20 июля 2004 г. в Закон об авторском  праве и смежных правах внесены  изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. и затрагивают проблемы авторских прав в Интернете. Эти  изменения связаны с требованиями Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС) и с присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и  художественных произведений (13 марта 1995г.). Впервые законодательно введено  понятие "интернет-право" в виде нового дополнительного имущественного права автора – "права на доведение  до всеобщего сведения". Суть его  том, что только автор имеет право  сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может  иметь доступ к нему в интерактивном  режиме из любого места и в любое  время по своему выбору. Вступило право в силу с 1 сентября 2006 года. В действующем законе появились также две новые статьи, расширяющие возможность защиты прав автора в Интернете. В ст. 48.1 "Технические средства защиты авторского права и смежных прав" установлен запрет на снятие ограничений использования произведений, установленных путем применения технических средств защиты авторского права (см. Приложение 1), которые могут применяться правообладателями для охраны своих прав в цифровой среде.

  Проблема  электронных версий печатных изданий

    В российском контексте эта проблема в значительной мере актуальна для  авторов, сотрудничающих с периодическими печатными изданиями, выходящими также  в электронной форме. Согласно законодательству Российской Федерации право использования  редакциями газет или журналов материалов, подготовленных для своих изданий, не распространяется по умолчанию на онлайновые публикации. Однако на практике при подготовке электронных версий этих изданий отдельные соглашения заключаются далеко не всегда. На Западе также требуется оговаривать  использование произведений в онлайновых версиях СМИ. Так, ещё в 1994 году объединение  американских писателей подготовило  рекомендации для авторов, заключающих  соглашения об электронном воспроизведении  созданных ими текстов. Позиция  составителей этого документа заключается  в том, что и при онлайновых публикациях писатели должны сохранять  за собой авторское право и  право на отчисления с продаж «виртуальных»  экземпляров их книг.

    Необходимо  знать, что факты, т. е. информация, как  таковые, не могут быть защищены авторским  правом. Авторское право защищает только форму, в которую облечена информация, – композицию слов. Оно направлено на борьбу с копированием, плагиатом. 

Авторское право на фотографические  произведения

    Фотографы не сразу были признаны обладателями авторских прав на свои произведения. В течение долгого времени  вопрос о статусе фотографических  произведений как самостоятельного вида объектов авторского права был  предметом дискуссии. Многие рассматривали  фотографию лишь как результат технического копирования с помощью фотоаппарата и набора химикатов. На самом же деле вклад фотографа в создание фотографии носит творческий характер, ведь он сам выбирает сюжет, формирует композицию, оценивая эстетическую выразительность  создаваемого кадра. Роль фотографических  произведений в современных СМИ  достаточно велика и интерес к фотографии продолжает возрастать, поскольку работники средств массовой информации понимают значимость и силу воздействия фотографии как одного из уникальных видов искусства, сочетающего в себе и творчество и документальность. 
     В ныне действующем Законе «Об авторском праве и смежных правах» прямо указано на охрану фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, причем авторское право на фотографию, также как и на любое другое охраняемое законом произведение, возникает с момента ее создания и действует в течение всей жизни автора и пятидесяти лет после его смерти (http://www.internet-law.ru/law/avt/avt.htm). 
      Несмотря на правовые традиции и регламентацию в законодательстве, фотографы постоянно сталкиваются с откровенным игнорированием Закона и нарушением их прав в СМИ. Нарушаются договоренности по оплате, фотографии публикуются без ведома и согласия автора, нередко искажается фамилия автора, либо, что уже совсем недопустимо, она вообще не указывается.  
     Часто сотрудники СМИ используют произведения фотографии, не задумываясь о том, что у всех фотоснимков есть авторы и с ними необходимо связаться для согласования условий их публикации. Нередко современные журналисты для иллюстрации собственных работ используют фотографии из Интернета.  
     Представители весьма известных СМИ высказали точку зрения, что если в публикации указано имя автора фотоснимка, то права на гонорар он не имеет, поскольку ему и так сделана бесплатная реклама. Это звучит абсурдно, ведь личные неимущественные права неотчуждаемы и только автор решает, как будет указываться (или не указываться) его

имя  (Тулубьева, Погуляев http://old.appraiser.ru/info/articles/art109.htm).

    Юристы  советуют фотографам, размещающим свои фотографии на сайте (интернет-альбом фотографий) размещать работы в формате  RAW17. Этот формат  является достаточно сильным доказательством того, что именно Вы являетесь автором фотографии, а соответственно, обладаете на нее авторскими правами.

  Вывод: Таким образом, проблема авторского права в Интернет – журналистике по-прежнему остается актуальной. Практика уже давно признает сайт объектом авторского права, что облегчает защиту прав автора. Но пока невозможно урегулировать это на законодательном уровне. Причиной этому служит ряд технических особенностей сети, например, легкость создания копий в неограниченном количестве, и также легкость записи на жесткий диск персонального компьютера частей Интернет - сайта (что является нарушением права на воспроизведение). Это делает каждого пользователя сети потенциальным нарушителем законодательства. Именно поэтому в этой отрасли права так важен уровень правовой культуры и правосознания общества как, пожалуй, ни в каких других отраслях права. 

2.2. Проблема несанкционированной рекламы в Интернете 

       Интернет - один из самых молодых на данный момент рекламоносителей.

Интернет-реклама - это подача рекламной информации с использованием средств Интернет. Преимущество Интернет рекламы заключается в том, что цены на нее минимальны, охват аудитории огромен, а себестоимость невелика. Действие Интернет рекламы видно практически сразу.

       Преимущественная особенность интернет рекламы состоит в легком воздействии на определенные узкие целевые аудитории, что просто невозможно достичь при помощи широковещательных СМИ. Рекламная компания в Интернет - это легко управляемый процесс, т.е. коррективы в интенсивность показов, фокусировку интернет рекламы и даже сами рекламные блоки можно вносить непосредственно в процессе проведения рекламных мероприятий. К самой значительной особенности интернет рекламы можно отнести возможность анализировать эффект мероприятий в режиме реального времени.

       Итак, цель Интернет рекламы: повышение объема продаж, посредством привлечения аудитории на Интернет ресурс компании.

         Особенности Интернет рекламы: Эффективность Интернет рекламы зависит собственно в основном от места расположения. В идеале Интернет реклама должна располагаться так, чтобы одновременно попасть на глаза пользователю и не мешать ему при этом получать информацию.

Разновидности Интернет рекламы:

      Медийная реклама — размещение текстово-графических рекламных материалов на сайтах, представляющих собой рекламную площадку. По многим признакам аналогична рекламе в печатных СМИ. Как правило, медийная реклама имеет форму баннерной рекламы.

    Контекстная реклама — размещение текстово-графических рекламных материалов рядом с результатами поиска на сайтах, предлагающих пользователю функцию поиска. Демонстрация тех или иных рекламных сообщений зависит от поискового запроса пользователя. Как правило, поисковая реклама имеет форму текстовой рекламы.

Другие  виды рекламы в интернете как  правило совмещают признаки медийной и поисковой рекламы или же переносят эти признаки в смежные  с размещением на интернет-страницах области: так, видами интернет-рекламы считаются размещение рекламы в рассылках по подписке и размещение рекламы в клиентах программ, установленных на рабочей станции пользователя.

Существует  еще одна разновидность рекламы, получаемой пользователем сети Интернет. Реклама может достигать получателя, используя его электронный адрес.  Основные преимущества данного способа:

    • электронная почта есть практически  у всех пользователей Сети;

    • e-mail представляет собой push-технологию вещания;

    • дает возможность персонифицированного обращения;

    • интересное, с точки зрения получателя, сообщение может быть распространено им среди его коллег и знакомых;

    В Интернете существует множество  списков рассылки, которые посвящены  различным тематикам. Получатели подобных писем собственноручно подписались  на рассылку, и в любой момент у них есть право и возможность  отменить свою подписку. Реклама в рассылках как правило аналогична баннерной рекламе в Интернете, с отличием по способу ограничения целевой аудитории: социально-демографические параметры и интересы аудитории могут зависеть не только от тематики рассылок, но и от данных анкеты подписчика. Особую категорию составляют  несанкционированные рассылки:

  • Спам — массовая рассылка рекламных объявлений по электронной почте без согласия получателей. Рассылка спама считается нарушением этикета и правил применения компьютерных сетей. Специфичность этого вида интернет-продвижения состоит не в анонимности рекламораспространителя и не в том, что спам — незапрошенная рассылка (многие виды рекламы являются незапрошенными или «несанкционированными», многие — анонимными). Особенность спама в том, что основную часть затрат по доставке рекламы несут потребители и интернет-провайдеры, тогда как источник спама ничем не компенсирует им доставку сообщений. По данному признаку спам не является рекламой, поскольку реклама по определению использует платные каналы доведения сообщения до аудитории.
  • Индивидуальные  письма: рассылка индивидуальных писем по электронной почте — инструмент директ-маркетинга, требующий времени и персонализации сообщений. Ему предшествует работа по сбору адресов. С другой стороны, письмо попадает именно тем представителям аудитории, в чьем внимании инициатор рассылки в наибольшей степени заинтересован.

    Реклама, согласно Закону «О рекламе», может  распространяться в любой форме  и с помощью любых средств.  К рекламе в Интернете применимы  все те же требования, которые применяются к любой другой рекламе, в том числе и требование о том, чтобы реклама была надлежащей (Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Раскрутка сайта).

    С другой стороны, было показано, что  сайт, как правило, не относится к СМИ, следовательно, те ограничения, которые законодатель предъявляет к рекламе, размещенной в СМИ, на web-сайты не могут быть распространены - так, вполне допустимо размещение на сайте нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку, модель, артикул товара, либо на его изготовителя и без пометки "на правах  рекламы" и вообще без любого специального уведомления о том, что данный материал является рекламным, владельцы сайтов вправе взимать плату за размещение рекламы под видом информационного или авторского материала.

     Лидеры  несанкционированной рекламы в Интернете
  •       Главными разносчиками спама  эксперты в этой области называют  США и Россию. На их долю  приходится 15,4 и 7,4 % мирового спам-трафика  соответственно. Третье место по  объему спама занимает Турция. За первый квартал 2008 года объем  спама, отправляемого из этой  страны, увеличился с 3,8 до 5,9 процента.

          Далее в списке главных спамеров расположились Китай, Бразилия, Южная Корея, Польша, Италия, Германия, Великобритания, Испания и Франция. На их долю приходится 29 процентов мировой спам-рассылки.

          Впервые спамером номер два Россия стала по итогам четвертого квартала 2007 года, когда ее доля достигла 8,3 процента. Доля США в мировом объеме спама в конце 2007 года равнялась 21,3 процента. На третьем месте был Китай с 4,2 процента.18

        Сделаем вывод: Традиционные правовые нормы о рекламе не могут эффективно регулировать интернет-рекламу, потому что:

    Информация о работе Правовые аспекты Интернет-СМИ