Пресса современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Изучение печатных СМИ современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; печатные СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; в России газеты и журналы становятся мощным смыслопроизводящим институтом, формирующим плюрализм знаний и взглядов людей на мир; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания. С началом кардинальной трансформации российского общества в конце прошлого столетия печатные СМИ становятся важным актором в процессе реформирования других социальных институтов, формирования новых демократических, экономических и межгрупповых отношений; принципиально новым в развитии СМИ становится нелинейность процессов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТиПМИ.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

       На  уровне российской журналистики сказывается  отставание подготовки кадров от быстрого количественного роста СМИ. Падение  профессионального уровня журналистики в России бесспорно. Это очень  сложный процесс. С одной стороны, оперативность, разнообразие, многоплановость, быстрота доставки информации неизмеримо выросли по сравнению с советским периодом, с другой - обработка этой информации проводится на низком уровне. На страницах газет нередки стилистические, грамматические, грубые фактические ошибки, искажения фактов, неточности в освещении исторических, географических, этнических реалий.

       Обращает  на себя внимание обеднение жанровой палитры нашей прессы. Почти нет  очерков, фельетонов. Кроме других причин, это объясняется и отсутствием  профессионалов, острой нехваткой квалифицированных кадров. Особенно остра проблема журналистской квалификации сегодня, когда пресса вступает в период более стабильных отношений и появляются газеты, которые выживают и завоевывают аудиторию[2,128].

       Высокая степень влияния на типологию средств массовой информации осуществляется через аудиторию. Если телевидение и радио, несмотря на трудности, достаточно доступны для россиян, то газеты практически утратили свой когда-то универсальный охват населения. Значительная часть российских граждан не выписывает газеты, не покупает их в киосках, обходится только телевизионной информацией, прежде всего из-за высоких цен на газеты и журналы. Конечно, это не единственная причина падения тиражей газет и журналов. Немалое значение имеет и определенная потеря доверия к ним со стороны аудитории. Вместе с тем и низкая покупательная способность населения мешает развитию тесных контактов между газетами, журналами и массовой аудиторией. Отсутствие регулярного взаимодействия с аудиторией обедняет прессу, делает ее еще большей заложницей в политических играх, которые ведут владельцы некоторых изданий.

       Перспективы прессы во многом зависят и от использования  новых технологий, прежде всего Интернета. Однако как бы активно ни использовались Интернет и спутниковая связь для передачи информации, успех СМИ зависит от содержания. Московскую газету можно прочитать в Интернете во многих городах, но для того, чтобы она имела смысл для какого-либо конкретного города, она должна помочь понять и местные проблемы. Только соединение местного и общероссийского может стать ключевым моментом в воссоздании общероссийских информационных структур. Общероссийские СМИ необходимы для развития экономики и культуры России как единого экономического, культурного и политического целого[1,142]. 

    1. Периодическая печать Российской Федерации
 

       Периодическая печать - одно из основных средств массовой информации и пропаганды. Она является мощным орудием социальной и политической борьбы, просвещения, распространения  научных знаний, развития культуры, формирования мировоззрения и другое. 
Естественно, в современном мире пресса может иметь только ту свободу слова и политической информации, только те пропагандистские функции, которые напрямую зависят от социально-экономического строя государства и внутри- и внешнеполитических интересов его правительства.

       Периодическая печать сегодня - это, прежде всего, редакция периодического издания - трудовой, производственно-творческий коллектив, система, элементами которой  являются творческие и технические сотрудники[9].

       Рынок периодических изданий имеет  сложную многослойную структуру, сформировавшуюся в нескольких срезах. Первый из них  определяется спецификой различных  СМИ. В соответствии с этим рынок  разделяется на несколько секторов. Один из них - рынок периодической печати (прессы). На нем представлены газеты, еженедельники, журналы, бюллетени, альманахи и другие печатные издания с разной периодичностью выхода. Все предсказания об исчезновении газет и других печатных периодических изданий, которые будут вытеснены другими, более совершенными СМИ, оказались несостоятельными. Этот рынок продолжает развиваться, хотя и более медленными темпами.

       Перемены, происшедшие в общественно-политической и экономической жизни страны, привели к заметным изменениям в  структуре периодической печати РФ. Выход новых изданий, рассчитанных на удовлетворение интересов различной аудитории, способствовал становлению информационного рынка, учитывающего многообразие источников информации и ее распространение в различного типа периодических изданиях[4, 98].

       Читательские  интересы, демографические, социальные факторы способствовали формированию новой структуры печати. В нее  вошла периодика, предназначенная  широкому кругу читателей и различающаяся  по тематике и адресности: общественно-политические издания, издания универсального содержания, молодежные издания и издания для детей, женские издания, рекламно-информационные.

       Особое  место в структуре периодической  печати занимает деловая и аграрная пресса, предназначенная для людей, занятых в сферах экономики, сельскохозяйственного производства, фермерства, бизнеса, финансов, бухгалтерского учета.

       Кроме того, в структуре периодики утвердились:

  • международные общественно-политические и социально-экономические издания;
  • издания национальных групп, землячеств;
  • административных регионов;
  • религиозные издания;
  • издания для семьи, отдыха;
  • издания для интеллигенции;
  • издания политических партий и объединений;
  • издания для безработных;
  • посвященные фантастике, мистике, астрологии;
  • эротические издания[8].

       Каждое  структурное звено системы периодической  печати имеет свои особенности, свои цели и задачи.

       В газетно-журнальном мире России деловая  пресса представлена разветвленной  сетью изданий различных по формату, периодичности, тиражам, аудиторной ориентации, способу финансирования. В структуру деловой прессы входят газеты, журналы, периодически выходящие бюллетени и приложения. От всех других типов изданий они отличаются преимущественной ориентацией на освещение деловой жизни, мира бизнеса, а также характером финансирования издания.

       Типологически деловая пресса неоднородна. И все  же если ее систематизировать, то можно  выделить несколько групп. Это, во-первых, массовые издания: «Деловой мир», «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ-Дейли» (Москва), «Российская экономическая газета» (Петербург), «Город N» (Ростов-на-Дону), «Экономика и мы» (Уфа). Отражая все сферы общественной жизни, они вместе с тем содержат наиболее важную деловую информацию. Вторую группу составляют издания, посвященные конкретной сфере деловой жизни. В их числе: «Акционер», «Медицина для Вас», «Рынок» и другие. Их можно отнести к массовым специализированным изданиям с узким диапазоном информации. Третья группа – специализированные издания: «Финансовая газета», «Биржевые ведомости» (Москва), «Петербургский финансовый вестник», «Биржа» (Нижний Новгород), «Банковский вестник» (Уфа). Они предназначены для аудитории, интересующейся конкретной сферой бизнеса[5, 167].

       Неотъемлемой  частью структуры периодической  печати России является аграрная пресса. Наряду с существовавшей ранее газетой «Сельская жизнь» появились новые виды газет, рассчитанные на сельского читателя или тех, кого интересуют проблемы деревни и работы на земле. Среди них: «Российский фермер», «Крестьянские ведомости», «Крестьянская Россия», «Нива России», «Сельский коммерсант», «Земля и люди»[5, 168].

       В новых условиях началась переориентация большинства периодических изданий  с учетом требований времени и  интересов читательской аудитории. Одними из первых это признали женские  издания. Они, отражая растущую активность женского движения, расширение права на информацию и учитывая открывшиеся возможности выпуска независимых изданий, заявили о необходимости изменения положения и содержания женских изданий и увеличения их числа.

       Обновлявшаяся концепция женской прессы, ее деполитизация вызвали к жизни издания для семейного чтения, издания, возрождавшие национальные традиции, удовлетворявшие духовные, эстетические, эмоциональные запросы читательской аудитории. Новые стороны открылись у проблем женского труда – это не только работа у станка, но и участие в бизнесе, в собственном деле.

       Духовная  и экономическая самостоятельность, тесно связанная с социальной защитой женщины, ее моральной и  психологической поддержкой резко  изменили характер женской периодики, сделали ее разнообразной по типу и характеру.

       Появились новые издания газетного типа. Они, сразу же, обратили на себя внимание необычностью названий: «Сударушка», «Натали», «Дочки-матери», «Деловая женщина», «Женское счастье» и многие другие. Непривычными были их содержание, формат, оформление.

       Появились издания, в выпуске которых приняли  участие зарубежные партнеры. Так, совместный русско-индийский журнал «Диалог» выходит  на русском языке – в Москве, на английском – в Дели. «Мир женщины» выпускается на русском и нескольких иностранных языках только в Москве, но распространяется во многих странах Европы и в государствах СНГ. Международные журналы «Женский клуб», «Славянка», рассчитанные на современных деловых женщин, по оформлению и содержанию сориентированы на западные образцы. Также в системе женской периодики появилось еще одно издание. Им стал журнал «Космополитен» на русском языке, представляющий собой московский вариант американского журнала под этим же названием[5, 172].

       В середине 90-х годов молодежная пресса России структурировалась в различного типа издания, предназначенные для детей, подростков, юношества. И хотя каждое из них отличалось своими особенностями, связующими оставались общие цели. Дифференцированная для каждой возрастной группы, молодежная журналистика помогает читателям самоопределиться, найти свое место в обществе, пройти различные процессы социализации, обрести для себя определенные ориентиры в жизни.

       В детской и юношеской прессе появился тип издания, практически ранее  не существовавший. Во многих городах страны стали выходить газеты и журналы, издаваемые самими юными журналистами. Так, в Москве стала выходить газета «Глагол», в г. Екатеринбурге – «Честное слово», в г. Челябинске – «Баста!», в г. Пятигорске – «Веселый ветер», в г. Калуге – «Контакт», в г. Пушкин Ленинградской обл. – «Стена» и десятки других.

       И все же интересы широких молодежных масс выходят далеко за пределы политических пристрастий. Возможность выбора изданий, появившихся в условиях рынка  и конкурирующих между собой, потребовала расширения информационного поля. Молодежную проблематику сделали для себя обязательной многие газеты. Они посвящают ей регулярно выходящие «Странички», специальные полосы, подборки. «Новая ежедневная газета» выпускает для студенчества еженедельную газету в газете «Латинский квартал», в «Аргументах и фактах» стало регулярным специальное приложение «Я молодой!». В «Московском комсомольце» и «Московской правде» часто появляется газета «Глагол».

       Далеко  за пределы понятий «молодежная  печать» и «молодежная проблематика» вышли газеты «Комсомольская правда» и «МК – Московский комсомолец». Десятилетиями главным для них было формирование у юношей и девушек коммунистической идеологии, воспитание трудового энтузиазма. «Комсомолка» и «МК» и сейчас продолжают оставаться любимыми газетами не только молодежи, но и читателей старшего возраста[5, 185].

       Вначале 90-х гг. в России появилось около 1200 газет, журналов, бюллетеней различных политических направлений. Основная масса, их издавалась в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Омске, Нижнем Новгороде и других крупнейших городах страны, но постепенно подобные издания стали выходить и в средних по численности населения городах, и в районных центрах.

       К середине 90-х гг. разветвленную сеть изданий политических партий и движений представляли общероссийские, республиканские, областные, краевые, районные, городские газеты.

       Среди изданий, откровенно выражавших свою политическую приверженность, стали «Правда России»  – газета Коммунистической партии Российской Федерации, «Правда Жириновского», «Сокол» – газеты либерально-демократической партии России, «Срочно в номер» – орган Партии экономической свободы и другие.

         Российский газетный рынок по  объёмам пока превышает журнальный, да и самих газет в стране  зарегистрировано значительно больше всех других периодических печатных изданий вместе взятых. 

Информация о работе Пресса современной России