Пресса современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Изучение печатных СМИ современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; печатные СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; в России газеты и журналы становятся мощным смыслопроизводящим институтом, формирующим плюрализм знаний и взглядов людей на мир; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания. С началом кардинальной трансформации российского общества в конце прошлого столетия печатные СМИ становятся важным актором в процессе реформирования других социальных институтов, формирования новых демократических, экономических и межгрупповых отношений; принципиально новым в развитии СМИ становится нелинейность процессов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТиПМИ.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Таблица 2. Издательские ниши, показавшие падение рекламных доходов в I полугодии 2009 года ниже, чем по рынку прессы в целом

Издательская ниша Падение доходов в I полугодии 2009г. по отношению к 2008г.
Трудоустройство -73.0%
B2B -35.2%
Туризм  и путешествия  -62.5%
Каталоги: строительство, интерьер -61.1%
Молодежные  -59.9%
Электронная техника  -59.0%
Бортовые  журналы -57.6%
Деловые и общ.-полит. журналы  -55.6%
Автомобильные (рекламные) -49.3%
Автомобильные -48.9%
Путеводители  по развлечениям -48.5%
Компьютерные  -48.3%
Ежедневные  деловые газеты -45.2%
 

       Из  таблицы 2 видно, что издательские ниши, выпавшие из группы лидеров по рекламным бюджетам, также "лидируют" в падении рекламных доходов в разгар кризиса.

       Многие  из верхних строчек таблицы 2 объяснить очень несложно. В частности, автомобильные издания потеряли большое количество рекламных бюджетов, т.к. кризис в мировом автопроме был особенно глубоким. Точно так же прозрачно объяснение падения в нише "Трудоустройство": какая может быть там реклама, если количество рабочих мест сокращается? Думается, по той же самой причине "просели" строительные каталоги (не до ремонтов), а также издания о туризме и путешествиях.

       Что касается компьютерных изданий, то, похоже, их основные группы рекламодателей "изменили" им в пользу интернета. А вот молодежные издания по какой-то неведомой причине  не приживаются в России. Видимо, поэтому и кризисные явления для этой издательской ниши оказались особенно значительными.

       Падению бюджетов в нише деловых и общественно-политических изданий также легко объяснить - бюджетообразующими группами рекламодателей там были недвижимость, финансовые и страховые услуги и автомобили. А все эти отрасли экономики сильно пошатнулись в кризис.

       Интересно, что все "газетные" ниши демонстрируют  устойчивый рост доходов, несмотря на кризис. И более того, в кризисное  полугодие (2009 год) газеты всех типов потеряли рекламных денег меньше, чем рынок прессы в среднем. Кроме газет, устойчивый рост доходов наблюдается у ниши изданий по трудоустройству и ТВ-гидов. Таким образом, можно уверенно утверждать, что интерес рекламодателя к этим группам изданий - устойчив.

       Теперь  логично перейти к товарным группам, чтобы определить, какие из них  наиболее сильно повлияли на спад рекламы  в прессе в момент кризиса, и за счет чего происходит восстановление рекламных бюджетов сейчас.

Таблица 3. ТОП-10 товарных категорий рекламодателей-лидеров по бюджетам, размещенным в прессе в 1 полугодии 2010 года

Издательская ниша Доход в млн. руб за 1 полугодие 2010 г.
Classified 2 173
Медицина, лекарства, БАДы 1 757
Парфюмерия  и косметика  1 668
Автомобили  и аксессуары 1 141
Одежда, обувь, аксессуары 905
Финансовые  и страховые услуги 520
Алкогольные напитки и пиво 513
Часы  и ювелирные изделия  420
СМИ и  спецмероприятия  342
Мебель  и предметы интерьера  312
 

       Списки лидеров по бюджетам с кризисом не изменились. Но все же падение объемов доходов от разных товарных групп не было одинаковым. Поэтому для прояснения картины перейдем к анализу приростов доходов.

Таблица 4. ТОП-10 товарных групп рекламодателей, показавших наибольший прирост рекламных бюджетов в I полугодии 2010 года

Товарная группа Прирост рекламных бюджетов в I полугодии 2010 г. по отношению к 2009г.
Бытовая химия +80.5%
Бытовая техника +66.5%
СМИ и  спецмероприятия +34.1%
Медицина, лекарства, БАДы +31.5%
Финансовые  и страховые услуги +25.3%
Продукты  питания и напитки +21.6%
Торговые  организации +15.1%
Часы  и ювелирные изделия +14.6%
Алкогольные напитки и пиво +14.1%
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника +12.3%
 

       И, наконец, посмотрим, какие типы рекламодателей сильнее всего сократили свои рекламные бюджеты в кризисном полугодии.

       Таблица 5. ТОП-10 товарных групп рекламодателей, показавших наибольшее сокращение рекламных бюджетов в 1 полугодии 2009 года

Товарная группа Падение доходов в 1 полугодии 2009г. по отношению к 2008г.
Бытовая химия -72.6%
Недвижимость  -70.8%
Бытовая техника  -64.7%
Финансовые  и страховые услуги -63.8%
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника  -63.5%
Строительные  товары и услуги -50.9%
Компьютеры  и оргтехника, софт -50.8%
Автомобили  и аксессуары -48.4%
Часы  и ювелирные изделия  -47.8%
Classified -47.6%
 

       Во  всех таблицах присутствует "Бытовая химия". К тому же, если принять во внимание, что эта товарная группа не входит в число лидеров по размещаемым бюджетам, то напрашивается вывод, что рекламодатели этой группы рассматривают прессу как эксперимент, от которого при сокращении рекламных бюджетов можно отказаться, но после - вернуться.

       Товарная  группа "Часы и ювелирные изделия" тоже присутствует во всех таблицах, но в этом случае причины иные. Те бренды часов и украшений, что рекламируются в прессе, в основном относятся к разряду дорогих и очень дорогих товаров. Для этой группы рекламодателей пресса - один из основных рекламоносителей, но в кризис товары такого рода вряд ли хорошо раскупаются, и потому рекламные бюджеты были сильно сокращены. Однако они стали стремительно восстанавливаться, как только экономическая ситуация немного стабилизировалась - люксовые бренды не могут позволить себя забыть.

       В таблицах лидеров по приростам рекламы до и после кризиса -  
целых три товарных группы - "Алкоголь", "СМИ и спецмероприятия" и "Медицина, лекарства, БАДы" - не только показывают стабильный рост вложений в прессу, но и меньшее, чем у прочих, сокращение рекламы в кризис[14].

       Анализ  изменений на рынке прессы, произошедших после кризиса, логично продолжить данными по изданиям. Сначала сравним списки изданий-лидеров по доходам от рекламы в первых полугодиях 2008 и 2010 гг.

       Лидеры I полугодия 2010 года:

  • Комсомольская правда
  • Cosmopolitan
  • КоммерсантЪ
  • Антенна-Телесемь
  • 7 дней
  • Аргументы и факты
  • Из рук в руки
  • Работа & Зарплата
  • Elle
  • Недвижимость и цены

       А вот издания-лидеры последнего докризисного полугодия:

  • Работа & Зарплата
  • Автомобили и цены
  • Комсомольская правда
  • Из рук в руки
  • 7 дней
  • Cosmopolitan
  • КоммерсантЪ
  • Ведомости
  • Недвижимость и цены
  • Elle

Таблица 6. ТОП-10 изданий из первой сотни, показавших наибольший прирост рекламных бюджетов в I полугодии 2010 года по отношению к I полугодию 2009г.

Издание Прирост рекламных бюджетов в I полугодии 2010 г. по отношению к 2009 г.
Metro +175.7%
Теленеделя  +163.5%
Телепрограмма +109.2%
Работа  сегодня  +63.4%
Антенна-Телесемь +59.0%
Финанс  +50.1%
Ваш досуг  +47.2%
Collezioni +43.9%
OK! +42.3%
Гастрономъ  +38.7%
Обустройство  и ремонт +29.6%
 

       И, наконец, данные о падении рекламных доходов по ТОП-10 "аутсайдеров" (т.е. тех изданий из первой сотни, которые в I полугодии 2009 года потеряли больше всего денег от рекламы):

       Таблица 7. ТОП-10 изданий, показавших наибольшее сокращение рекламных бюджетов в I полугодии 2009 года

Издание Падение доходов в I полугодии 2009г. по отношению к 2008г.
Работа&Зарплата -73.7%
Работа  сегодня  -73.3%
Работа  для Вас  -72.7%
РБК Daily -71.2%
Туризм  и отдых  -70.3%
Русский репортер -64.4%
Отдохни! -64.1%
Труд -63.5%
Авто  новые и с пробегом. Из рук в  руки -60.6%
Аэрофлот  -60.1%
Обустройство & Ремонт -58.8%

Информация о работе Пресса современной России