Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа
Изучение печатных СМИ современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; печатные СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; в России газеты и журналы становятся мощным смыслопроизводящим институтом, формирующим плюрализм знаний и взглядов людей на мир; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания. С началом кардинальной трансформации российского общества в конце прошлого столетия печатные СМИ становятся важным актором в процессе реформирования других социальных институтов, формирования новых демократических, экономических и межгрупповых отношений; принципиально новым в развитии СМИ становится нелинейность процессов.
Таблица 2. Издательские ниши, показавшие падение рекламных доходов в I полугодии 2009 года ниже, чем по рынку прессы в целом
| Издательская ниша | Падение доходов в I полугодии 2009г. по отношению к 2008г. |
| Трудоустройство | -73.0% |
| B2B | -35.2% |
| Туризм и путешествия | -62.5% |
| Каталоги: строительство, интерьер | -61.1% |
| Молодежные | -59.9% |
| Электронная техника | -59.0% |
| Бортовые журналы | -57.6% |
| Деловые и общ.-полит. журналы | -55.6% |
| Автомобильные (рекламные) | -49.3% |
| Автомобильные | -48.9% |
| Путеводители по развлечениям | -48.5% |
| Компьютерные | -48.3% |
| Ежедневные деловые газеты | -45.2% |
Из таблицы 2 видно, что издательские ниши, выпавшие из группы лидеров по рекламным бюджетам, также "лидируют" в падении рекламных доходов в разгар кризиса.
Многие из верхних строчек таблицы 2 объяснить очень несложно. В частности, автомобильные издания потеряли большое количество рекламных бюджетов, т.к. кризис в мировом автопроме был особенно глубоким. Точно так же прозрачно объяснение падения в нише "Трудоустройство": какая может быть там реклама, если количество рабочих мест сокращается? Думается, по той же самой причине "просели" строительные каталоги (не до ремонтов), а также издания о туризме и путешествиях.
Что касается компьютерных изданий, то, похоже, их основные группы рекламодателей "изменили" им в пользу интернета. А вот молодежные издания по какой-то неведомой причине не приживаются в России. Видимо, поэтому и кризисные явления для этой издательской ниши оказались особенно значительными.
Падению
бюджетов в нише деловых и общественно-
Интересно, что все "газетные" ниши демонстрируют устойчивый рост доходов, несмотря на кризис. И более того, в кризисное полугодие (2009 год) газеты всех типов потеряли рекламных денег меньше, чем рынок прессы в среднем. Кроме газет, устойчивый рост доходов наблюдается у ниши изданий по трудоустройству и ТВ-гидов. Таким образом, можно уверенно утверждать, что интерес рекламодателя к этим группам изданий - устойчив.
Теперь логично перейти к товарным группам, чтобы определить, какие из них наиболее сильно повлияли на спад рекламы в прессе в момент кризиса, и за счет чего происходит восстановление рекламных бюджетов сейчас.
Таблица 3. ТОП-10 товарных категорий рекламодателей-лидеров по бюджетам, размещенным в прессе в 1 полугодии 2010 года
| Издательская ниша | Доход в млн. руб за 1 полугодие 2010 г. |
| Classified | 2 173 |
| Медицина, лекарства, БАДы | 1 757 |
| Парфюмерия и косметика | 1 668 |
| Автомобили и аксессуары | 1 141 |
| Одежда, обувь, аксессуары | 905 |
| Финансовые и страховые услуги | 520 |
| Алкогольные напитки и пиво | 513 |
| Часы и ювелирные изделия | 420 |
| СМИ и спецмероприятия | 342 |
| Мебель и предметы интерьера | 312 |
Списки лидеров по бюджетам с кризисом не изменились. Но все же падение объемов доходов от разных товарных групп не было одинаковым. Поэтому для прояснения картины перейдем к анализу приростов доходов.
Таблица 4. ТОП-10 товарных групп рекламодателей, показавших наибольший прирост рекламных бюджетов в I полугодии 2010 года
| Товарная группа | Прирост рекламных бюджетов в I полугодии 2010 г. по отношению к 2009г. |
| Бытовая химия | +80.5% |
| Бытовая техника | +66.5% |
| СМИ и спецмероприятия | +34.1% |
| Медицина, лекарства, БАДы | +31.5% |
| Финансовые и страховые услуги | +25.3% |
| Продукты питания и напитки | +21.6% |
| Торговые организации | +15.1% |
| Часы и ювелирные изделия | +14.6% |
| Алкогольные напитки и пиво | +14.1% |
| Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника | +12.3% |
И, наконец, посмотрим, какие типы рекламодателей сильнее всего сократили свои рекламные бюджеты в кризисном полугодии.
Таблица 5. ТОП-10 товарных групп рекламодателей, показавших наибольшее сокращение рекламных бюджетов в 1 полугодии 2009 года
| Товарная группа | Падение доходов в 1 полугодии 2009г. по отношению к 2008г. |
| Бытовая химия | -72.6% |
| Недвижимость | -70.8% |
| Бытовая техника | -64.7% |
| Финансовые и страховые услуги | -63.8% |
| Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника | -63.5% |
| Строительные товары и услуги | -50.9% |
| Компьютеры и оргтехника, софт | -50.8% |
| Автомобили и аксессуары | -48.4% |
| Часы и ювелирные изделия | -47.8% |
| Classified | -47.6% |
Во всех таблицах присутствует "Бытовая химия". К тому же, если принять во внимание, что эта товарная группа не входит в число лидеров по размещаемым бюджетам, то напрашивается вывод, что рекламодатели этой группы рассматривают прессу как эксперимент, от которого при сокращении рекламных бюджетов можно отказаться, но после - вернуться.
Товарная группа "Часы и ювелирные изделия" тоже присутствует во всех таблицах, но в этом случае причины иные. Те бренды часов и украшений, что рекламируются в прессе, в основном относятся к разряду дорогих и очень дорогих товаров. Для этой группы рекламодателей пресса - один из основных рекламоносителей, но в кризис товары такого рода вряд ли хорошо раскупаются, и потому рекламные бюджеты были сильно сокращены. Однако они стали стремительно восстанавливаться, как только экономическая ситуация немного стабилизировалась - люксовые бренды не могут позволить себя забыть.
В
таблицах лидеров по приростам рекламы
до и после кризиса -
целых три товарных группы - "Алкоголь",
"СМИ и спецмероприятия" и "Медицина,
лекарства, БАДы" - не только показывают
стабильный рост вложений в прессу, но
и меньшее, чем у прочих, сокращение рекламы
в кризис[14].
Анализ изменений на рынке прессы, произошедших после кризиса, логично продолжить данными по изданиям. Сначала сравним списки изданий-лидеров по доходам от рекламы в первых полугодиях 2008 и 2010 гг.
Лидеры I полугодия 2010 года:
А вот издания-лидеры последнего докризисного полугодия:
Таблица 6. ТОП-10 изданий из первой сотни, показавших наибольший прирост рекламных бюджетов в I полугодии 2010 года по отношению к I полугодию 2009г.
| Издание | Прирост рекламных бюджетов в I полугодии 2010 г. по отношению к 2009 г. |
| Metro | +175.7% |
| Теленеделя | +163.5% |
| Телепрограмма | +109.2% |
| Работа сегодня | +63.4% |
| Антенна-Телесемь | +59.0% |
| Финанс | +50.1% |
| Ваш досуг | +47.2% |
| Collezioni | +43.9% |
| OK! | +42.3% |
| Гастрономъ | +38.7% |
| Обустройство и ремонт | +29.6% |
И, наконец, данные о падении рекламных доходов по ТОП-10 "аутсайдеров" (т.е. тех изданий из первой сотни, которые в I полугодии 2009 года потеряли больше всего денег от рекламы):
Таблица 7. ТОП-10 изданий, показавших наибольшее сокращение рекламных бюджетов в I полугодии 2009 года
| Издание | Падение доходов в I полугодии 2009г. по отношению к 2008г. |
| Работа&Зарплата | -73.7% |
| Работа сегодня | -73.3% |
| Работа для Вас | -72.7% |
| РБК Daily | -71.2% |
| Туризм и отдых | -70.3% |
| Русский репортер | -64.4% |
| Отдохни! | -64.1% |
| Труд | -63.5% |
| Авто новые и с пробегом. Из рук в руки | -60.6% |
| Аэрофлот | -60.1% |
| Обустройство & Ремонт | -58.8% |