Проблемы современного эфирного ведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявление особенностей журналистского творчества в области прямого телевизионного эфира

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ в2.docx

— 67.46 Кб (Скачать)

     Тематический (его называют также «обозренческий», в других случаях «проблемный») репортаж связан чаще всего с показом интересного  для зрителей регулярно происходящего  действия. Событием можно считать  сам приезд телегруппы на объект, сам  факт показа будничной жизни широкому зрителю.

     Такой репортаж требует основательной  сценарной подготовки, определения  ключевых моментов действия и последовательности показа. Слово репортера здесь  ведет за собой режиссуру (в случае прямого эфира); репортер становится участником действия.

     Роль  репортера - облечь всю информацию в  популярную, увлекательную форму. Репортаж не должен быть казенным. Хорошего репортера  отличает нестандартный взгляд на происходящее, умение подметить в нем интересные для всех подробности. 
Тележурналист может сам смоделировать событие. Этот метод получил название «спровоцированная ситуация».

     Поскольку событийный репортаж выполняет информационную функцию, а тематический (проблемный) - чаще всего культурно-просветительскую и социально-педагогическую, исследуя жизнь в различных ее проявлениях, жанр репортажа является переходным и может решать задачи, свойственные аналитической публицистике. Работа репортера - это проникновение телевидения в реальную жизнь. Репортер - беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью.

     Суть  профессионального мастерства репортера  сводится к трем компонентам:  
1) оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда происходит нечто общеинтересное, общезначимое.

2) вместе  с оператором выбрать, зафиксировать,  выстроить ряд кадров, который  бы дал яркое представление  о происходящем.

     3) сопроводить кадры лаконичным  рассказом, вскрывающим суть видимых  событий.

     Выезжая на съемку, репортер уже представляет экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям, оставляющим, впрочем, достаточный простор для репортерской изобретательности и операторского  творчества. Для сложных форм репортажного телевидения (прямой эфир, двусторонняя связь с ведущим) необходима не только специальная подготовка, но и профессиональный уровень. Свое понимание, видение будущих  событий и желаемого их отображения  репортер должен еще до съемок передать оператору. С одного и того же объекта  два оператора могут привезти совершенно разные кадры. Поэтому так  важны для репортера знание возможностей камеры и полное взаимопонимание  с оператором, владеющим средствами экранной выразительности.

     Репортаж  в прямом эфире включает несколько  этапов:

1) Интервью.

2) Комментарий.

3) Репортаж с места события.

     Репортерство - наиболее универсальная работа на экране, включающая в себя умение произнести краткий монолог, сценарно выстроить  сюжет, взять краткое информационное интервью, не нарушающее этой выстроенности. Теперь всякий раз репортер должен решать для себя: действительно ли интервью необходимо, может ли собеседник дополнить сообщаемое репортером? Зритель  видит в репортере подобного  себе человека, имеющего свое суждение обо всем на свете.

     Особенности репортажа:

- эффект присутствия;

- стопроцентная достоверность;

- детали должны быть точны, правдивы;

- фактографичность;

- элемент расследования;

- оценка журналиста;

- фото с места события;

- мнение экспертов;

- данные документов;

- сведения очевидцев;

- вывод, подведение итогов, анализ информации.

     Репортаж  по следам события близок журналистскому расследованию, тут уже следует  упомянуть о целом направлении  теледокументалистики, именуемом «репортерский  фильм», где в непринужденном общении  журналиста с собеседниками, в показе сегодняшней жизни переплетаются  прошлое и настоящее. Репортер переходит  от драматургии эпизода к драматургии  протяженного во времени, разнообразного по приемам, но единого по стилю экранного  произведения, где сам он, репортер, выступает как связующее звено; как человек, добывающий интересные свидетельства и факты, но не слишком  претендующий на их обобщение.  

     Жанры аналитической публицистики 

     
  1. Комментарий. 
    Телевизионный комментарий - это чаще всего разновидность выступления в кадре. Впрочем, все шире используется закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами. 
    Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает, прежде всего, причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.
  2. Обозрение. 
    Во-первых, оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью; во-вторых, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее; в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие; в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками.

     Предмет данного жанра - общественные события, а цель - предъявление зрителям причинно-следственных связей.

  1. Беседа.

     Беседа, пресс-конференция и дискуссия  носят диалогический характер и  ведут свою родословную от интервью беседа - это специфический телевизионный  жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Широко представлен в программах. Посвящен темам, представляющим общественный интерес: политическим, экономическим, социальным, морально-этическим, научным  и т. д. Нередко перерастает в  дискуссию. 
Наличие конфликта, столкновения различных точек зрения, развитие мысли, движущейся, однако, по заранее намеченному сценарию (сценарному плану), а в результате - разрешение конфликта путем выбора наиболее убедительных аргументов, значительность проблематики, занимательность - все эти качества обусловливают действенность и популярность таких передач, а вместе с тем и сложность их осуществления.

  1. Дискуссия.

     Дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение, обсуждение) - жанр, притягательный для  телеэкрана, ибо демонстрирует процесс  живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Столкновение различных мнений включает телеаудиторию  в процесс исследования, активизируя  интеллектуальную деятельность, преодолевая  пассивность, характерную для восприятия готовых истин. Отсюда высокий познавательный потенциал жанра.

  1. Ток-шоу.

       В переводе с английского дословно - разговорное зрелище, разговорное  представление. Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются  вокруг личности ведущего. Это максимально  персонифицированная экранная форма. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые  личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно  слушать, пластично двигаться и  прочее. Существенны также и внешние  обстоятельства: определенное место  и строго соблюдаемая цикличность, т. е. регулярная повторяемость в  программе, рассчитанная на возбуждение  в сознании массового зрителя  состояния «нетерпеливого ожидания встречи».

  1. Пресс-конференция.

       Пресс-конференция - разновидность интервью с большим  числом интервьюеров, задающих вопросы  одному или нескольким хорошо осведомленным  в какой-то области лицам. 
Краткий инструктаж для журналистов, ориентирующий их в программе того или иного важного (официального) события и желаемых аспектах его освещения, называется брифингом. Однако не следует понимать брифинг только как попытку представителей правительственного учреждения (например, отдела печати МИД) повлиять на ход освещения той или иной кампании, акции или встречи глав государств.

  1. Корреспонденция («передача»).

       Подобно другим жанрам аналитической публицистики, корреспонденция пришла на телевидение  из газеты и радиовещания. Но этот термин не прижился на ТВ. Вместо «корреспонденция»  принято говорить просто: «передача»»  Не будем спорить с профессиональным жаргоном. Важнее понять специфику  этого едва ли не самого распространенного  жанра. Не претендуя на художественную образность, присущую очерку, простая  «передача», подобно газетной корреспонденции, сообщает факты, причем факты проанализированные, обобщенные. Это жанр аналитический, разрабатывающий на конкретном материале ту или иную актуальную проблему, взятую в достаточно ограниченном масштабе. Тематика корреспонденции практически безгранична: сельское хозяйство, искусство, бизнес, изобретательство, события международной жизни и т.д.

       Таким образом, прямая передача может широко использовать как элементы жанров информационной публицистики, так и аналитической  публицистики, и вбирает в себя их эмоциональную ценность, становится более живой, интересной и яркой.

      

 

Глава 2.

Анализ работы журналиста 

     2.1 Особенности работы  журналиста в прямом эфире

     Чтобы изучить особенности работы журналиста в прямом эфире, в качестве примера оформления передачи прямого эфира, рассмотрим «Прогноз погоды». В таких передачах обычно необходимо показать диктора на фоне карты погоды, вывести титры с названиями населённых пунктов и значений температуры, логотип канала, анимированные символы в виде облаков, солнца и т.п., логотип спонсора, показания часов и др.  Использование реальных рисованных карт и декораций достаточно трудоёмко и выглядит довольно архаично, применение больших плазменных панелей высокой яркости с изображениями карт за спиной диктора помимо непомерно больших расходов приводит к техническим неудобствам, таким как блики на поверхности от источников света, тени от объектов съёмки, невозможность использования яркого освещения, необходимого в студии, да и для вывода изображений на плазменную панель требуется компьютер. Традиционный микшер даёт низкое качество перехода «картинка-актёр» и не позволяет одновременно работать с другими элементами оформления и двухплановыми декорациями. Наиболее логичным вариантом решения проблемы является «прокеивание» на компьютере фона диктора в видеосъемке и замещения его виртуальными декорациями - картами погоды, предварительно нарисованными на компьютере. Использование NLE систем для таких программ слишком трудоёмко и неудобно, т.к. не позволяет делать «прокеивание» в «живом» видеосигнале, да и качество получаемого результата оставляет желать лучшего из-за артефактов по контуру актёра вследствие несовершенства алгоритмов компрессии. И наконец наверное самое главное: приведённые выше варианты не позволяют управлять всем процессом из единой программной среды.  

     Для решения именно такой задачи предназначен блок рир-проекции реального времени  в видеокомпозиционных системах AKULA VTM. Заметим, что функция рир-проекции в составе такого устройства обойдётся  в несколько сот долларов, в  то время как за отдельный блок рир-проекции придётся заплатить не менее двух тысяч. Компактность, простота, удобство управления всего одним  человеком и невысокая цена –  вот основные достоинства такого подхода. Заранее готовится сценарий, в котором прописана последовательность вывода текста, изображений карт, логотипов  и различных элементов оформления. Используя двухмониторный режим, оператор в дальнейшем имеет возможность  редактирования сценариев с предварительным  просмотром на отдельном ТВ мониторе, не останавливая вывода других сценариев  в программный канал. При работе с рир-проекцией главное - это  правильно расположить актера и  создать оптимальные условия  освещения в студии. В качестве фона, как правило, выбирается ярко синий или зелёный цвет. Удобная  программная оболочка позволяет  сделать точную настройку системы на гамму вырезаемых цветов быстро и максимально качественно. Результат работы сохраняется в специальный файл. Далее перед эфиром его нужно только загрузить. Предварительно следует подготовить фоновую картинку на компьютере, например, карту погоды. В качестве фона могут быть использованы не только статические изображения, но и динамически меняющиеся многослойные композиции или анимация. При включении эффекта "хромакей" система AKULA VTM замещает фон диктора на компьютерную картинку. Это может быть сделано по команде с клавиатуры, либо из заранее подготовленного сценария. Перед актёром может быть наложен, например, логотип канала. Таким образом, актёр оказывается между двумя слоями компьютерных изображений (см. рис.2). За актером и перед ним могут располагаться дополнительные графические слои, например, содержащие изображения облаков. Каждое облако может быть выполнено в виде отдельного графического слоя со своим сценарием поведения: тип эффекта появления и исчезновения, скорость движения, время вывода на экран и др. В результате вы получаете изображение актёра в обрамлении движущихся облаков. Графический слой может представлять собой анимированный объект, например, как в случае с движущимся облаком, можно задать изображение с изменяющимися значениями температуры. Причем выдача таких значений или любой другой информации может быть синхронизирована с выдачей блока информации о погоде в определённом регионе, сменой изображения на карте и т.п. Параллельно может выдаваться бегущая строка с какими-либо сообщениями и даже с оперативно поступающей внешней информацией. Титры могут выдаваться как перед актёром, так и за ним. На программном уровне количество графических слоев может быть любым и ограничено только производительностью компьютера. Фон за актёром так же может изменяться в реальном времени, например, если он анимирован или в сценарии предполагается переход к другому изображению с использованием одного из более чем 300 спецэффектов. В системе AKULATELE в качестве фона диктора также могут выступать видеоблоки, воспроизводимые по расписанию. За небольшую доплату можно приобрести датчик для автоматизированного вывода показаний температуры. Подобный подход можно использовать в любой программе прямого эфира, где есть ведущий в студии и требуется смена декораций.  
 

Информация о работе Проблемы современного эфирного ведения