Проблемы современного эфирного ведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявление особенностей журналистского творчества в области прямого телевизионного эфира

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ в2.docx

— 67.46 Кб (Скачать)

     3) Определенная подача материала.

     4) Психологическая стойкость.

     Работу тележурналиста можно рассматривать с нескольких аспектов:

  1. Творческий (виды, формы и жанры вещания);
  2. Профессионально - личностный (ведущий, режиссер, оператор, интервьюируемый и др.);
  3. Психологический (стресс);
  4. Творческо-технологический (приемы, методики, планирование, программирование);
  5. Социологический (интерактивность, исследование аудитории);
  6. Технический (работа со специализированным студийным и внестудийным оборудованием, мобильными и спутниковыми средствами связи для передачи звуковых и видеосигналов).
 

     В данной курсовой работе будут рассмотрены  два аспекта в работе тележурналиста в прямом эфире - это творческий (репортаж в прямом эфире и программа  в прямом эфире) и профессионально - личностный (репортер прямого эфира  и ведущий прямого эфира).

      

     1.2 Специфика прямого  эфира

     В научной и специальной литературе, касающейся телевизионной журналистики, чаще встречается употребление термина  «прямой эфир», как заблаговременно  спланированное и реализованное  распространение (показ, трансляция) для  сведения аудитории социально-значимой информации в виде изображения, а  также звукового сопровождения, осуществленное одновременно с реально  происходящим событием или действием, включая специально организованную структуру (передача, программа) и коммуникативную  деятельность ведущего.

     Прямой  эфир можно рассматривать в трех аспектах:

1) Средство повышения оперативности в доставке аудитории актуальной телевизионной информации;

2) Технологическая составляющая телевизионных проектов, рассчитанных на интерактивность;  
3) Специфические особенности работы журналиста в различных жанрах телевизионной журналистики.

     Прямой  эфир на телевидении, показ (трансляция) осуществляется исключительно специальными съемочными и вещательными телевизионными комплексами, находящимися в собственности  средств массовой информации (или  арендованными), которые обладают действующими государственными лицензиями установленного образца, а также необходимым  творческим и техническим персоналом. В рамках телевизионных проектов разных жанров во время прямого эфира  могут быть протранслированы изображение  и звуковое сопровождение не одного, а нескольких событий, происходящих одновременно на разных площадках, являющихся элементами единой сценарной структуры (в том числе и с участием ведущих или гостей), а также  заранее заснятые и смонтированные материалы (хроника, видеосюжеты и  т.д.), так или иначе связанные  с транслируемым событием (предметом, темой эфира). В связи с этим характер содержания прямого эфира  можно определять не только как репортажный (ретранслирующий), но и документально, публицистически или художественно  постановочный (многокомпонентно и  тематически организованный).

     Можно выделить четыре основных составляющих прямого эфира:

     1) Способ передачи информации;

     2) Емкость и оперативность информации;

     3) Использование прямого эфира делает зрителей прямыми участниками программ;

     4) Внешняя привлекательность и профессионализм телеведущего.

     Работа  в прямом эфире, позволяющая, действительно, использовать все возможности телевидения, должна предусматривать некое равенство  между ведущим и аудиторией. Успех  передачи определяется не только емкостью и оперативностью информации, ее оценкой  зрителями, признанием правоты журналиста или, по крайней мере, попыткой понять его точку зрения, прислушаться к  ней, но и умением ведущего найти  форму искреннего разговора и  желанием выслушать оппонента. Этот настрой на общение - решающее качество, которое вырабатывает в себе ведущий  прямого эфира, Прямой эфир - это  доходчиво и живо поданная картина  происходящего (звуковая и зрительная), донесение ситуации до аудитории. Зритель  вместе с ведущим еще не знает, что произойдет в следующую минуту. Поэтому и особое обостренное  внимание аудитории, которая как  бы «входит» в атмосферу происходящего  в реальном времени и становится его непосредственным свидетелем, более  того, участником, думающим и решающим самостоятельно.

     Таким образом, прямой эфир - это всегда фиксация мгновения, описание ситуации ведущим - журналистом. 

     1.3 Жанры телевизионной  информации в эфире

     Выделяют  следующие жанры телевизионной  информации в эфире:

  1. Жанры информационной публицистики.
  2. Жанры аналитической публицистики.
  3. Жанры художественной публицистики.

      В нашей курсовой работе в первой главе  мы рассмотрим два жанра телевизионной  информации в прямом эфире (жанры  телевизионной публицистики и жанры  аналитической публицистики).

      Жанры информационной публицистики.

      Жанры телевизионной публицистики, в которых  основным изобразительно-выразительным  средством выступает слово, живая  человеческая речь, а формой существования - диалог (общение), имеют особое значение для телевидения, поскольку коммуникативный  процесс, выраженный преимущественно  речью с дополнением мимики и  пантомимики, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы, впрямую соответствуя природе  экрана.

      Среди жанров телевизионной информации можно  выделить следующие, наиболее часто  использующиеся в прямом эфире:

      1. Информационное сообщение (видеосюжет).

      Заметка - информационный жанр журналистики, краткое  сообщение, в котором излагается какой-либо факт. На телевидении в  этом жанре выступают устное сообщение  и видеозаметка.

      3. Отчет.

      Тематическая  основа отчета, как правило, официальное  событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость  «протокольной» фиксации, детального и длительного показа. Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. Скажем, то или иное мероприятие полностью записывают на видеомагнитофон, затем показывают его в удобное для зрителей время в сокращенном виде.

      3. Выступление (монолог в кадре).

      Любое обращение человека к массовой аудитории  с телеэкрана, когда сам этот человек  является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление  в кадре. Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, графических  материалов, документов; если выступление  происходит за пределами студии, может  быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который  стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней.

      4. Интервью.

      Интервью  для журналиста - это, с одной стороны, способ получения информации путем  непосредственного общения с  человеком, владеющим этой информацией; а с другой - публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором  журналист на экране с помощью  системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно  полнее, логически последовательно  раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи.

      Интервью  как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты ни задавали вопросов компетентным людям, ни обращались к участникам различных  событий, ни интересовались мнением  окружающих о тех или иных важных событиях.

     Интервью - непременный элемент многих сложных  телевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи. 
В зависимости от задачи, поставленной журналистом, различают интервью-мнение (высказывание по какому-либо поводу) и интервью-факт (сообщение о чем-либо известном данному лицу).

     Используют  жанр интервью лишь тогда, когда интервьюируемый  может сказать больше, чем журналист, или когда интервьюируемый своим  выступлением поддерживает некую общественную кампанию, если данный вопрос стоит  в центре внимания множества людей  и требуется выяснить их взгляды.

       Интервьюируемые традиционно делятся  на три категории: 
1) политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области; их интервьюируют, чтобы узнать о чем-нибудь;

2) знаменитости, которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни  и деятельности стали достоянием  широкой публики;

3) обыкновенные  люди, с которыми мы встречаемся  дома, на улице, на службе; у  них берут интервью, чтобы выяснить  общественное мнение о том  или ином событии.

     5. Репортаж.

     Репортаж - наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики. Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать.

     Репортаж - жанр журналистики, оперативно сообщающий для телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. В  репортаже на первый план выходит  личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа.

     Описательная  функция - главная в творческой работе репортера. Репортер смотрит на событие  глазами телезрителя (точнее, телезрители  видят события глазами оператора  и репортера). А поскольку описательная функция осуществляется камерами, репортеру  остаются закадровые пояснения, рассказ  о неочевидных обстоятельствах  происходящего.

     Нет никакого противоречия в том, что, с  одной стороны, телерепортаж отражает жизнь в формах самой жизни, т.е. максимально приближен к реальной действительности, объективен по сути своей, а с другой стороны, сущностным свойством жанра становится то, что  субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист  в большинстве случаев выступает  свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия. По способу  трансляции различают прямой репортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется  в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной  телевизионной станции (ПТС). Невозможность  показать событие в момент его  свершения или в его реальном временном объеме требует его  фиксации.

     К типологическим особенностям репортажей относится и деление их на событийные, тематические и постановочные. В  первом случае речь идет о показе реального  события, протекающего независимо от репортера, задача которого - по возможности точно  и достаточно подробно проинформировать об этом. В тематическом репортаже  автор-журналист подбирает объект показа и происходящие на нем события  в соответствии с избранной темой, заданной идеей телевизионного произведения. Наконец, в условно называемом постановочном  репортаже журналист откровенно выступает организатором события. Подобная организация может быть интересной и полезной, а может  - вредной и непрофессиональной.

     Некомментированный  репортаж (или трансляция) используется в прямом эфире при показе важнейших  общественно-политических или культурных событий, где интерес для зрителей представляет все происходящее, без  каких бы то ни было исключений.

     В комментированном репортаже активно  действующей фигурой наряду с  операторами, режиссером, звуковиками  становится репортер. И хотя, как  правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, а само событие  нередко предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер как очевидец события наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана. Репортер - это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогающий понять суть экранного действия.

     В событийном репортаже определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера  не организует, не ведет действие, но следует за ним. Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не имеет возможности, подобно  газетчику, размышлять над каждым словом, каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, «выправить»  его. Ведя передачу «по живому», он часто  сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель: так же изумляясь, так же «болея», как и сидящие  у телевизора. Подготовка к репортажу  сводится к сбору предварительных  сведений о предстоящем событии, к написанию «заготовок», где  были бы и яркий, запоминающийся образ, и остроумная фраза. Событие неприкосновенно. На него можно смотреть, в него можно  вглядываться, но изменить, адресуя  его зрителю, нельзя. Подчиняясь лишь своей логике, в реальном времени  и пространстве, оно течет перед  объективами и микрофонами телевизионной  техники. Но за кадром идет напряженная, четко слаженная работа, мало зависящая  от того, идут ли кадры в эфир непосредственно  или фиксируются на магнитную  пленку. Оператор у камеры, режиссер, ведущий монтаж, выделяют какие-то детали, убирают «лишнее» - с тем, чтобы  зритель, в конечном счете увидел своеобразную зрелищно-звуковую интерпретацию  события.

Информация о работе Проблемы современного эфирного ведения