Публицистика Гете

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 21:53, реферат

Описание работы

Гёте Иоганн Вольфганг фон (28.8.1749, Франкфурт-на-Майне - 22.3.1832, Веймар), немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель, почетный член Петербургской Академии Наук. Родился в состоятельной бюргерской семье. Изучал право в университете Лейпцига (1765-1768). Первые литературные опыты близки к поэзии рококо: пронизанные мотивами анакреонтики, пасторальная пьеса «Каприз влюбленного» (1768), первый сборник стихотворений «Новые песни» (1769).

Работа содержит 1 файл

Публицистика ете.docx

— 92.52 Кб (Скачать)

Гёте  Иоганн Вольфганг фон (28.8.1749, Франкфурт-на-Майне  - 22.3.1832, Веймар), немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель, почетный член Петербургской Академии Наук. Родился в состоятельной бюргерской семье. Изучал право в университете Лейпцига (1765-1768). Первые литературные опыты близки к поэзии рококо: пронизанные мотивами анакреонтики, пасторальная пьеса «Каприз влюбленного» (1768), первый сборник стихотворений «Новые песни» (1769). В 1768069 написал комедию «Совиновники», выдержанную в духе французского классицизма (Мольер) и просветительского рационализма. Завершил образование в университете Страсбурга (1770-71), где сблизился с И.Г.Гердером, стал участником движения «Буря и натиск», познакомился с творчеством У.Шекспира, Оссиана, народной поэзией. Здесь возникли первые наброски  трагедии «Фауст», а также  «Зезенгеймские песни»,вдохновленные любовью Гёте к дочери сельского пастора Фредерике Брион. В 1771 Гёте вернулся во Франкфурт-на-Майне. Лирику Гёте эпохи «Бури и натиска» отличают тонкое чувство природы, сочетание субъективности и предметности, музыкальность, богатство ритмического рисунка. Драма «Гёц фон Берлихинген с железной рукой» (1773), созданная в антиклассицистической  шекспировской манере «сценических картин» на основе подлинных мемуаров швабского рыцаря, участника Крестьянской войны в Германии (1525), открыла национальную историю для немецкого театра. Всеевропейскую известность Гёте принес роман в письмах «Страдания юного Вертера» (1774), навеянный как литературными источниками, так и реальными событиями в жизни автора. В романе, восторженно принятом «бурными гениями» и сентименталистами, но отвергнутом просветителями старой школы из-за предпочтения чувства разумк, были затронуты важнейшие для современников проблемы естественного человека и естественного права, социального неравенства.  В 1787 писатель, уже отошедший от поэтики «Бури и натиска» и обеспокоенный превратным восприятием романа, создал новую, более взвешенную редакцию.          

 В  1775 по приглашению Карла Августа,  будущего великого герцога Саксен-Веймарского и Эйзенахского, Гёте переехал в Веймар.  С 1779 тайный советник, с 1782 камер-президент, в этом же году возведен в дворянство. Собственно художественное творчество для Гёте в это время отошло на второй план: одновременно с административной и хозяйственной деятельностью в Веймаре он занимался естественными науками: круг его интересов включал зоологию и ботанику «Метаморфоза растений» 1790, остеологию и анатомию ( в 1986 открыл межчелюстную кость у человека), оптику и теорию цвета, метеорологию, геологию и минералогию.  Представление о мире как о живой целостности раскрывается в таких понятиях натурфилософии Гёте, как «морфология», «прафеномен», «полярность».  Обращение к натурфилософским проблемам обусловило изменения в его лирике: субъективное начало уступает место космическому чувству соподчиненности человека природе. Таинственная магия природы воспета Гёте в знаменитых балладах «Рыбак» (1778) и «Лесной царь» (1782).         

 Устав  от сложных взаимоотношений при  Веймарском дворе, Гёте в 1786 тайно отправился в путешествие  по Италии. Впечатления от этой  поездки легли в основу эстетики  Веймарского классицизма; они  также отразились в «Римских  элегиях» (1795), вдохновленных любовной  лирикой древне-римских поэтов (Катулла, Тибулла, Проперция, Овидия) и связанных с Кристианой Вульпиус, с которой Гёте познакомился по возвращении из Италии в 1788 (стала женой Гёте в 1806). Французская революция поначалу была воспринята Гёте в комическом ключе. В стихотворном эпосе «Герман и Доротея» (1797) Гёте соединил идиллические картины сельской жизни с изображением драматической судьбы эмигрантов. Величие революции как события, открывшего новый период мировой истории, было осознанно Гёте в период военной кампании во Франции в 1792-93. Свои мысли о Французском походе он зафиксировал в автобиографическом сочинении «Кампания во Франции» (1792) и «Осада Майнца» (1822). В 1794 Гёте получил от Ф.Шиллера приглашение принять участие в новом журнале «Орры», что привело к плодотворной дружбе двух поэтов. В этом же году вышел в свет сатирический животный эпос «Рейнеке-лис».  В 1794-95 в «Оррах» опубликован роман в новеллах «Разговоры немецких эмигрантов», построенный в основном на обработке традиционных европейских повествовательных сюжетов.         

 В  романе «Годы учения Вильгельма  Мейера», вызвавшем бурную дискуссию,  дан классический образец немецкого  «романа воспитания», воссоздающего  историю социального и нравственного  становления личности. В 1797 Гёте  написал и опубликовал ряд  получивших мировую известность  баллад: «Кладоискатель», «Ученик  волшебника», «Коринфская невеста», «Бог и баядера». Следуя примеру  Шиллера, Гёте издавал журналы  «Пропилеи» (1798-1800) и «Об искусстве  и древности» (1816-28), с 1804 – «Иенскую всеобщую литературную газету».         

 В  1808 Гёте принял участие в Эрфуртском  конгрессе и беседовал с Наполеоном I. В это же время, несмотря  на  неблагоприятные внешние обстоятельства (тяготы военного времени, вызванные вторжением Наполеона в Германию), закончены 1-я часть трагедии «Фауст», роман «Избирательное сродство»; начат автобиографический труд «Поэзия и правда. Из моей жизни». В «Избирательном сродстве» Гёте дал новую, символическую интерпритацию проблемы брака и взаимоотношений между полами:  тонкий психологический анализ оттеняется аналогиями из химической науки. «Поэзия и правда» охватывает ранний период жизни Гёте ( до переезда в Веймар), критически оценивая субъективизм и бунтарство «Бури и натиска».  С 1813 Гёте работает над новым автобиографическим сочинением – «Итальянское путешествие», в центре которого – идея

«второго  рождения»  Гёте, осознание себя как артиста, художника и писателя. С 1814 по 1819 Гёте, вдохновленный Хафизом в переводе Й. фон Хаммера и любовью к Марианне фон Виллемер, создает поэтический цикл «Западно-восточный диван». Ориентальная тема, во многом идущая от романтиков, истолкована им в духе сближения культур Запада и Востока. Не менее важен автобиографический мотив обретения влюбленным поэтом второй юности. Публицистика позднего Гёте отличается исключительной широтой интересов: он откликается на основные события литературной жизни Европы, состоит в переписке с ведущими  европейскими журналами, интересуется различными национальными литературами, высоко оценивая творчество Дж.Байрона, Т.Карлейля, Ф.Р.де Шатобриана, В.Гюго, П.Мериме, А. Мандзони, В.А.Жуковского и др. Интенсивные литературные контакты зрелого и позднего Гёте привели его к формированию концепции всемирной литературы  как единой «кровеносной системы» современной культуры. Идея всемирной литературы Гёте связана с его концепцией классико-романтического синтеза, понимаемого им как спор и диалог двух типов творчества. В целом не принимая романтизм как тенденциозное, манерное, «больное» искусство, Гёте обязан романтикам не только интересом к Востоку, но и увлечением средне-вековым немецким искусством и архитектурой.         

 В  1831 Гёте завершил 2-ю часть «Фауста», создав одно из самых значительных  произведений мировой литературы. Гёте воспринял известный сюжет  о чернокнижнике и маге через  призму народных книг 16-17вв. и  пьес для кукольного театра, изменив  под влиянием Просвещения трактовку  центрального персонажа: Фауст  у Гёте оправдан безусловной  волей к созиданию. Деятельному  Фаусту на протяжении всей  трагедии служат демонические, магические  силы природы, воплощенные в  фигуре Мефистофеля, который своим  отрицанием и скепсисом призван  беспокоить и побуждать Фауста  к новым свершениям и к самоопределению.  Композиционно трагедия состоит  из «Посвящения», «Театрального  вступления», «Пролога на небе»  и двух частей. 1-я, готически-средне-вековая, часть трагедии включает две основные сюжетные линии: историю Фауста как ученого (мотивы недовольства схоластической средне – вековой ученостью, поисков новой жизненной мудрости; сатира на филистеров от науки в образе Вагнера) и  любовную историю Фауста и Гретхен (мотивы столкновения с традиционной моралью, погружения в мир  элементарных инстинктов, поиска «вечно женственного»). 2-я часть трагедии, состоящая из пяти актов, выводит героев на простор мировой истории, позволяя Фаусту с помощью Мефистофеля реализовывать свои дерзкие помыслы.  Финальная сцена представляет собой посрамление Мефистофеля и триумф Фауста, истолковывавшийся различным образом: как явление Божественной благодати, торжество «вечно женственного», «всеобщее спасение» в духе богословской концепции Оригена или как свидетельство творческой неудачи автора.

   Лишь у  немногих поэтов складываются  свои, совершенно личные отношения   с

Поэзией. К таким  поэтам  принадлежал  Иоганн  Вольфганг  Гете.  Чем  больше

узнаешь его, тем  больше понимаешь: не просто был он причастен к миру  поэзии

- это мир поэзии  был заключен в нем, а он  был его владыкой.

   Гете никогда  не заботился о самовыражении  - и он даже не хотел бы, чтобы

в его созданиях  отразилась личность именно  поэта.  Собственно  говоря,  ему

хотелось быть человеком, который отражал бы в  себе бытие -  настолько  полно

и подробно, чтобы  между человеком  и  бытием  складывался  разговор  равных.

Ради такого беспримерного  диалога  надо  было  стать  поэтом,  а  тогда  уже

творить уверенно, властно, с достоинством. Человек, равняющийся  с  миром,  с

бытием, - он и в  поэзии не просто поэт, а творец, и  потому  скорее  человек

дела, а не слов, и, уж во всяком случае, не  книжный  человек.  К  слову  на

бумаге Гете относился  с пренебрежением. Да и поэзии ему  всегда было мало,  в

поэзии должна была отражаться общая мысль о  мире.  "Ведь  я  так  высоко  не

ставлю слово, // Чтоб думать, что оно  всему  основа",  -  говорит  Фауст  у

Гете; так судил  сам Гете - о слове поэтическом, писательском.

   Ранний  Гете поэтически  смел  -  однако  зрелый  и  поздний  несравненно

смелее:   отдельные   пробы   поэтического   самовластия,   утратив    налет

нарочитости, вошли  в  систему.  Что  бы  ни  делал  Гете  с  языком  -  все

совершенно естественно. Язык  преображается:  придумываются  новые  слова  и

формы слов, значение  обычных  слов  резко  и  тонко  переакцентируется,  не

стиль, но сам язык окрашиваются в особые тона, он весь - создание поэта;  не

только в  высокопоэтической  лирике,  а в любом,  самом случайном тексте

ощутимо своебразие языка, а за ним своеобразие осмысления мира. 

    I.Детство. Юность. 

   Родился   он  в  семье  имперского  советника  и  дочери   франкфуртского

старейшины. Узкий  семейный круг и домашнее воспитание — отец  сам  занимался

образованием Иоганна  и eго  сестры  — позволяли поэту сосредоточиться на

самом себе.

   Гете   рано   проявил   склонность   к   поэтическому   творчеству,   но

господствовавшие  в  доме  отца  взгляды  исключали  для  него   возможность

профессионального  занятия  искусством.  В  возрасте  шестнадцати  лет  Гете

переезжает в  Лейпциг,  где  изучает  право  в  университете,  вскоре  из-за

болезни  вынужден  возвратиться  во  Франкфурт.  Он  увлекается   оккультной

философией, астрологией,  изучает  средневековые  алхимические  трактаты.  В

1769 выходит его  первый печатный сборник стихов  Гете «Новые песни».

     II. Гете  периода "Бури и Натиска" 

   В начале 1770 начинающий поэт отправляется в Страсбург, чтобы продолжить

свои занятия  юриспруденцией; кроме того,  Гете  посещает  лекции  по  химии,

медицине, филологии. В Страсбурге происходит знакомство  Гете  с  Фридерикой

Брийон. дочерью пастора в Зазенгейме. Письма в стихах,  т.н.  «Зазенгеймские

песни», адресованные возлюбленной  были  опубликованы  в  1775.  Центральной

темой Песен (впервые  в немецкой литературе) являются юношеские  переживания,

что составляло резкий контраст предшествующей литературной традиции. 

   В сентябре 1770 в Страсбург приезжает философ  и критик И. Г. фон Гердер,

который пробуждает в Гете интерес к  готической  архитектуре  и  к  народной

поэзии. Гете читает Гомера, Оссиана, кельтский эпос. У философа  начинающий

поэт перенимает критическое отношение к  господствовавшему  в то  время на

немецкой сцене  французскому  театру.  В  качестве  противовеса  «разумному»

театру французского классицизма, Гердер указывает Гете  на  театр  Шекспира,

который  приносит  классицистические принципы   построения   драматического

произведения в  жертву естественному,  эмоциональному  выражению.  Во  многом

опираясь  на  шекспировскую  драматическую  традицию,  по   возвращении   из

Страсбурга во Франкфурт в ноябре 1771 Гете создает  свою первую  значительную

Информация о работе Публицистика Гете