Публицистика Гете

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 21:53, реферат

Описание работы

Гёте Иоганн Вольфганг фон (28.8.1749, Франкфурт-на-Майне - 22.3.1832, Веймар), немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель, почетный член Петербургской Академии Наук. Родился в состоятельной бюргерской семье. Изучал право в университете Лейпцига (1765-1768). Первые литературные опыты близки к поэзии рококо: пронизанные мотивами анакреонтики, пасторальная пьеса «Каприз влюбленного» (1768), первый сборник стихотворений «Новые песни» (1769).

Работа содержит 1 файл

Публицистика ете.docx

— 92.52 Кб (Скачать)

пьесу «Гец фон Берлихинген» (поставлена в 1774 г.). Гец  фон Берлихинген  —

реальный  исторический  персонаж,  которым  Гете  заинтересовался  во  время

работы над своей  диссертацией по вопросам истории государственного права  15

и 16 веков. Берлихинген, воевавший на  стороне крестьян  во  время Великой

крестьянской войны (1524-1526), воплощает собой идеальный  тип  «благородного

немца»,  героя-патриота,  мудрого,  искреннего,  мужественного,   одержимого

жаждой свободы. Гец, каким его изобразил поэт, был воспринят современниками

как образец для  подражания, а сама пьеса стала  своего рода манифестом  «бури

и  натиска»,  политически  ангажированного  движения  молодых   литераторов,

сформировавшегося  вокруг  Гердера  и  И.  Г.  Мерка.  Совместно с другими

участниками  движения,  Гете  принимает  участие  в  написании  памфлета  «О

немецком духе и искусстве» (1773), программном документе движения. 

   В длительном  процессе  возвышения  "третьего  сословия"  в  XVIII  веке,

получившем свое идеологическое завершение в Германии в философии Гегеля и  в

художественном  творчестве Гете,  весьма  важное  место занимают  Лессинг и

Гердер. Вследствие слабости бюргерства в  период  просвещенного  абсолютизма

Лессинг  не  дошел  до  материализма,  а,  как  выражается  Меринг,  "достиг

границы, отделяющей  идеализм  от  материализма;  переступить  через  нее  в

конечном итоге ему не позволяло бедственное положение, в котором находилась

Германия". Этим же противоречием - между отсталостью  тогдашней  Германии,  с

одной стороны, и  революционным  движением  буржуазии  в  наиболее  развитых

странах  (Англия,  Франция,  Соединенные  Штаты),  с   другой,   объясняется

переплетение  регрессивных  и  прогрессивных   элементов   в   мировоззрении

авангарда немецкого "третьего сословия", как это  мировоззрение  представлено

в движении "бури и натиска".  И  не  случайно,  что  в  то  время,  когда  в

наиболее  передовых  капиталистических  странах  выработали  уже   философию

материализма  (механистическо),  а в   революционной   практике   выдвигали

политические и  социальные требования, идеологи слабого  немецкого  "третьего

сословия" в  своем бунте в "буре и натиске"  выступали  еще  под  религиозной

оболочкой и исходили от спинозизма. Как Лессинг, так и  Гердер  и  Гете  были

спинозистами и в отношении теории  государства последователями защитников

естественного права (Монтескье, Руссо).

   Представители  "бури и натиска" предают  анафеме всех писателей, которые  в

своем творчестве руководятся только  "холодным  рассудком",  а  не  увлечены

"демоном"  поэзии. Единственным верным авторитетом  признается лишь чувство  и

сердце.  Юный  Гете  в  "Страданиях  молодого  Вертера"   выдвигает   своего

чувствительного  героя  "с  душой",  склонной  к  волнениям  и  излияниям  в

противовес Альберту, человеку  хладнокровному,  обладающему  только  здравым

смыслом. Этот же контраст кладется в основу  ряда  произведений  и  Ленца  и

Клингера. Слезы, меланхолия, пессимизм становятся источником  наслаждения и

упоения. А строгим  правилам "ложноклассицизма" эти  поэты  противопоставляют

оригинальность, права  гения, под которым понимается человек  необыкновенный,

уверенный  в  своих  силах  и  презирающий  других:  гений  не  нуждается  в

принципах, ему достаточно  энтузиазма.  Математически точный  механизм,  в

который просветители думали включить мир, не годился для  класса,  одержимого

лихорадкой  тревоги,  бьющегося  в  тисках  гнета   феодализма.   На   место

рационализма просветителей - они выдвинули иррационализм: чувство,  страсть,

и фантазия должны были  буйным  натиском  завоевать  то,  что,  как  трезвая

действительность, отказывалось подчиняться  рассудку:  отныне  внутреннее  и

внешнее построение произведения дается лишь творческим субъектом,  "гением". 

   В этом  бунте немецкого "третьего  сословия" против феодализма,  бунте,  в

котором  литература  и философия являлись  превосходным   орудием   борьбы

выступающего юного  бюргерского класса с  феодально-абсолютистским  строем  в

целом, борьбы против раздробленности Германии на мелкие государства,  против

наглого хозяйничанья чиновников и попов, против дворянства  и  высших  слоев

одворянившейся буржуазии - руководящую роль играли Гете  и Шиллер.  Но  тут

необходимо  немедленно  же  дифференцировать  раннее  творчество  этих  двух

писателей: в то время, как Шиллер выражал идеологию крайнего  левого  крыла

"третьего сословия", наиболее эксплуатируемой феодализмом   угнетенной  части

мелкой буржуазии, - Гете был идеологом средней городской  буржуазии  (крупной

еще не существовало). Гете родился в  Германии  тогда  в  семье  зажиточного

франкфуртского патриция,  старого республиканца и врага князей,  и поэт

впоследствии любил  подчеркивать, что они, франкфурские патриции, не  считали

себя ниже всех этих князьков. Этот молодой бюргер  начал  свою  литературную

деятельность сборником  стихов, в  котором  он  еще  подражал  рококо  с  его

взглядом на любовь, как на чувственную забаву, на природу, как на  декорацию

и  т.  д.  После  этих,  несамостоятельных  еще  шагов,  в  творчестве  Гете

наступает перелом - в Страсбурге, куда его посылают учиться - после  встречи

с Гердером. Не то, чтобы старший писатель "обратил" его в "штюрмера" -  нет,

для этого поворота у молодого франкфурского патриция были и без того  налицо

все данные, - но общение  с Гердером дало  ему  новые  импульсы,  и  особенно

работы об Оссиане, Шекспире  и народной  поэзии  оказали на  него  сильное

влияние. Спинозист по своему мировоззрению, Гердер был не  только  одним из

блестящих представителей плеяды великих революционных бюргерских  идеологов:

своими трудами  он указал путь в литературе молодому бюргерскому движению.  В

своей  книге  о  Шекспире  он  старается  истолковать  творчество   великого

драматурга, исходя из "духа" его народа и эпохи, его  "среды",  он  пытается

об'яснить  его "дикую"  драматическую композицию,   противопоставляя   его

классической драме, и этим  он  не  мало  способствовал пониманию Шекспира

молодежью.  Гете  переключается  прежде  всего тематически:  вместо  образа

пастушки первого  сборника  стихов  он  выводит  образы  ткачихи,  охотника,

мельника или  девушки, защищающей своего "незаконнорожденного" ребенка  перед

должностными лицами церкви и государства. Его отношение  к  "существующему",

к феодально-бюрократическому  строю  выявляется,  как  резко  отрицательное.

Первое действительно  гениальное произведение, в котором  Гете  ставит  вопрос

об историческом конфликте двух "лагерей" в  обществе, - это  драма  "Гец  фон

Берлихинген" (1773).

      Маркс в одном письме к Лассалю  говорит о Геце,  что "в  названном

жалком субъекте трагическая оппозиция рыцарства против императора  и князей

дана в своей адекватной форме и поэтому Гете справедливо сделал  его своим

героем". Маркс, -  как  впрочем  и Гегель,  -  считал  Геца  представителем

погибающей эпохи  и очень высоко ценил поэтическое  чутье Гете именно  за  то,

что он выбрал своей  темой типичный всемирно-исторический конфликт.  Гете,  в

прозаической форме, на подобие исторических хроник Шекспира, выводит в Геце

образ бунтовщика против императора и его рыцарско-придворных прислужников  -

князей и городов. Хотя Гец и чинит самовластную  расправу,  грабит  купцов,

ведет войны, становится во главе восставших против феодалов  крестьян  -  он

это делает во имя "справедливости"  и  защиты  угнетенных  -  он  сильный  и

своевольный  гений;  но  когда  возглавляемое   им   крестьянское   движение

принимает  заостренные  классовые  формы  -  он  отходит  от  него.  Бунтарь

слабого,  умирающего  рыцарства  не  в  состоянии  понять  истинного  смысла

крестьянского  восстания,  не   может   объединиться   с   городами   против

императорской власти - революция крестьянства, вовлечение  широких  народных

масс в это  движение - для него только стихийный  хаос,  он  покидает  все  и,

разочаровавшись в "своеволии" славного гения,  ищет  спасения  в  смерти,  в

слиянии с матерью-природой.

        В  истории  Геца  Гете  привлекал именно  этот  момент   всемирно-

исторического конфликта  и  бунт  "сильной  личности",  в  котором  штюрмеры,

руководители без  армии,  видели  выход  из  своего  положения  в  борьбе  с

феодализмом. В  драме "Гец" с большой яркостью  воплощены спинозистские  и

руссоистские идеи Гете: с одной стороны он чрезвычайно любовно обрисовывает

деятельность и  окружение  Геца  и его родных,  -  в них сильна  связь с

природой, и отсюда проистекает  прямодушие,  цельность,  незнающая  сомнений

энергия, здоровье; с другой же стороны дается яркое  изображение  чрезмерной

утонченности изнеживающей цивилизации, неразборчивой в  средствах  хитрости,

неуверенности в  себе - Вейслинген и его сообщники в цитадели  приверженцев

императора - в  епископском  замке.  Этот  контраст  двух  миров  проводится

вплоть до мельчайших подробностей.

          Молодой Гете-штюрмер создал много образов-бунтарей. Опять-таки не

случайно, что подобный протест против феодального общества у этого  идеолога

бюргерства  проявляется   в   религии.   Немецкое   бюргерство,   повторяем,

находилось на более отсталой ступени развития,  чем,  например,  французская

буржуазия,  которая  к  этому  времени  уже  приступала   к   политическому,

активному действию. В 1772 г. Гете отходит  от  позитивного  христианства  и

становится спинозистом.  Его бунт  против  феодального общества  принимает

отныне форму  протестантства, восстающего против тирана-бога.  В  наброске  к

эпосу "Вечный жид" Гете задумал странствие со своим героем  Агасфером через

все  века,  намереваясь  сатирически  высмеять  христианство   в   важнейшие

исторические моменты  его развития,  издеваясь  над  религиозным  ханжеством,

попами,  догматами.  Наибольший  интерес  в  этом   отношении   представляет

набросок  "Прометей".   Этот   образ   непоколебимого   борца   за   свободу

Информация о работе Публицистика Гете