Работа редактора над литературно-художественным изданием

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение специфики подготовки, анализа и особенностей редактирования литературно-художественных произведений.
Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи: изложить теоретические основы работы редактора над произведениями художественной литературы, рассмотреть особенности работы редактора над сюжетом и иллюстрациями литературно-художественного произведения.
Теоретической и методологической базой работы является научная и специальная литература, непосредственно затрагивающая проблематику редакторской деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Работа редактора над произведениями художественной литературы..5
Глава 2. Оценка персонажей. Работа редактора над сюжетом произведения..16
Глава 3. Особенности редактирования произведений различных жанров…...19
Глава 4. Работа редактора с иллюстрациями литературно-художественных изданий…………………………………………………………………………...28
Заключение.………………………………………………………………………38
Список использованной литературы.…………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

работа редактора над литературно-художественным изданием.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Работа редактора над произведениями художественной литературы..5

Глава 2. Оценка персонажей. Работа редактора над сюжетом произведения..16

Глава 3. Особенности редактирования произведений различных жанров…...19

Глава 4. Работа редактора с иллюстрациями литературно-художественных изданий…………………………………………………………………………...28

Заключение.………………………………………………………………………38

Список использованной литературы.…………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Литературное произведение принято  рассматривать как результат  художественного творчества, закрепленный в художественном тексте. Это своеобразный способ познания жизни, средство восприятия и воссоздания действительности. Окружающий мир отражается в искусстве в особой художественно-образной системе. В художественной литературе слово служит средством, как говорил М. Горький “пластического изображения” действительности. Посредством образов литература воспроизводит жизнь во времени и пространстве, дает новые впечатления читателю, позволяет понять развитие человеческих характеров, связей и отношений, благодаря удивительной способности языка создавать художественные образы.

Поэтому редактор для успешного  анализа и оценки должен знать  коренные свойства образа как основы произведения искусства.

Художественный образ — выражение  образной мысли, ему свойственны  чувственная конкретность, органическая связь с личностью автора, целостность, ассоциативность и многозначность. Благодаря этому создается “эффект присутствия”, иллюзия живого, непосредственного восприятия. Это вызывает у читателя чувства сопереживания, собственного участия в событиях. В этом — сила воздействия искусства на человеческую личность, его мысль и фантазию.

Текст обогащается мировоззрением, жизненным опытом автора и читателя. Он дополняется ассоциациями и воспоминаниями, воспринятый художественный образ заставляет читателя “переживать” вновь и вновь прошедшее событие, ориентируясь на внутреннее отношение к нему. Это еще раз подтверждает мысль о том, что в образном контексте одни и те же слова для каждого человека имеют свой смысл, который зависит от его мировосприятия, воспоминаний детства, воспитания, образования, жизненного опыта.

Свойства художественного образа проявляются одновременно, что дает право говорить о его целостности, синтетичности. Свойства художественного образа во многом определяют специфику оценочных критериев, методику, приемы редакторского анализа, что и определяет основные особенности работы редактора над текстом.

Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы работы.

Изучению проблем редактирования посвящены труды таких отечественных авторов как И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь, А.Э. Мильчин, И.А. Жарков, С.Г. Антонова и др.

Объектом исследования выступает редакторская подготовка изданий.

Предмет исследования –  работа редактора над литературно-художественным изданием.

Целью данной работы является изучение специфики подготовки, анализа  и особенностей редактирования литературно-художественных произведений.

Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи: изложить теоретические основы работы редактора над произведениями художественной литературы, рассмотреть особенности работы редактора над сюжетом и иллюстрациями литературно-художественного произведения.

Теоретической и методологической базой работы является научная и  специальная литература, непосредственно затрагивающая проблематику редакторской деятельности.

В ходе написания курсовой работы использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ специальной и методической литературы; обобщение, сравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Работа редактора над произведениями художественной литературы.

Издание литературы включает в себя ряд этапов:

- тематическое планирование,

- непосредственная работа над рукописью (рецензирование, редакторский анализ, правка),

- подготовка издательского оригинала,

- выпуск книги,

- ее распространение,

- изучение читательского спроса.

Подготовка  литературно-художественной книги  – особая область редакторской деятельности. Она тесно связана со спецификой художественной литературы как одного из видов искусства. Главная из них — выражение человеческого бытия в художественных образах. Именно в данном аспекте выступает литературно-художественное произведение как объект редакторского анализа [15, C.194].

Критерии оценки художественного  текста

Первый этап работы редактора над  художественным произведением —  оценка рукописи с точки зрения ее пригодности и целесообразности опубликования. То есть редактор должен решить – принять или отвергнуть предложенное произведение, есть у него художественные достоинства, которые заинтересуют читателя или нет. Сегодня нередко ответ на этот вопрос диктует читательский спрос, маркетинговое исследование книжного рынка. Принесет книга прибыль, купит ли ее читатель? Ответы на эти вопросы часто решают судьбу рукописи, впервые издаваемого или переиздаваемого произведения.

Оценка рукописи — важная нравственная задача редактора. От его решения  зависит, увидит ли читатель интересное и полезное произведение, помогающее ему в решении проблем современности. Это важно и для автора. Правильность суждения редактора о художественных достоинствах данного произведения могут повлиять на творческую судьбу писателя. Надо заметить, что в работе редактора субъективный фактор играет не последнюю роль, ибо редактор, как и читатель, воспринимает художественные образы эмоционально во всей их сложности. Поэтому важно уметь отделить свои личные пристрастия как читателя от профессиональных логических суждений специалиста [15, C.195].

Далее редакторский анализ рукописи предполагает определение путей  его доработки (при положительной  оценке). Для редактирования художественного  произведения необходимо умелое сочетание  непосредственного субъективно-оценочного восприятия и научно обоснованной оценки. Это должно способствовать плодотворному влиянию редактора на процесс совершенствования рукописи. Он обязан уметь глубоко “чувствовать” автора, видеть в рукописи “феномен художественности”, предвосхитить на основе собственных впечатлений силу воздействия произведения на читателя. Такое восприятие связано с хорошим художественным вкусом, общей культурой редактора, его начитанностью, широтой кругозора и демократичностью взглядов.

С другой стороны, редактор должен владеть  логическими методами работы с литературно-художественными рукописями, научно обоснованными критериями их оценки, знать основы литературоведения, языкознания, литературной библиографии. Только на такой основе редактор сможет наиболее точно выявить достоинства и недочеты произведения, помочь писателю доработать рукопись.

Немалую роль в работе редактора  играет литературно-художественная критика, которая дает оценку современного состояния  художественной литературы. Обычно литературная критика выявляет наиболее актуальные произведения, обобщает достоинства и недостатки работы писателей. Это помогает редактору определить значимость, актуальность раскрываемой темы, выявить новизну текста.

При оценке произведения важнейшим  критерием является ее талантливость, художественность, новизна, актуальность, правдивость и привлекательность для читателя. Не остается без внимания и нравственная – гуманистическая – направленность произведения, его эстетические ориентиры, глубина постижения явлений [15, C.196].

Критерий художественности

Какие же “составляющие” общего критерия художественности наиболее существенны при редактировании?

Первое. Единство содержания и формы произведения. Художественный образ не существует вне определенной формы. Он олицетворяет собой единство формы и содержания.

Прежде всего, идейное содержание: нельзя признать полноценным произведение, лишенное глубины постижения жизни.

Совершенство формы: без этого  нельзя достичь подлинной содержательности, желаемого воздействия на читателя, какой бы важный, вопрос автор ни ставил. Неудачная форма дискредитирует идею, может вызвать сомнения в справедливости сказанного.

Важная задача редактора — не допустить, чтобы малоценные в идейно-художественном отношении работы выходили в свет.

Второе. Критерий художественной правды предусматривает неискаженное воссоздание действительности. Его компоненты:

- поведение героя,

- диалог,

- пейзаж и т. п.

Это определенная эстетика, некая  степень художественного обобщения  и осмысления действительности в  убеждающих своей эстетической силой  образах. Поэтому реализация этого критерия для редактора не сводится к проверке точности, достоверности тех или иных реалий. Он оценивает, сумел ли автор добиться приводимыми фактами и образами необходимого эмоционального воздействия.

Сегодня от редакторов требуется скрупулезное изучение литературы – как специальной, так и художественно-публицистической, вышедшей после 1985 года и содержащей новые исторические факты и трактовки относительно советского периода развития нашей страны.

Третье. Важным признаком художественности является оригинальность авторской манеры, его творческого почерка. Это позволяет проявляться свойствам художественного образа: синтез объективного и субъективного начал, включенность в него личности автора. Действительность преломляется в индивидуальном восприятии писателя, она отображается в именно ему интересном и важном содержании, раскрывается в самобытной, именно ему присущей форме. По-настоящему художественный образ уникален.

Смысл выражения “индивидуальная  творческая манера писателя” –  это не просто изобразительно-выразительные средства, стилистические приемы письма. В нем — мироощущение автора, его особое видение, восприятие, способность отбирать явления действительности, обобщать их, воплощать в оригинальных художественных образах. И редактор должен понять автора, ощутить его своеобразие, бережно, творчески отнестись к произведению.

Для редактора важно помочь автору сделать его текст лучше, проявить его наиболее выигрышные стороны, сделать  более эмоциональным, художественно  совершенным, подчеркнуть подлинное, истинное, творческое начало в почерке писателя.

Четвертое. Свойства художественного образа обусловливают и важность такого критерия, как эмоциональная емкость, ассоциативное богатство текста.

Художественное произведение должно взволновать читателя. Он хочет переживать события вместе с автором, волноваться, радоваться, горевать, сердиться, возмущаться, печалиться. Сопереживание и сотворчество – вот главное предназначение художественного образа в литературе. Успех этого зависит и от мастерства писателя, и от прозорливости редактора, и от эмоциональности читателя. Причем эмоции читателя должны вызываться самим изображением, а не навязываться авторскими заявлениями и восклицаниями.

Редактору следует обращать внимание авторов как на слишком сухое, обедненное изложение, так и на излишнюю “расцвеченность” повествования, особенно, если “образные детали” вызывают в читателе противоречащие замыслу произведения чувства.

Пятое. Существенным оценочным критерием художественности является целостность восприятия образов, всего повествования. Образ возникает в сознании не как сумма отдельных элементов, а как цельная, единая поэтическая картина. М. Горький считал, что читатель должен воспринимать образы автора сразу, как удар, а не задумывался над ними. А.П. Чехов добавлял, что беллетристика должна укладываться в секунду. Поэтому первейшая задача редактора — оценить целостность образа, особенности его восприятия читателем.

Это имеет значение при анализе характеров героев. Нередки случаи у начинающих авторов, когда описания поступков, раздумий персонажа не создают в воображении читателя картины его духовного мира. Факты пестрят в глазах и воображении, а целой картины не получается.

Шестое. Существенен для оценки художественного произведения служит критерий точности — точности художественной. Редакторский анализ осуществляется в нескольких аспектах:

- точность жизненная;

- изобразительная (образ как отражение действительности);

- точность эмоциональной соотнесенности с замыслом произведения (образ как выражение мыслей и чувств писателя);

- точность воздействия на воображение, эмоции, ассоциации читателя (образ как средство эстетического сопереживания и сотворчества).

Иногда возражения у редактора  вызывает описание, в котором не соблюдена изобразительная достоверность. Например, выражение “искрящийся свист” (а не пронзительный). А иногда он замечает другую неточность — нет внутренней эмоциональной соотнесенности изображения с общим замыслом произведения, отношением автора к данному персонажу. Это может оказать прямо противоположное влияние на восприятие читателя по сравнению с тем, на которое рассчитывал писатель.

Информация о работе Работа редактора над литературно-художественным изданием