Репортаж как информационный жанр журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: репортаж – это один из информационных жанров. Он многосторонен, т.к. представлен во всех видах СМИ. В печатных средствах информации рассказать о событии не только при помощи текста и фотоматериала. Нужно осветить случившееся с «привлечением «образной догадки»: в картинках и репортажах играет большую роль авторское воображение, мимолетное замечание и реплики». [9, 34] Репортаж интересен тем, что автор при помощи текста передает события в их динамическом развитии. Ведь главная особенность репортажа – это «эффект присутствия». Именно это делает этот жанр интересным для читательской аудитории. Репортаж имеет свои творческие ресурсы. В перспективе этот жанр не исчезнет, а возможно приобретет новые формы. В этом актуальность нашего исследования.

Работа содержит 1 файл

готовый текст.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

В соответствии с такой монтажностью, выбран и правильный ритм повествования. Он не спешный.  Рассказ ведется не торопливо.

Отметим, что по объему репортаж не большой, но очень емкий. В этом репортаже выделим детали, которые описывают состояния представителей партий. Например, Г.Зюганов: «со своим обычным гневным видом и, заняв трибуну, наговорил много резких вещей», В. Жириновский: «Никакой неловкости не чувствовалось и у другого «возвращенца» - Жириновского, которого в Думе не было всего сутки, от чего тот заметно оголодал» и Маркелов: «по-хозяйски с трибуны любовался оппозицией единоросс». Мы видим насколько разная реакция у депутатов. Заметим, что их реакция размещена по убывающей: от более яростной к более спокойной.

В данном репортаже эффект пристутствия выражен менее заметно. Но, тем не менее, мы понимаем, что автор присутствовал на заседание Государственной Думы. Репортаж не персонифицирован. Указания на личность автор нет. Автор был там, но наблюдал со стороны.

По жанровой разновидности – это проблемный репортаж. Главная проблема в этом тексте – реакция одних партий на победу другой партии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Если моя жена выживет, я ее больше никуда не отпущу» репортаж Вероники Рангуловой ( «КП», 05.12.2009).

Этот репортаж ведется из больницы, в которой находилась часть пострадавших после трагедии в пермском клубе «Хромая лошадь». Пожар произошел в ночь с 4 на 5 декабря. Тогда пострадало 234 человека, 156 из них погибли. Власти отреагировали на этот случай. И по стране прокатилась волна проверок клубов.

В публикации автор рассказывает о том, что творилось в больнице МЧС №9. О том, что случилось в ночном клубе, мы узнаем от родственников и друзей пострадавших. Эффект присутствия выражен явно. Только находясь в больнице В.Рангулова, могла услышать истории о том, как их родственники оказались в ту ночь. Только в больнице можно было поговорить с людьми. И мы верим автору, что она там была. Описание больницы и самих пострадавших в репортаже было бы лишним. Вполне достаточно элементов интервью. Некоторые фрагменты интервью очень похожи на подслушанный разговор: «- Нет, ее здесь нет, - отчаянно кричали некоторые и бежали к выходу, чтобы мчаться в другую больницу. - Боже мой, жив, какое счастье! Остальное уже не важно, - плакали другие, но уже от радости». Но в то же время, мы понимаем, что с некоторыми людьми автор беседовала: «- А мне сын позвонил ночью, - рассказывает мужчина лет 50. - Он знал, что я собирался сходить сегодня в «Лошадь». Когда я его успокоил, он сообщил, что в клуб уехал мой брат Александр Титлянов. Мы помчались сюда. Александра нашли в «девятке», но дома почему-то нет его жены. Четверо маленьких детей ждут маму. А мы не можем понять, где она: либо ищет Сашу, либо… была с ним». Повествование ведется от второго лица, но это абсолютно не мешает восприятию текста. Становиться понятным, что В.Рангулова приехала в больницу не одна, скорее всего с ней был фотограф. Хотя в самом репортаже нет фотоматериала из больницы. Присутствуют фотографии самого клуба и общего вида того, что происходило перед клубом.

Композиция данного репортажа закольцована. Начинается и заканчивается он практически одинаково. Начало: «- Боже мой, жив, какое счастье! Остальное уже не важно, - плакали другие, но уже от радости» и конец: «- Господи, спасибо тебе, я самая счастливая мать на свете, мой сыночек жив, - утирая слезы, шептала пожилая женщина. - Дай сил всем им выкарабкаться. Ведь ты же сверху все видишь». И это символично. Репортаж написан по горячим следам. У людей еще живет надежда , что их родственники останутся в живых. Но по официальным данным, 14 детей остались сиротами, а 27 – потеряли одного из родителей. Но это будет известно позже. Сейчас люди еще верят, что найдут своих близких живыми.

Наглядна деталь: «Напротив некоторых фамилий пострадавших стояли непонятные данные. К примеру, символы напротив одной из фамилии: S-90, р-я, ивл».Эти непонятные обозначения означали страшное: «Площадь ожогов составляет 90% тела, мужчина в реанимации, подключен к искусственной вентиляции легких». Врачи также уточняют, что не могут назвать состояние стабильно тяжелым, потому что оно крайне тяжелое. Думаю, что такие знаки были напротив многих фамилий. После пожара было много пострадавших и всем нужно было оказать помощь.

Динамика событий отсутствует. Ведь репортер разговаривает с людьми, слушает их. В целом люди выражают свои переживания. Очень коротко говорится о самой ситуации. И каждый, кто был в клубе, рассказывает о случившемся своими глазами: «Я работаю в этом клубе, - рассказал нам Михаил Мазунин. - Пою здесь по вечерам. Закончил программу и около полуночи поехал домой. К этому времени народу была тьма. Пожар начался  через час после моего отъезда. В этот момент там была моя коллега - Евгения Феткулова. Она здесь, в больнице. В очень тяжелом состоянии, обожжена половина тела», «Аня отпросилась у меня на девичник со своими двумя сестрами, отмечали день рождения. Я остался с двухлетней дочкой Каринкой, а ночью позвонил друг и рассказал о трагедии. Мы с мужем Аниной сестры Юли тут же примчались. Обе лежат в разных больницах, а третью сестру мы до сих пор не можем найти. Ее нет в списках раненых, но думать о плохом очень страшно».

По жанровой разновидности этот репортаж можно отнести все-таки к событийным. Он написан на следующий день после случившегося. И автор рассказывает об увиденном в больнице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧНЕНИЕ

В настоящей работе мы рассмотрели репортаж, его жанрообразующие признаки и жанровые разновидности.

Эффект присутствия, наглядность, монтажность, деталь, динамичность, ритмичность – это признаки репортажа, которые отличают его от других информационных жанров.

Репортажи используют на разных тематических направлениях, в разных изданиях, поскольку возможности такой литературной работы, ее воздействия на читателей разнообразны: позабавить, развлечь, воодушевить, стимулировать интерес, взволновать...

Репортаж может многое. Но при условии, что в нем будут сплетены впечатления, наблюдения и воссозданные эпизоды так, чтобы ощущался неповторимый ритм, неповторимая атмосфера не остановленного «кусочка жизни», а фрагмента живого богатства движения.

В данной работе мы на основе теоретического материала проанализировали репортажи.

Репортаж В. Гиляровского «Полчаса в катакомбах» [11] рассказывает о его путешествии по Неглинке. Это классический пример данного жанра. В нем наглядно представлены жанрообразующие признаки репортажа. Это  эффект присутствия: мы вместе с автором оказываемся под землей и ощущаем весь этот мрак и сырость. Повествование ведется от первого лица. Четко представлена наглядность. Это достигается с помощью описаний деталей, которыми текст насыщен, но не перегружен. Чувствуется ритм повествования, которая плавно подводит к развязке. По жанровой разновидности нам представлен проблемный репортаж. После публикации репортажа Неглинку перестроили.

«Русский, не суйся, это наша война с узбеками» репортаж А. Гришина («КП», 19.052010). Эта публикация по своей жанровой разновидности событийный. В нем автор описывает о столкновениях местного населения Киргизии с этническими узбеками после последнего политического переворота. Повествование ведется от первого лица. События расписаны по времени. Композиция выделятся четко за счет имеющихся подглав. Ощущается динамика развития события и ритм повествования. Наглядность достигается за счет хронологического описания событий.

"Не кашляй в трубку, заразишь!" репортаж Наталии Грачевой опубликован в «КП» от 4 .11.2009 г. В нем рассказывается о работе стокгольмских врачей во время эпидемии свиного гриппа. Эффект присутствия выражается в повествовании от первого лица. Этим же и достигается персонифицированность. Мы не только верим автору, но переносимся в эту больницу. Красочное и образное описание происходящего в больнице показывает наглядность  данного репортажа. Особый ритм повествования и динамика развития событий. Из образно – выразительных средств автору удалась наиболее ирония : «Придя домой, взбешенный Алексей развел в стакане российскую соду (с которой нас однажды задержали на финской таможне, решив, что в мешочке — наркотик), а в кружке «распустил» родной фурацилин. Мы дернули по паре таблеток московского арбидола, заели иммуналом и «залакировали» медком с лимоном». Это проблемный репортаж.

В репортаже «Возвращение блудных карлсонов» В. Воросбина («КП» от 22.10.2009). Эффект присутствия выражен неявно. Репортаж не персонифицирован, но мы все равно ощущаем, что автор был в Государственной Думе. Наглядность представлена хорошо. Она достигается за счет подробного описания событий в Думе. Ярко представлена динамика развития происходящего. Затрагивается проблема взаимоотношений партий с партией власти.

«Если моя жена выживет, я ее больше никуда не отпущу» репортаж Вероники Рангуловой ( «КП», 05.12.2009) рассказывается о происходящем в больнице после пожара в клубе «Хромая лошадь». Эффект присутствия  представлен ярко. Но не смотря на это репортаж не персонифицирован, мы верим автору, что он был в больнице. Наглядность выражена слабо. Как такого развития события нет, так как нет сюжета. В репортаже представлены реплики людей. Жанровая разновидность – событийный.

Мы рассмотрели жанровые разновидности репортажа. В «КП» в основном встречаются событийные и проблемные репортажи. Познавательные репортажи практически не встречаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорян М. Пособие по журналистике. – М.: «Права человека», 2007. – 192 с.

2. Гуревич С.М. Репортаж в газете. – М., 1963.

3. Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб., 2002.

4. Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – 272 с.\

5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати – М.: Аспект Пресс, 2000. – 312 с.

6. Царева Л. «Живая мозаика репортажа»// «Журналист». – 2005. №8.

7. Царева Л. «Под музыку репортажа»// «Журналист». – 2005. №9.

8. Шостак М. «Картинки» репортера» // «Журналист». – 1997. №10.

9. Шостак М. «Оживший факт, или «Наброски с натуры»// «Профессия журналист». – 2002. №9.

10. Шостак М. Оперативная журналистика: пособие по дисциплине: «основы творческой деятельности журналиста. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 69 с.

11. http://az.lib.ru

12. http://booksite.ru

13. http://paustovskiy.niv.ru

 

 

 

 

 



Информация о работе Репортаж как информационный жанр журналистики