Служебное произведение и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы, касающейся служебного произведения, заключается как раз – таки в том, что масса существующих законов и постановлений, безусловно, строго контролирует эту область авторского права, но между тем имеет ряд особенностей, на основе которых и возникают многочисленные споры. Если учесть тот факт, что на сегодняшний день служебное произведение распространено гораздо сильнее по сравнению с прошлыми годами, то становится очевидной важность этого вопроса.
Целью данной работы является выяснение характерных особенностей служебного произведения, обозначение пунктов, посредством которых организуются взаимоотношения заказчика и автора.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Специфика служебного произведения.
1.1. Служебное произведение……………………………………………5
Признаки служебного произведения……………………………….7
Авторское право на служебное произведение: общая концепция..10
Права работника……………………………………………………...11
Исключительное право работодателя………………………………13
Переход прав…………………………………………………………15
Служебное произведение в практике.
2.1. Оформление отношений в вопросе служебного произведения…..17
2.2. Служебное произведение в СМИ…………………………………...19
Заключение………………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………...24

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Министерство науки  и образования РФ

Агентство по образованию РФ

ФГОУ ВПО «Южный федеральный  университет»

Факультет филологии и журналистики

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Служебное произведение и его особенности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

студентка 2 курса 3 группы

Даниленко Ольга.

 

 

Научный руководитель:

преподаватель кафедры

теории журналистики

Распопина О. О.

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

  1.    Специфика служебного произведения.

1.1.    Служебное произведение……………………………………………5

    1. Признаки служебного произведения……………………………….7
    2. Авторское право на служебное произведение: общая концепция..10
    3. Права работника……………………………………………………...11
    4. Исключительное право работодателя………………………………13
    5. Переход прав…………………………………………………………15
  1.      Служебное произведение в практике.

2.1.    Оформление отношений в вопросе служебного произведения…..17

2.2.    Служебное произведение в СМИ…………………………………...19

Заключение………………………………………………………………….22

Список использованных источников……………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы, возникающие  в сфере авторского права, сегодня  составляют основу судебных разбирательств между работодателем и автором произведения (будь то журналистская статья, художественный фильм или музыкальная композиция). Усложнение законодательства, снабжение его новыми протоколами и постановлениями доставляет больше трудностей и субъектам авторского права, и суду в случае явного конфликта. Особое положение в этом вопросе у служебного произведения и его субъектов. С одной стороны, авторское законодательство оговаривает абсолютно все стороны отношений автора и заказчика, с другой – всегда найдется повод для спора и выяснения отношений, затягивающихся порой на месяцы и годы.

Актуальность проблемы, касающейся служебного произведения, заключается как раз – таки в том, что масса существующих законов и постановлений, безусловно, строго контролирует эту область авторского права, но между тем имеет ряд особенностей, на основе которых и возникают многочисленные споры. Если учесть тот факт, что на сегодняшний день служебное произведение распространено гораздо сильнее по сравнению с прошлыми годами, то становится очевидной важность этого вопроса.

Целью данной работы является выяснение характерных особенностей служебного произведения, обозначение пунктов, посредством которых организуются взаимоотношения заказчика и автора.

Задачи работы:

  • определить служебное произведение как особый объект авторского права.
  • указать характерные признаки служебного произведения.
  • рассмотреть законы РФ в сфере авторского права, касающиеся данного вопроса.
  • обозначить отношения между субъектами служебного произведения.
  • охарактеризовать служебное произведение в системе СМИ. 

Для детального и полного  анализа вопроса будут использованы следующие источники:

- законы РФ: Гражданский  кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, закон «Об авторстве и смежных правах» и т.д.

- толковые и юридические  словари.

- научные статьи популярных  изданий.

- специализированная литература.

- некоторые Интернет – ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Специфика служебного  произведения

1.1. Служебное произведение

Прежде чем рассматривать  вопросы, относящиеся к проблематике служебного произведения, следует дать определение данному объекту  авторского права.

 «Энциклопедия юриста»  определяет служебное произведение как  произведение литературы, науки и искусства, созданное автором в рамках своих служебных обязанностей (служебного задания) по трудовому договору.1

Служебное произведение - созданное автором в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей произведение литературы, искусства или науки.2 Такое определение предлагает Интернет – энциклопедия «Википедия»

Согласно «Энциклопедическому  словарю экономики и права» служебное  произведение — произведение литературы, науки и искусства, созданное автором в рамках своих служебных обязанностей (служебного задания) по трудовому договору (контракту).3

Служебным произведением  является произведение науки, литературы и искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.4 Такое определение дано в пункте 1 статьи 1295 ГК РФ.

Гражданский кодекс также  указывает, что следует относить к служебным произведениям. Согласно пункту 1 статьи 1259 это:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально – драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно – прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
  • другие произведения. 5

Из определения служебного произведения следует, что его автором является работник, вложивший свой творческий труд в его создание. Если в создании служебного произведения принимали участие несколько авторов, то речь идет о соавторстве. При этом лица, оказывающие только техническую (например, подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков) или организационную поддержку и непосредственно не внесшие творческий вклад в создание произведения, не могут считаться его соавторами.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Признаки служебного произведения

Вряд ли возможно перечислить  абсолютно все результаты интеллектуального труда, которые будут относиться к служебным произведениям. Лучше обозначить общие критерии для дальнейшего выявления служебного произведения из ряда иных.

Из выше обозначенного  определения можно сделать вывод, что основным признаком служебного произведения является наличие отношений между автором и заказчиком (работником и работодателем).

Как известно, трудовые отношения  возникают на основании трудового  договора, заключаемого в письменной форме между работником и работодателем (статья 16 ТК РФ). После заключения трудового договора издается приказ о приеме на работу и делается запись в трудовой книжке. В случае отсутствия правильно оформленных трудовых отношений, в соответствии с частью 2 статьи 67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.6

Наличие фиксированных  трудовых отношений определяет не только статус того или иного произведения (результата интеллектуального труда), но и объем прав работодателя на произведение, созданное автором. Поэтому важным условием при устройстве на работу ради собственной безопасности необходимо заключать письменный трудовой договор, отсутствие которого - прекрасный способ для работника оспорить факт наличия трудовых отношений и, соответственно, прав работодателя на созданное автором произведение.

Однако, наличие отношений  работника и работодателя и трудовой договор – не единственное условие, позволяющее присвоить результатам интеллектуальной деятельности статус «служебного произведения».

Представим, трудовой договор заключен, и работник создал нечто ценное. Для того чтобы созданное произведение приобрело статус служебного, данное произведение должно быть создано в пределах трудовых обязанностей работника. Подтверждением этого факта могут выступать такие документы, как трудовой договор (где прописаны основные обязанности работника), должностная инструкция, иные документы (приказы, распоряжения, служебные задания, служебные записки и пр.), а также включение произведений в план (если создание произведения предусматривалось утвержденным планом работы на месяц или было зачтено в выполнение данного плана).7

Если же произведение создано штатным работником на рабочем месте в рабочее время и с использованием материалов работодателя, но его создание никак не связано с трудовыми обязанностями работника, оно не может считаться служебным. Данное обстоятельство подтверждается в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 18.04.1986 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, вытекающих из авторских правоотношений». В частности, в нем отмечается, что факт использования автором для создания произведения материалов организации, с которой он находится в трудовых отношениях, не может служить основанием для признания работы, выполненной автором, плановой.8

Важно отметить, что служебным  является лишь то произведение, которое  имеет непосредственное отношение  к трудовым обязанностям работника. Так, написанная техническим работником компании по производству шариковых ручек повесть с использованием необходимых принадлежностей компании никак не считается служебным произведением ввиду отсутствия данной обязанности в трудовом договоре; это, скорее, дисциплинарный проступок.

Следующая характеристика служебного произведения – оно должно быть создано только в рабочее  время. Но если работник по собственному желанию остается по окончании рабочего дня для «творчества», произведение будет считаться служебным (если, конечно, создание произведения входит в обязанности работника).

Важно отметить, что произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей не должно относиться к энциклопедиям, энциклопедическим словарям, периодическим и продолжающимся сборникам научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий.

Согласно п. 4 ст. 14 Закона «Об авторском праве» на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий положения, касающиеся служебных произведений, не распространяются.9 Исключительные права на использование таких изданий, согласно п. 2 ст. 11 Закона "Об авторском праве", принадлежат их издателю. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.10

 

 

 

 

 

 

1.3. Авторское право на служебное произведение: общая концепция

Существует две основные концепции относительно авторского права на служебное произведение. Первая характерна для стран, поддерживающих традиции континентального права. Суть подхода заключается в том, что первоначальное обладание авторскими правами принадлежит автору (за автором сохраняются личные неимущественные права), но все имущественные права принадлежат работодателю.

Вторая концепция опирается  на традиции англосаксонского права. Модель «copyright» характерна для таких стран, как США и Великобритания. Согласно этой традиции «в случае, если творческая деятельность осуществляется на основании трудового соглашения или заказа, то работодатель считается автором после приобретения первоначального правообладания на «copyright», если не оговорено иное»11. Соответственно, в такой модели и имущественные, и неимущественные права на служебное произведения, принадлежат работодателю. В ст.37 «Проекта о типовых положениях Всероссийского общества по интеллектуальной собственности» (ВОИС) в области авторских прав от 11 августа 1989 года закреплены оба существующих варианта, а ЗоАП РФ предусматривает первый вариант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Права работника

Работнику как автору служебного произведения принадлежат  следующие личные неимущественные  права:

– право авторства (право признаваться автором произведения);

– право автора на имя (автор может выбрать способ указания своего имени: истинное имя, псевдоним, анонимно);

– права на неприкосновенность произведения (без согласия автора не допускается внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями);

Информация о работе Служебное произведение и его особенности