Служебное произведение и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы, касающейся служебного произведения, заключается как раз – таки в том, что масса существующих законов и постановлений, безусловно, строго контролирует эту область авторского права, но между тем имеет ряд особенностей, на основе которых и возникают многочисленные споры. Если учесть тот факт, что на сегодняшний день служебное произведение распространено гораздо сильнее по сравнению с прошлыми годами, то становится очевидной важность этого вопроса.
Целью данной работы является выяснение характерных особенностей служебного произведения, обозначение пунктов, посредством которых организуются взаимоотношения заказчика и автора.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Специфика служебного произведения.
1.1. Служебное произведение……………………………………………5
Признаки служебного произведения……………………………….7
Авторское право на служебное произведение: общая концепция..10
Права работника……………………………………………………...11
Исключительное право работодателя………………………………13
Переход прав…………………………………………………………15
Служебное произведение в практике.
2.1. Оформление отношений в вопросе служебного произведения…..17
2.2. Служебное произведение в СМИ…………………………………...19
Заключение………………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………...24

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

– право на обнародование  произведения (право осуществлять действия или давать согласие на осуществление  действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или любым другим способом).12

Личные неимущественные  права принадлежат автору независимо от имущественных прав (например, права собственности) и сохраняются за ним в случае передачи исключительных прав на использование произведения третьим лицам. К таким правам относятся субъективные права на блага, не имеющие непосредственного имущественного содержания, например, права на жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и места жительства, имя, право авторства и другие. Нематериальные блага принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, они неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Автор произведения не имеет  права на запрещение его обнародования, поскольку создание конкретного произведения входит в трудовые его обязанности и имеет определенные цели (в том числе передача третьим лицам и обнародование). В связи с этим отказ автора в обнародовании произведения может быть расценен как нарушение его трудовых обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Исключительное право работодателя

Именно работодателю принадлежит исключительное право на служебное произведение (трудовой договор может предусматривать иные правоотношения). Это исключительное право предполагает, что работодатель имеет право:

- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

- распространять экземпляры  произведения любым способом (право  на распространение): продавать,  сдавать в прокат и так далее;

- импортировать экземпляры  произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

- публично показывать  произведение (право на публичный показ)

- публично исполнять  произведение (право на публичное  исполнение);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или  передачу в эфир) для всеобщего  сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

- переводить произведение (право на перевод);

- переделывать, аранжировать  или другим образом перерабатывать  произведение (право на переработку);

- сообщать произведение  таким образом, при котором  любое лицо может иметь доступ  к нему в интерактивном режиме  из любого места и в любое  время по своему выбору (право  на доведение до всеобщего  сведения).

- распоряжаться своим исключительным правом (передавать это право путем заключения договора об отчуждении исключительного права или предоставлять другому лицу право использования произведения на основе лицензионного договора).

При использовании служебного произведения работодатель может указывать  свое имя или наименование либо требовать такого указания (абзац 2 пункта 3 статьи 1295 ГК РФ).13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Переход прав

С 1 января 2008 года в силу вступило положение (часть IV ГК РФ), которое предусматривает случаи и возможности перехода прав на служебное произведение от работодателя к автору.

До принятия Закона об авторском праве вопросы использования  служебного произведения регулировались Основами гражданского законодательства 1991 года, в соответствии с которыми право работодателя по использованию  служебного произведения было ограничено. В частности, работодатель мог использовать служебное произведение только в тех целях и тем способом, для которых оно создавалось. При этом право на такое использование сохранялось лишь в течение трех лет с момента создания служебного произведения.14

С принятием нового положения ситуация изменилась в пользу работника. Так, согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 1295 ГК РФ исключительное право на произведение будет принадлежать не работодателю, а автору (то есть работнику), если работодатель в течение трех лет со дня, когда произведение было предоставлено в его распоряжение:

- не начнет использование этого произведения,

- не передаст исключительное право на него другому лицу,

- не сообщит автору о сохранении произведения в тайне. 15

Интересно, что порядок сообщения работнику указанных сведений в законе не прописан. По мнению автора, подобное сообщение желательно оформить в письменном виде (например, в виде приказа) с целью наличия доказательств о том, что работнику было сообщено об оставлении произведения в тайне.

По истечении срока, предусмотренного для использования служебного произведения, работодатель, согласно пункту 3 статьи 1295 ГК РФ, вправе:

- использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах;

- обнародовать такое произведение (если договором между ним и работником не предусмотрено иное).16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Служебное произведение в практике

2.1. Оформление отношений в вопросе служебного произведения

Как было отмечено ранее, для служебного произведения характерно наличие трудового договора, который обозначает права и обязанности взаимодействующих сторон и соответствует трудовому законодательству. Кроме того, необходимо оговаривать и письменно фиксировать обязанности работников по созданию служебного произведения в трудовом договоре, в должностной инструкции, в служебных заданиях по созданию того или иного объекта.

Также было отмечено, что ГК РФ устанавливает для работодателя трехлетний срок для начала использования служебного произведения. В противном случае работодатель утрачивает свое исключительное право на произведение, но может его использовать способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах. Следовательно, оформление служебных заданий на создание произведений, особо ценных для работодателя, будет служить определенной подстраховкой в случае возможного их неиспользования на протяжении указанного срока.

В целях недопущения  возможности «выноса» служебных  произведений за пределы организации  при увольнении работника, целесообразно предусмотреть систему передачи работником созданных им служебных произведений работодателю. Это могут быть документы, регламентирующие, что именно, кем и в какие сроки создается, а также касающиеся приемки результатов труда работника.

Неоформленные надлежащим образом отношения работника  и работодателя прокладывают чаще всего  прямую дорогу в суд. Российское авторское  общество (РАО), активно участвующее в отстаивании авторских прав пострадавших сторон, нередко сталкивается с делами, где непонимание возникает из–за отсутствия трудового договора. В 2001 году в РАО обратился автор Д.: написанная им музыка была самовольно использована в спектакле. Договор отсутствовал, а значит, произведение не считается служебным. Автор Д. требовал компенсации за незаконное использование его произведения и запрета не его дальнейшее воспроизведение на публике. Ответчик же настаивал, что между ним и автором существует устная договоренность и обсуждены все стороны вопроса. В итоге, иск автора Д. был удовлетворен, а театр понес справедливое наказание.

В целях избегания  споров, возникающих на основе соотношения прав и обязанностей работника и работодателя, существуют варианты оформления перераспределения прав на служебное произведение между взаимодействующими сторонами:

1. Заключение смешанного  договора, объединяющего в себе  основные положения трудового  договора и содержащего гражданско-правовое  условие о перераспределении прав на служебное произведение (так называемый полиотраслевой смешанный договор).17

2. Заключение отдельного  гражданско-правового договора, предусматривающего  иной режим использования служебных  произведений.18

 Отдельное внимание следует уделить вознаграждению, положенное автору служебного произведения. Согласно статье 1295 ГК РФ размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора – судом. Каков же размер оплаты служебного произведения? Вопрос на сегодняшний день отдается для решения работодателю, т. е. именно ему решать, как «отблагодарить» автора – с помощью четко установленной заработной платы или же посредством выплаты гонорара. В законодательстве пока отсутствует статья, регулирующая размер и порядок выплаты вознаграждения. Но это отнюдь не значит, что трудовой договор не должен оговаривать вопрос о вознаграждении.

В 2001 году суд Республики Карелия рассмотрел дело о неуплате вознаграждения авторам за выполненную ими работу. Русский театр драмы Республики Карелия заключил договор с авторами В. и Т. на изготовление макета декораций и эскизов к спектаклю. Договор оговаривал вопрос об оплате выполненной работы: 25% - при подписании договора, 50% - при принятии проекта и 25% - после премьеры спектакля. Кроме этого договор гласил: в случае если работа авторов будет принята к постановке, а премьера спектакля не состоится, театр будет обязан выплатить авторам вознаграждение в полном объеме. Однако авторы не получили вознаграждения (премьеры не было, но работа руководством театра принята). Городской суд принял решение об удовлетворении иска авторов В. и Т.: театр выплатил сумму в полном объеме. Однако на этом дело не закончилось. Истцы требовали взыскания с театра процентов за использование невыплаченных денежных средств; театр же требовал учесть курс доллара (расчет по договору происходил в этой валюте) на момент заключения договора и судебного процесса (курс значительно вырос). Суд отклонил требование и истца, и ответчика. Истцы при поддержке РАО настояли на своем: согласно ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Проценты за пользование чужими средствами взимаются на день уплаты этих средств кредитору.19 В конце концов, иск авторов был полностью удовлетворен.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Служебное произведение в СМИ

По большому счету все журналистские произведения представляют собой служебные произведения, т. к. отвечают всем его характеристикам. Однако не всю журналистскую публицистику следует определять как служебные произведения.

В.А.Дозорцев справедливо выделяет в сфере массовой информации два вида объектов гражданских прав: информацию как объект права собственности и произведение как объект исключительных прав (интеллектуальная собственность).20 Поэтому, сообщения информационного характера не относятся к служебным произведениям, а также не являются объектом авторского права.  Это закреплено и в п. 8. ст. 2 Бернской конвенции, и в ст. 8 ЗоАП РФ: «Хотя сбор новостей требует значительно больших затрат, чем, скажем, подготовка аналитических комментариев, однако они не охраняются авторским правом и их свободное распространение обусловлено правом граждан на информацию».21 Если же информационное сообщение имеет форму репортажа (т. е. содержит творческие элементы), оно, бесспорно, считается служебным.

Вопрос о служебном произведении в СМИ имеет ряд особенностей и проблем ввиду задействования в регулировании отношений между работодателем и работником не только гражданского, но и трудового права. Большие сложности возникают по поводу авторства произведения, а отсюда – проблема плагиата, получившего сегодня, к сожалению, большое распространение.

Право признаваться автором  произведения означает, что имя автора должно упоминаться при любом  способе доведения его до общественности. Именно благодаря праву признаваться автором служебного произведения, автор может защитить себя от плагиата. Однако не всегда можно доказать наличие плагиата как такового. Д.Б.Кудрявцев, продюсер ЗАО «Нетскейт», говорит, что судиться по делам о плагиате стоит лишь в том случае, когда существует полная уверенность в защите со стороны законодательства; прецедентные случаи в этом случае чаще всего оканчиваются провалом.22 Получается: либо гарантия правоты истца со стороны законов, либо бессмысленность судебных тяжб и признание плагиата законным.

В 1999 году Арбитражный суд города Москвы рассмотрел прецедент по делу о плагиате. Ответчиками по делу выступали создатели двух Интернет - сайтов, на которых были размещены около сотни разных материалов, опубликованных ранее в одной из газет истца. Иск не был удовлетворен, несмотря на отсутствие у ответчика прав на использование прав и доказательства явного нарушения авторских прав. Суд мотивировал это тем, что холдинг не приобрел исключительные права на статьи, опубликованные в его газете. Позиция истца базировалась на том, что приобретать никакие права не было необходимости, так как автор статей является их штатным сотрудником и создавал произведения в рамках служебных обязанностей. В ответ на это ответчики вольно истолковали норму п.4 ст.14 ЗоАП РФ, согласно которой «на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя… газет, журналов и других периодических изданий положения настоящей статьи не распространяются». В данном случае суд и ответчики по–своему растолковали нормы ЗоАП РФ.

Информация о работе Служебное произведение и его особенности