Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование специфики образования и функционирования сатиры и сатирических жанров. Практическая значимость работы представляет Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения сатиры.
2. Определить основные сатирические жанры.

Содержание

Введение
Глава 1. Сатира как художественный жанр
1.1 История возникновения сатиры
1.2 Виды сатиры
Глава 2. Общая характеристика сатирического периода начала ХХ века
2.1 Обзор сатирических журналов 20-30-х годов ХХ века
2.2 Журнал "Крокодил" как бренд советской сатиры ХХ века (20-30 годы)
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Количественный рост сатирической журналистики в 20-х годах далеко не всегда соответствовал ее художественным совершенствам, а иногда и тем требованиям высокой идейности и партийности, которые предъявлял массовый читатель и которым должна была отвечать сама специфика сатирического творчества. Причина крылась и в недостаточном руководстве журналами со стороны соответствующих партийных органов, и в малочисленности квалифицированных кадров советских сатириков, и в сильном влиянии традиций и привычек дооктябрьской буржуазной сатиры и юмористики.

Еще в конце 20-х годов наметилась тенденция к устранению параллелизма в сатирической периодике. Это была правильная линия, направленная на укрепление авторского актива журналов, материально-технической базы и в конечном итоге на устранение ошибок, связанных с проникновением влияния мелкобуржуазной идеологии. В то же время в начале 30-х годов ликвидируются журнал "Чудак" — один из самых острых и боевых органов сатиры — и "Лапоть" — журнал, пользовавшийся большой любовью сельских читателей. Преждевременное прекращение этих изданий нанесло урон развитию советской сатирической журналистики.

В начале 30-х годов многие центральные газеты практикуют выезды своих бригад на ударные объекты хозяйственного строительства или на заводы, фабрики, стройки, железнодорожные узлы, оказавшиеся в прорыве. В начале 1931 г. в ходе работы IX съезда ВЛКСМ возрождается традиция издания сатирико-юмористической газеты съезда "Подзатыльник". Вскоре десятки таких "Подзатыльников" начинают издаваться на местах (в Вышнем Волочке, в Ростове-на-Дону, в Оренбурге, Хабаровске и др.).

Они часто сопутствуют работе местных комсомольских конференций, пленумов, расширенных совещаний и т. п., способствуют развертыванию критики и самокритики в молодежной среде. Многочисленные рукописные "Подзатыльники" и другие стенновки активно вмешивались в повседневную жизнь, работу и учебу советской молодежи.

В связи с огромным количественным и заметным качественным ростом фабрично-заводской печати в первой половине 30-х годов намечается тенденция к изданию заводских сатирических журналов при многотиражках. Такие сатирические журналы возникают в Москве, Ленинграде, Горьком, Луганске, Николаеве ("Догнать и перегнать", "Паяльник", "Ток", "Луганский крокодил" и др.). Выпускались они силами рабкоровского актива газет, начинающими сатириками из рабочей среды, строились исключительно на заводской тематике, отличались большой конкретностью в критике недостатков. Их положительная роль в развертывании критики и самокритики внутри заводских коллективов, в подготовке и воспитании новых кадров сатириков из рабочей среды была очевидной. Однако наладить сколько-нибудь длительный выпуск подобных изданий, печатавшихся иногда в несколько красок, на 12-16 страницах, редакциям многотиражных газет оказалось, естественно, не под силу. С 1935 г. количество этих изданий неуклонно сокращается.

Во второй половине 30-х годов под влиянием культа личности сатира теряет свое главное достоинство — конкретность, все дальше отходит от постановки острых и актуальных проблем хозяйственной жизни. На смену острому фельетону, критическому сигналу с места приходит юмористический рассказ, осторожная аллегория, легковесная шутка.

Некоторые национальные сатирические органы прекращают в эту пору свое существование. Так, например, в конце 1934 г. перестает выходить украинский "Красный перец". В начале 1937 г. прекращаются башкирский сатирический журнал "Хэнэк", таджикский сатирический журнал "Мушфики", в 1940 г.- чувашский сатирический журнал "Капкан".

Таким образом, можно заключить, что  тематика сатирических журналов и газет 20-30-х годов, основана на конкретных фактах, почерпнутых либо из непосредственных наблюдений, либо из читательских писем, была весьма пестра. Первоначально развитие советской сатиры пошло по нескольким направлениям. Ожившее частное предпринимательство в издательской деятельности привело к возрождению юмористики старого типа в форме однодневных сатирико-юмористических листков и газет: "Веселая простокваша" и "Караул!.. Грабеж!...", "Вечерний вопль", "Желчные камни" и других. Среди большого количества недолговременных газет и журналов особо следует выделить журнал "Крокодил" - как особый этап в развитии советской сатиры. Этому журналу мы посвящаем следующий параграф.

 

2.2 Журнал "Крокодил" как бренд советской сатиры ХХ века (20-30 годы)

 

Возникновение журнала "Крокодил" связано с "Рабочей газетой" (ранее "Рабочий") — органом ЦК ВКП(б), начавшим издаваться в Москве в 1922 г. под редакцией К.С. Еремеева. С 4 июня 1922 г. в целях расширения подписки редакция начинает выпускать еженедельное иллюстрированное и сатирическое приложение, которое бесплатно рассылалось подписчикам вместе с воскресными номерами. Называлось это приложение, как и газета, вначале "Рабочий", а после ее переименования — "Рабочая газета". Эти и последующие выпуски приложения печатались на 16 стр., с одноцветными иллюстрациями, быстро возрастающим тиражом. Самостоятельной нумерации не имели. Она появляется лишь с восьмого выпуска, когда приложение окончательно приобрело характер периодического издания, а редакция убедилась в насущной необходимости регулярного выпуска журнала сатиры и юмора.

К этому времени произведения сатирических жанров начинают играть в приложении главенствующую роль. Карикатурами, сатирическими стихами, баснями, эпиграммами, сценками на злободневные темы внутренней и международной жизни заполнялись 6-7 первых страниц, включая обложку, а также последние страницы журнала. Лишь средние листы содержали хроникально-иллюстративные материалы, рассказывающие об успехах мирного строительства, о событиях зарубежной жизни. Вскоре появляются постоянные сатирические рубрики "Наш быт", "Из иностранных журналов".

В августе 1922 г. вместо очередного выпуска приложения (№ 13) подписчики "Рабочей газеты" получили первый номер "Крокодила".

Новый журнал отличался от своего предшественника не только названием. В первом номере в программном  стихотворении Демьяна Бедного "Красный Крокодил — смелый из смелых! — против крокодилов черных и белых" четко формулируется задача издания:

 

Добираться до всякой гнилости

И ворошить гниль без всякой милости,

Чтоб нэповская муть не цвела

И не гнила

Вот какова задача Красного Крокодила!

 

"Решили мы, что пришло время, Для очистки нэповского Нила, Выпустить КРАСНОГО КРОКОДИЛА",— писал Демьян Бедный. Однако характер нового журнала, рассчитанного на рабочего читателя, не определялся только этой задачей.

"Крокодил" быстро приобретает огромную популярность в рабочей среде. Стремительно растет тираж. К началу 1923 г. он достигает 150 тыс. экз.— невиданной по тем временам цифры для изданий подобного рода.

Своим успехом "Крокодил" был обязан талантливому и политически зрелому коллективу литераторов и художников, работавших над его выпуском. Большую роль в сплочении этого коллектива сыграл первый редактор журнала К. С. Еремеев — партийный публицист ленинской школы и один из лучших фельетонистов дооктябрьской "Правды". В редколлегию журнала входили Д. Бедный и Д. Моор, В. Лебедев-Кумач и М. Черемных, М. Пустынин и И. Малютин, И. Абрамский и С. Гессен. С четвертого номера приходит в "Крокодил" В. Маяковский. Журнал вбирает в себя лучшие силы сатириков и юмористов. Его сотрудниками становятся сатирики старшего поколения (М. Анд­реев, П. Ашевский, С. Басов-Верхоянцев, Ф. Благов, Н. Богданов, Я. Гольденберг, С. Городецкий, А. д'Актиль, К. Милль-Полярный, А. Неверов, Л. Никулин, Л. Саянский, Д. Тигер, А. Флит, Б. Флит, К. Шелонский и др.), талантливая молодежь (М. Андриевская, А. Голубев, А. Григорович, А. Зорич, А. Исбах, А. Карпов, В. Катаев, М. Ко­зырев, Б. Левин, С. Огурцов, Г. Рыклин и др.)

Быстро расширяется круг художников (Ю. Ганф, К. Гольц, В. Дени, К. Елисеев, П. Кеменов, Н. Купреянов, Ю. Куприянов, А. Лебедев, Д. Мельников, В. Михайлов, П. Радимов, Н. Радлов, Г. Розе, К. Ротов, А. Самохвалов, А. Соколов, И. Чашников, Н. Шестопалов, М. Язвин).

С февраля 1923 г. начала регулярно издаваться "Библиотечка "Крокодила"", в которой массовыми тиражами печатались произведения лучших сатириков журнала, альбомы карикатур его ведущих художников. В мае того же года был организован выпуск "Живого Крокодила" — репертуарных сборников сатирических пьес, фельетонов, миниатюр, предназначавшихся для театров, рабочих и красноармейских клубов и т. п.

Активное участие в "Живом "Крокодиле"" принимал В. Маяковский. Устные выпуски еще больше расширяли сферу влияния "Крокодила" на массы, увеличивали его популярность. Журнал становится другом трудящихся, их советником и защитником. На общих собраниях, митингах символический Крокодил избирается почетным директором, лесничим, пожарным и т. п.

"Крокодил" оказал большое влияние на процесс формирования советской сатирической периодики 20-х годов. По его типу начинают строиться сатирические приложения центральных и местных газет. В создании ряда таких журналов принимают самое активное участие Д. Моор, М. Черемных.

Страницы "Крокодила" начинают заполняться произведениями профессиональных литераторов и художников. С середины 1924 г. исчезает самый боевой отдел — "Вилами в бок". Вслед за этим рабкоровские заметки перестают печататься и в других отделах и рубриках. Некоторое время они концентрируются в "Кипятке" — специально созданной для обслуживания рабочего читателя сатирико-юмористической газете "Крокодила", однако произведениями штатных сотрудников вскоре вытесняются и оттуда.

В апреле 1927 г. "Крокодил" наряду с некоторыми другими сатирико-юмористическими журналами подвергся суровой и справедливой партийной критике. Центральный Комитет партии обязал редакцию в корне перестроить журнал, повысить идейно-художественный уровень печатаемых материалов и превратить его в орган, обслуживающий политически зрелые слои рабочих. Партийная критика недостатков сатирико-юмористических журналов, большой разговор о путях развития сатирической периодики, о ее задачах, состоявшийся в Центральном Комитете партии, оказали благотворное влияние на процесс перестройки "Крокодила". Он вновь берет ориентацию на рабочего читателя, постепенно восстанавливает связи с массами, привлекает к сотрудничеству видных советских сатириков. Вновь создаются отделы "Вилами в бок" и "Страничка читателя". К концу 20-х годов "Крокодил" восстанавливает свою славу лучшего массового органа советской сатиры. Неуклонно растет тираж издания. К 1932 г. он уже составляет 500 тыс. экз. Редакторами в эти годы являются: с апреля 1927 г.— К. Мальцев, с сентября 1928 г.— Н. К. Иванов-Грамен и Феликс Кон, с мая 1930 г.— М. 3. Мануильский.

В конце 20 — начале 30-х годов  "Крокодил" взял курс на расширение связи с крупнейшими заводами и новостройками страны.

В августе 1930 г. "Крокодил" берет шефство над Магнитостроем. Выездная бригада регулярно публикует в журнале отчеты о ходе строительства, выпускает сатирическую газету ""Крокодил" на Магнитке".

"Крокодил" начала 30-х годов в значительной мере избавился от тех ошибок, которые появились у него в середине 20-х годов.

Большую помощь в устранении этих недостатков оказал советским сатирикам 30-х годов А. М. Горький. Он советовал  чаще и шире использовать такой художественный прием, как противопоставление, подчеркивание контрастов между миром капитализма и миром социализма. Этот прием помогал читателю ярче увидеть то новое, что появлялось в жизни страны, глубже понять значимость происходящих перемен. Установка сатириков на преимущественный показ внутренних неполадок, сосредоточение внимания на отдельных, зачастую мелких, явлениях приводила к потере перспективы. Горький настаивал на необходимости освещать в журнале не только внутреннюю, но и международную тему. Горький требовал отказаться от натуралистического воспроизведения жизни, учил подвергать факты сатирическому обобщению.

Еще большие изменения происходят в "Крокодиле" в связи с приходом в него в 1934 г. в качестве редактора М. Кольцова, который близко был связан с А. М. Горьким по совместной работе в ряде журналов, хорошо видел недостатки молодой советской сатиры и разделял взгляды Горького на ее характер и значение в условиях социалистической действительности.

М. Кольцов привлекает к активной работе в "Крокодиле" талантливых советских сатириков. Среди них Д. Бедный, А. Безыменский, В. Ерми­лов, Д. Заславский, Е. Зозуля, И. Ильф, В. Катаев, Е. Петров, М. Светлов, И. Эренбург и др. В середине 30-х годов в журнале сотрудничают И. Абрамский, Н. Адуев, М. Андриевская, В. Ардов, А. Архангельский, Н. Асеев, А. Бухов, Н. Вержбицкий, В. Воинов, В. Гранов, А. д'Актиль (А. Френ­кель), Н. Иванов-Грамен, В. Инбер, С. Кирсанов, Н. Кружков, В. Лебедев-Кумач, Л. Мнтницкий, И. Молчанов, Л. Никулин, И. Прутков (В. Жир-кович), М. Пустынин, П. Романов, Г. Рыклин, Л. Саянский, В. Соловьев, А. Стоврацкий, А. Толстой, Ю. Фидлер, В. Шишков и др.

В "Крокодиле" этой поры опять собираются лучшие силы советской сатиры. Это позволило редколлегии журнала (с апреля 1934 г.— Л. Гинз­бург, В. Ермилов, Б. Левин, М. Кольцов, М. Мануильский, Л. Ровинский, в 1938 г.— В. Катаев, М. Кольцов, Л. Лагин, А. Назаров, Е. Петров, Л. Ро­винский, Г. Рыклин) расширить тематику, сделать ее социально острой, высокохудожественной. Почти каждый номер открывался злободневным фельетоном М. Кольцова, определявшим главный удар сатиры журнала. Совершенствуются и разнообразятся формы подачи материалов, методы массовой работы.

С декабря 1938 г. с последней страницы "Крокодила" исчезла подпись ответственного редактора М. Е. Кольцова, подвергшегося репрессии. Во главе журнала стала безымянная "Редколлегия". Печатается "Крокодил" по-прежнему большим тиражом (275 тыс. экз.), продолжает оставаться одним из наиболее любимых массовых изданий, однако лицо его претерпевает существенные изменения.

Информация о работе Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века