Современная пресс-служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:22, монография

Описание работы

Мониторинг политического плюрализма в новостных передачах на общенациональных российских телеканалах. Недельный Мониторинг событий рынка банковского сектора 12-18 сентября 2011 г.

Работа содержит 1 файл

современная пресс-служба СТАРИКОВ.docx

— 54.84 Кб (Скачать)

Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович также признала, что числогражданских исков о клевете против журналистов и суммы соответствующихкомпенсаций причиненного истцам ущерба снизились, и что расследования некоторых громких дел, связанных с журналистами, привели к обнадеживающим результатам.[8]Представитель ОБСЕ выразила также надежду, что за ними "последуют другие и что убийцы всех журналистов, погибших в России, предстанут перед судом". [9]

Хотя Интернет остается относительно свободным, он тоже стал мишенью властей."Роскомнадзор" – орган контроля за коммуникациями, информационными технологиями и СМИ – разработал онлайновую систему фильтрации и слежения, которая будет введена в действие в декабре. С учетом растущей частоты блокировок веб-сайтов и нападений на блогеров, Россию включили в список стран "под наблюдением" в соответствии с докладом "Враги Инернета"[10], выпущенным RSF в марте 2011 г. [11]

5. Законодательная база

В Статье 29 Конституции Российской Федерации гарантируется свобода мысли и слова и запрещается цензура. Кроме того, Закон "О СМИ" (Статьи 3 и 58) также запрещает цензуру в любой форме, включая создание и учреждение любых органов и ведомств, занимающихся цензурой СМИ.

Статья 35 этого закона устанавливает также, что при получении просьбы отгосударственного органа или ведомства на передачу в эфире официальной информации, финансируемое государством СМИ обязано это сделать в соответствии с российским законодательством. Важно то, что эта статья также требует, чтобы финансируемые государством СМИ передавали в эфире или публиковали официальные заявления государственных властей, включая президента и правительство.

Закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти вгосударственных СМИ" (Статьи 6 и 8) предусматривает, что государственные СМИдолжны включать в информационные программы сообщения о деятельности президента, Совета Федерации и Государственной Думы. Хотя в Законе содержится довольно подробный перечень той информации, которая должна освещаться подобным образом в новостях государственных СМИ, Закон также обязывает государственные СМИ включать информацию "об иных общественно значимых фактах деятельности федеральных органов государственной власти".

Закон "О политических партиях" дает политическим партиям равные права наиспользование государственных и муниципальных СМИ (Ст. 26). Помимо того, закон устанавливает равный доступ всех зарегистрированных политических партий к государственным и муниципальным СМИ (Ст. 32).

Наконец, Закон "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении ихдеятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами"гарантирует равное освещение всем политическим партиям на основных государственных телеканалах и радиоканалах; перечень таких каналов утверждается на общенациональном уровне соответствующим федеральным органом контроля за СМИ, а на региональном – местными властями. Однако действие закона ограничено периодами за пределами официальных избирательных кампаний (Ст. 2).

В соответствии с этим Законом, Центральная избирательная комиссия (ЦИК) должна осуществлять контроль за соблюдением Закона общенациональными и региональными государственными теле- и радиовещателями. С сентября 2009 г. ЦИК проводил мониторинг национальных и региональных государственных вещателей. К сожалению, ЦИК не проводит аналогичный мониторинг в период текущей избирательной кампании. Такой мониторинг помог бы ЦИК выявить предвзятое освещение на государственных телеканалах.

6. Общие результаты мониторинга СМИ

Результаты мониторинга СМИ, проведенного ЦЭЖ, отраженные в данном отчете,включают два периода общей продолжительностью 8 недель: период накануне начала избирательной кампании (26 сентября – 4 ноября) и две недели официальной избирательной кампании (5 - 19 ноября 2011 г.).

Группа, проводившая мониторинг, снова не обнаружила заметных отличий в том, как СМИ показывали политических субъектов, по сравнению с периодами предыдущего мониторинга (в 2010 и 2011 гг.). Напротив, выявленные в предыдущих отчетах тенденции остались в основном неизменными. Ниже приводятся основные результаты:

- Ставшие предметом мониторинга вещательные СМИ предлагали весьма маргинальное освещение избирательной кампании и ограниченный диапазон плюрализма показанных политических игроков. Только Рeн ТВ предложило своим зрителям иную картину и сделало попытку осветить более разнообразный спектр политических мнений, включая критические репортажи о правящих структурах.

- Государственные телеканалы посвящают подавляющее время в новостях в прайм-тайм освещению деятельности властей, в основном сосредотачиваясь на деятельности президента и премьер-министра. Однако телеканал Россия 1 сделал попытку ограничить освещение правящей власти и уделить больше времени конкурирующим участникам выборов.

- Наблюдается явная тенденция показывать деятельность государственных чиновников практически исключительно в позитивном свете или нейтрально, в то время как критические репортажи, оспаривающие результаты их деятельности,полностью отсутствовали.

- В целом российские вещательные СМИ не ведут независимую редакционную политику, которая позволяла бы гражданам получать беспристрастную,объективную и всестороннюю информацию, дающую избирателям возможность принимать обоснованные решения в момент голосования.

Результаты мониторинга СМИ

Как и в предыдущие периоды мониторинга, государственные вещатели демонстрировали явную предубежденность в пользу правящих властей; основная масса их материалов была посвящена президенту Медведеву, правительству (часто в лице премьер-министра Путина) и правящей партии "Единая Россия".

Первый канал основной объем своего освещения посвятил президенту (около 41% и 45% освещения соответственно накануне и в период избирательной кампании) иправительству (около 37% и 39% соответственно). "Единая Россия" получила около 16% и 8% политического освещения соответственно накануне и в период избирательной кампании.

Этим трем субъектам было в сумме посвящено 94% (до начала кампании) и 92% (после начала официальной кампании) всех политически актуальных новостей (то есть, почти столько же, сколько в период предыдущего мониторинга в марте-апреле 2011 г.). Освещение было исключительно позитивным или нейтральным по тону.

После начала кампании Первый канал вдвое увеличил освещение шести другихполитических партий, но оно все равно осталось маргинальным – суммарное ихосвещение выросло в период кампании с 3% до 7%. ЛДПР и КПРФ получилисоответственно около 3% и 2%, а три другие партии – "Яблоко". "Справедливая Россия" и "Правое дело" – меньше чем по 1% освещения.

Россия 1 подошла к освещению немного иначе, чем Первый канал. Там тоже на долю президента, правительства и правящей партии "Единая Россия" пришелся подавляющий объем новостей – около 78% до начала кампании и 72% в ходе кампании (при этом больше всего освещения получил президент – 36% в течение обоих периодов). Однако по сравнению с периодом предыдущего мониторинга (март-апрель 2011 г.) освещение правящих властей сократилось с 88-90%. При этом, как и в предыдущий период, тон освещения был нейтральным.

Положительным проявлением стало то, что телеканал сократил объем новостей одеятельности государственных властей, а вместо этого начал более интенсивно освещать других участников выборов. С начала официальной избирательной кампании он посвятил сравнимый объем освещения нескольким политическим объединениям, а именно: "Справедливой России" (7%), КПРФ (6%), ЛДПР и "Яблоку" (по 5% каждое) и "Единой России" (4%). Что касается двух оставшихся партий, участвующих в выборах, их доля в освещении была незаметной.

Освещение президента и правительства явно доминировало в новостных передачах ТВ-Центра (ТВЦ) и Пятого канала из Санкт-Петербурга (как до начала избирательной кампании, так и после начала). Представленные субъекты в основном показывались на обоих каналах в нейтральном тоне.

До начала избирательной кампании Пятый канал выделил 43% и 40% освещениясоответственно правительству и президенту. В период самой кампании им досталась еще более значительная доля освещения – соответственно 51% и 42%. Что касается освещения политических партий, значительный объем получила только "Единая Россия": 10% до начала кампании и 4% во время кампании. Если до начала кампании Пятый канал уделял небольшой объем освещения "Справедливой России" (3%), КПРФ, ЛДПР и "Яблоку" (по 1% соответственно), то в ходе кампании только ЛДПР получила хотя бы минимальное освещение (меньше 1%).

В период до начала избирательной кампании в новостях на ТВ-Центре, как и на других государственных каналах, доминировали три субъекта: президент (42%), правительство (41%) и "Единая Россия" (11%). На долю всех остальных партий (которые хотя бы упоминались или получали ограниченное освещение) в сумме пришлось меньше 4% новостей, связанных с политикой или с выборами. В ходе кампании ТВЦ снова выделил самую большую долю освещения властям: президент получил 55%, а правительство – 29%. Оставшееся освещение распределилось между семью партиями следующим образом: "Единая Россия" (4%), КПРФ (3%), "Справедливая Россия" и "Яблоко" (по 2%), и по 1% на каждую из остальных конкурирующих партий.

Как и в предыдущий отчетный период, контролируемое государством НТВ в основном подошло к политическому вещанию так же, как и государственные вещатели (за исключением канала Россия 1). В ходе кампании телеканал предлагал зрителям одностороннее освещение и демонстрировал явную предубежденность в пользу нынешнего истеблишмента, игнорируя все остальные существующие политические силы.

В ходе кампании 99,9% политических новостей на НТВ были посвящены правящимвластям (до начала кампании – 99%), при этом на долю президента пришлось до 51%, на долю правительства – 31%, а на долю правящей партии – около 18%. Тон освещения был исключительно позитивным или нейтральным.

Частный телеканал Рeн ТВ предоставил зрителям более разнообразный спектрполитических взглядов по сравнению с другими телеканалами, посвятив больше эфирного времени всем партиям, участвующим в выборах, а также некоторым другим политическим силам. При этом телеканал также продемонстрировал явно другой подход к показу властей, уделив им примерно половину освещения (по сравнению с другим каналами, бывшими предметом мониторинга). Что касается тона, телеканал тоже обнаружил другой подход, представив некоторую часть критической информации о различных политических силах.

Из показанных в новостях на Рeн ТВ политических партий самая большая доля досталась "Единой России" как до начала избирательной кампании, так и после (соответственно 15% и 31%). Освещение было преимущественно негативным или нейтральным.

В период до начала кампании ЛДПР получила 6% освещения, "Правое дело" и"Справедливая Россия" – по 5%. Другие партии, получившие заметное освещение,включают "Солидарность" и "Другую Россию" (обе партии, не участвующие в выборах, получили 4%) и КПРФ (3%). После начала кампании на втором месте по объему освещения оказалась КПРФ (13%), за ней – "Справедливая Россия" (8%). Далее – ЛДПР получила 6%. Партии в основном показывались в нейтральном свете, за исключением ЛДПР (в период избирательной кампании), которая освещалась нейтрально или негативно.

До начала кампании Рeн ТВ уделяло 24% освещения правительству и 20% - президенту. В первые две недели избирательной компании эти два субъекта получили значительно меньше освещения – соответственно 15% и 14%. В целом до начала кампании показ "Единой России", президента и правительства был вполне сбалансированным. В ходе кампании президента показывали в нейтральном тоне, а правительство – в слегка негативном (как уже упоминалось, "Единая Россия" была представлена в довольно негативном свете).

7. Заключение

К сожалению, как и предыдущие периоды мониторинга, данный период сновахарактеризовался исключительно ограниченным диапазоном политического плюрализма на большинстве главных телевизионных каналов. Большая часть СМИ, бывших предметом мониторинга, не дала оппозиции сколько-нибудь значительного эфирного времени в своих новостных программах. Тем самым для получения информации об избирательной кампании обществу приходилось полагаться на платную политическую рекламу и на выделенное бесплатное эфирное время (половина этого времени выделялась также в форме дебатов между кандидатами). В результате такой редакционный подход сужал возможности конкурирующих политических партий оспорить взгляды правящегоистеблишмента и ограничивал способность избирателей сделать обоснованный выбор в день выборов.

Такая медийная политика особенно тревожит с учетом того факта, что настоящий отчет охватывает период избирательной кампании, в ходе которой ожидаются активные политические дебаты, возможно еще усиленные в связи с объявлением двух руководителей государства, президента Медведева и премьер-министра Путина, об их намерении поменяться постами. Президент решил выполнять свои официальные обязанности вместо того, чтобы активно участвовать в кампании, но его деятельность как президента часто показывается вместе с лозунгами "Единой России", ведется параллельно избирательной кампании и подробно освещается в СМИ, тем самым размывая границу между формальной деятельностью президента и предвыборной агитацией.

Информация о работе Современная пресс-служба