Современное оформление газет

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Оформление газеты - важный участок журналистского творчества. От технического оформления газеты зависит влияние материалов на читателя. На протяжении столетий человечество выработало простые и четкие законы и принципы технического оформления, которые отвечают демократическому характеру печати.

Содержание

Введение

Глава 1. Структурные элементы газеты

1.1. Постоянные элементы газеты

1.2 Требования к газетным заголовкам

1.3 Разделительные средства

1.4 Размерные элементы газеты

Глава 2. Иллюстрационное оформление газеты

2.1 Иллюстрации в газете

2.2 Форма и размер иллюстраций

2.3 Особенности иллюстрирования газет разных типов

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Тпми.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

   Количество  страниц и полос в номере газеты во многом зависит от ее типа и формата. Большинство газет, выходящих в  форматах А2 и A3, имеет от четырех до восьми полос, а неежедневные газеты обычно издаются на большем количестве полос.

   Изменение формата и количества полос 

   Как число колонок на газетной полосе во многом определяет ее план и верстку, так и количество полос в номере диктует его содержание и оформление. Чем больше полос в газете, тем больше вариантов размещения материалов — свободного распределения по страницам или закрепления на постоянном месте на одних и тех же полосах. Поэтому, используя взаимозависимость форматов газет, в некоторых редакциях предпочитают увеличивать количество полос в номере за счет уменьшения формата: это дает дополнительные возможности для планирования и оформления газеты.

   К уменьшению или увеличению формата  газеты и количества ее полос прибегают  также и в тех случаях, когда  хотят выделить какойлибо номер, привлечь к нему внимание читателя. Это нередко делают при выпуске специальных (праздничных, целевых, тематических) номеров.

   Возможен  даже выпуск газетного номера с разноформатными  полосами. Этот прием используется, например, при публикации так называемой газеты в газете (подробнее об этом мы расскажем в следующих номерах журнала). Стремясь выделить какойлибо постоянный раздел газеты, редакция может напечатать его в виде нескольких тематических полос, отличных от постоянного формата номера 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2. Иллюстрационное оформление газеты

   2.1 Иллюстрации в газете

   Иллюстрация выполняет в газете  различные  функции. Часто она лишь сопровождает, иллюстрирует текстовой материал —  корреспонденцию, статью, хронику (отсюда ведет свое происхождение и сам термин: лат. illustrarе — прояснять) — и неразрывно связана с текстом.

   Все большее значение, однако, получает самостоятельная иллюстрация, представляющая особый вид газетного материала, который сообщает о событии так  же, как и полноценный текстовой материал. Благодаря своей наглядности такая иллюстрация обладает особой силой воздействия на читателей. Вместе с тем иллюстрация украшает газетную страницу.

   Особенностями воздействия газетной иллюстрации  на читателей объясняется тот  факт, что постепенно она занимает все более важное место в номере. Растет количество иллюстраций на полосах, становится все более разнообразной их форма, все более ответственны задачи, которые они выполняют.

   Это не значит, разумеется, что газета может  постепенно превратиться в подобие иллюстрированного журнала. Текстовые материалы, несущие главную нагрузку, являются основой любой газеты, каждого ее номера. Из этого следует исходить, определяя оптимальную площадь, занимаемую иллюстрациями в газетном номере. Естественно, эта площадь может при необходимости изменяться от номера к номеру и зависит от объема газеты (ее формата, количества полос) и от ее типа. В развлекательных газетах иллюстрации должны занимать большую площадь, чем в информационных изданиях, что определяется возрастными и психологическими особенностями читателей.

   Исходя  из опыта оформления, накопленного советской и современной зарубежной прессой, в четырехполосной газете иллюстрации должны занимать примерно 15-20% всей площади номера. В специальных номерах (праздничных, юбилейных или тематических) занимаемая иллюстрациями площадь может быть больше. 

   Виды  иллюстраций

   Все газетные иллюстрации в зависимости  от характера их оригиналов разделяются  на две группы: фотографические и  нефотографические.

   Фотографии  — это репортажные снимки, фотопортреты, фотомонтажи и фотоплакаты, фотоочерки, фотоэтюды и пейзажи, репродукции и т.д. Существуют различные требования к разным видам фотографических иллюстираций.

   Репортажный снимок должен выглядеть естественным. Плохая «инсценировка» приводит к фальши: читатель сейчас же почувствует неестественность и неправдивость показанного.

   Фотопортрет может быть индивидуальным или групповым. Важно, чтобы фотопортрет не был  мелким и не искажал внешность  изображенных на нем людей. Иногда в  газете применяются смонтированные групповые портреты: из нескольких индивидуальных портретов составляют групповой портрет, помещая его на какомлибо фоне. Сложность такого монтажного группового портрета заключается  прежде всего в том, что имеющиеся в редакции индивидуальные портреты надо привести к одному масштабу. При создании группового портрета средствами монтажа, нужно иметь в виду одинаковое освещение:  тени должны падать в одну сторону.

   Фотомонтаж  в наиболее сложном виде при мастерском его выполнении может стать произведением подлинного искусства: он дает художественный образ, получает символическое звучание или становится средством сатиры, раскрывает значение важных политических событий, смысл серьезных общественных явлений.

   Монтаж  нескольких фотоснимков может стать основой фотоплаката, который обычно помещают в специальных номерах газеты — праздничных, новогодних и т.п. Иногда в плакате совмещают фотографии и рисунок.

   Одним из сложнейших видов газетной иллюстрации  является фотоочерк, представляющий собой несколько посвященных одной теме фотоснимков, иногда объединенных с текстом. Он дает широкие возможности для раскрытия темы, для освещения какоголибо факта или события с разных сторон. Сегодня в печати используются разные виды фотоочерка, от простой тематической фотоподборки (нескольких снимков, скомпонованных под соответствующей рубрикой в одном месте газетного номера) до сложного, так называемого сквозного, фотоочерка, когда фотоснимки разбросаны по разным страницам номера и как бы проходят через него.

   Подготовка  фотоочерка требует значительного  времени и высокой квалификации фотографа. Кроме того, для фотоочерка всегда нужна большая, по сравнению  с другими видами иллюстрации, площадь, поскольку в него входит минимум  три фотоснимка. Все эти особенности фотоочерка несколько ограничивают его использование в газетах.

   Этюд  и пейзаж являются хорошим средством  освещения различных знаменательных событий. В качестве иллюстраций  можно использовать и фоторепродукции  — с картин отечественных и  зарубежных художников, с документов, плакатов и т.д.

   Оригиналы нефотографических иллюстраций  представляют собой рисунки или  чертежи, выполненные карандашом, пером  или кистью. В эту группу входят различные зарисовки (портретные, пейзажные  и др.), карикатуры, шаржи, диаграммы, карты, схемы, чертежи и пр.

   Рисованный  портрет при искусном исполнении может быть более выразительным, чем фотографический. Он хорошо выделяется на газетной странице и украшает ее. Иногда предпочитают помещать в газете портрет, перерисованный с фотооригинала.

   Популярнейший вид рисованной иллюстрации —  карикатура. Карикатура — острое и  действенное средство. Как тут  не вспомнить художников Алексея  Меринова («Московский комсомолец») или Андрея Бильжо («КоммерсантDaily»), карикатуры которых настолько узнаваемы, что их можно выделить в самостоятельный жанр.

   Карикатура  должна быть простой и ясной, сразу  же понятной каждому читателю. В  большинстве случаев карикатура представляет собой рисунок пером, карандашом, фломастером и т.д. —  штриховое изображение.

   Хотя  шарж внешне имеет много общего с карикатурой (при его выполнении также пользуются методом гиперболизации какой-либо черты изображаемого лица), но принципиально отличается от нее. Карикатура — оружие сатиры, направленное против отрицательных явлений действительности; шарж же относится к области юмора, его задача — показать положительных героев, людей, пользующихся общественным признанием и уважением. Не случайно шарж называется дружеским: он должен вызвать доброжелательную улыбку. Поэтому в шарже не допускаются грубые искажения внешних данных героя, должно сохраняться портретное сходство с ним.

   Диаграмма часто сопровождает газетный текст  — статьи, обозрения на экономические  темы, сообщения о планах развития и т.п., облегчая понимание важнейших  цифровых данных.

   Вместе с международными обзорами, статьями на международные темы и другими материалами, которые могут оказаться непонятными читателям без наглядного изображения местности, на которой происходят события, нередко помещают карты. Карта в газете, ввиду небольших размеров, должна быть максимально разгружена по сравнению с картами, помещаемыми в атласах, учебниках, энциклопедиях и т.п. Вместе с тем на такой карте обязательно показывают все населенные пункты, упоминаемые в тексте материала. В последнее время нашел применение вид карты, на которой показывается местоположение описываемой страны среди других стран того или иного континента, а затем эта страна дается в увеличенном масштабе, позволяющем указать названия населенных пунктов, рек, озер и т.д.

   Чертежи и технические рисунки встречаются  в отраслевых газетах. Чертеж как  газетная иллюстрация должен быть доступен пониманию читателя, не умеющего читать техническую документацию. В связи  с этим в газете лучше помещать объемную схему, на которой детали изображаемого предмета имеют вид, наиболее близкий к подлинному предмету и лишенный присущей чертежу условности. Для большей доступности чертежа с него должны быть удалены все детали, усложняющие изображение и не имеющие существенного значения для понимания действия механизма.

   Обозначения тех или иных деталей механизма  могут быть даны в двух вариантах: либо в виде цифр, которые расшифровываются в наборной подписи под чертежом, либо в виде надписей названий деталей  на самом чертеже. Если чертеж несложный, не имеет много надписей, то названия деталей лучше давать на самом чертеже; если же обозначений много, то лучше применять цифровые надписи. 

   2.2 Форма и размер иллюстраций

   Газетным  иллюстрациям чаще всего придают  форму простого прямоугольника, вытянутого по вертикали или по горизонтали. Такая форма упрощает верстку номера. Однако отличные от прямоугольника формы иллюстрации тоже хорошо воспринимаются и способны привлечь внимание читателей.

   Выбирая форму иллюстрации, одновременно необходимо определить ее величину и размер. При этом прежде всего исходят из содержания и значения иллюстрации на полосе и во всем номере. Типичный недостаток многих газет — искажение мелких деталей на небольших иллюстрациях. Нередко однаединственная выразительная иллюстрация большого размера производит большее впечатление и лучше смотрится на газетной странице, чем дватри крошечных снимка или рисунка.

   Наиболее  удобно верстать иллюстрации размеров, кратных форматам текстовых колонок. Они позволяют свободнее макетировать номер, производить при необходимости переверстку, перемещать иллюстрации на полосе или с одной полосы на другую. Но в газете помещают иллюстрации и нестандартного размера. Безусловно, наилучшим вариантом при определении размеров иллюстраций является сочетание стандартных и нестандартных форматов. Применяя в газете иллюстрации в основном стандартных размеров, полезно иногда помещать на полосу и нестандартные по размеру иллюстрации.

   Привлекательно  выглядит на газетной полосе узкий, сильно вытянутый по вертикали фотоснимок. 

   2.3 Особенности иллюстрирования газет разных типов

   Тип, характер газеты, особенности стоящих  перед ней задач определяют различия в количестве и характере иллюстраций. В принципе, в любой газете, независимо от ее типа, можно с успехом применять  все виды иллюстраций.

   Большое значение для иллюстрирования газеты имеет ее объем — число полос  и, в частности, формат. При малом  формате газеты неизбежно уменьшение количества публикуемых в ней  иллюстраций. Да и размер этих иллюстраций  меньше, чем в крупноформатных  изданиях. Малый формат полосы заставляет ограничивать публикацию фотоочерков, монтажей, то есть тех иллюстраций, для которых требуется значительная площадь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

   Оформление  газеты — художественно-технический  процесс, включающий выбор и применение шрифтов, иллюстраций, способы расположения материалов (вёрстка), использование цветовых и размерных контрастов. Цель оформления состоит в том, чтобы в привлекательном, удобочитаемом виде донести до читателя содержание газеты, выделить главное.

Информация о работе Современное оформление газет