Специфика российских оппозиционных СМИ в интернете

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Можно выделить несколько задач, поставленных перед собой автором в этой работе. Во-первых, разобраться в том, что такое онлайн-журналистика и каковы ее роль и место в системе журналистики России вцелом. Во-вторых, рассказать о сути и содержании рассматриваемых изданий, о характере их публикаций, основной тематике и языке. В-третьих, попытаться дать оценку подобного рода СМИ, определить их место в системе современных российских масс-медиа и их значимости для развития отечественной журналистики в целом.
Актуальность данной работы видится ее автору в том, что в нынешних условиях ужесточения общественно-политической и социальной ситуаций в России, растет число оппозиционных изданий и проектов различной идейной направленности, существующих преимущественно в Интернете.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОССИИ…………………………………………………..6
§1. Информационная инфраструктура.………………………………………….7
§2.Информационные технологии и ресурсы.…………………………………...8
§3.Система массовой информации………………………………………………9
§4.Система обеспечения информационной защиты – информационная безопасность……………………………………………………………………...10
§5. Законодательство в информационной сфере………………………………10
ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИИ……………………..12
§1. Интернет: ноу-хау в системе телекоммуникационных технологий……..12
§2. Интернет в России и становление российской онлайн-журналистики………………………………………………………….………....15
§3. Свойства онлайн-журналистики……………………………………………21
§4. Перспективы интернет-журналистики……………………………………..23
ГЛАВА 3. ОППОЗИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РУССКОГО ИНТЕРНЕТА……26
§1. Функции журналистики и политические СМИ……………………………26
§2. Ресурсы оппозиции и российские «левые» в Интернете……………….....28
§3. Открытая электронная газета Forum.msk.ru……………………………….30
§4. Народное информационное агентство «Товарищ»………………………..35
§5. «Правда-инфо» - информационный ресурс российских левых сил……...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
ЛИТЕРАТУРА……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

     В целом по объему ИР Россия уверенно занимает одно из ведущих мест в  мире, хотя  отстает от развитых стран  по степени доступности ресурсов для пользователя. Причины этого  сводятся к тому, что значительная доля государственных ресурсов скрывается от общественности по корыстным или политическим мотивам, а ведомственные ресурсы практически закрыты для случайных посетителей; кроме того, коммерческие ресурсы слишком дороги для массового использования или же многие владельцы ресурсов попросту не имеют достаточно средств или технологий для обеспечения доступа к информации и ее распространения.  

     §3.Система  массовой информации 

     Переход к информационному обществу и  развитие информационного пространства России должны быть неразрывно связаны с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни, с реформированием социально-экономической сферы. В контексте информационной политики это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их прав на нее. СМИ в данном случае выступают в роли действенного канала информирования общества о деятельности власти и учета его реакции на действия власти. Эта особенность делает СМИ важнейшим социальным институтом и системообразующим фактором информационного пространства России.

     Сам термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» - «сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных». Информация – это посредник между журналистом и аудиторией. Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации.

     Журналистика  имеет дело с «массовой информацией». Массовая информация, в отличие от специализированной, обладает, прежде всего, таким свойством как общедоступность и предполагает: во-первых, направленность на массу при отсутствии непосредственного контакта с аудиторией; во-вторых, соответствие информационным потребностям аудитории; в-третьих, доступность для массы в содержательном и финансовом плане; в-четвертых, возможность одновременного получения этой информации всей аудиторией; в-пятых, стремление к созданию единой позиции массы по жизненно важным вопросам, в-шестых, открытость для участия в работе СМИ всех желающих представителей аудитории3.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  массовая информация есть информация, удовлетворяющая потребность в формировании массового сознания (системы представлений об окружающей действительности, затрагивающих интересы различных социальных групп). Эту важнейшую потребность удовлетворяют публикации, затрагивающие глобальные, общие вопросы политического, экономического, нравственного характера.  

     §4.Система  обеспечения информационной защиты – информационная безопасность 

           Эффективное функционирование информационного  пространства тесно связано с  государственной политикой обеспечения информационной безопасности (ИБ).

           Государство должно иметь гибкую, мобильную и эффективную систему  ИБ, способную быстро реагировать  на появляющиеся угрозы и новые  условия деятельности. Для этого,  прежде всего, необходима организация постоянного слежения за ситуацией в сферах, где могут возникнуть угрозы ИБ, и регулярная проверка возможностей существующих систем обеспечения по отражению реальных и потенциальных угроз.  

     §5. Законодательство в  информационной сфере 

     Развитие открытых компьютерных и телекоммуникационных сетей, быстрый рост мирового рынка вычислительной техники и информационных технологий создают предпосылки для разрушения традиционных механизмов обеспечения геополитической целостности государств, оказывая серьезное воздействие на многие элементы государственности и национальных правовых систем. В связи с этим растет значение международно-правовых механизмов в регулировании информационных отношений.

     В первую очередь речь идет о правах граждан, юридических лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации. Государство должно исходить из принципа безусловного равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса.

     В последние несколько лет в  России заметно активизировалась законодательная  деятельность по регулированию информационных отношений. К настоящему моменту  уже принято значительное количество нормативных правовых актов, среди  которых – федеральные законы «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «О связи», «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах», в стадии доработки находится закон «О рекламе» и некоторые другие законопроекты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИИ 

    Начиная с середины 90-х годов наша повседневная разговорная речь и язык российских средств массовой информации начал пополняться малознакомыми, а большинству населения и вовсе неизвестными понятиями: «сайт», «сервер», «модем», «интернет-версия», «гипертекст» и т.д.

    Все эти чуждые уху простого российского  человека слова и термины появились  вместе с новым средством массовой коммуникации – Интернетом. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что Интернет является безусловным лидером в числе множества самых разных телекоммуникационных технологий. С первого дня своего вхождения в повседневную жизнь человека и по сей день, Интернет ежегодно привлекает огромное количество людей во всем мире своей колоссальной информационной насыщенностью и неограниченными возможностями.

    Интернет  — это сравнительно недорогой, мощный механизм, способный оказать и уже оказывающий значительную помощь в развитии независимой журналистики в России, обеспечивающий быстрые и надежные связи между журналистами и их информационными источниками, даже если между ними лежит несколько тысяч километров.  

    §1. Интернет: ноу-хау в системе телекоммуникационных технологий 

    Интернет, как новое явление в системе  телекоммуникационных технологий, зародился в конце 50-х годов 20-го века в США, в то самое время, которое вошло в историю как «холодная война», когда отношения между Востоком (СССР) и Западом (США) обострились до предела.

    Впрочем, Интернет не сразу стал называться Интернетом и обладать столь огромными возможностями. Изначально перед его разработчиками стояла цель создать надежную сеть, способную сохранить важную информацию в случае ядерного удара со стороны противника, т.е. Советского Союза. Посредством многолетних научных разработок  и поисков, в 1969 году удалось создать разветвленную компьютерную сеть, состоявшую из нескольких, далеко отстоящих друг от друга компьютеров. Эта сеть получила название ARPANET (от названия отдела Департамента Обороны США – ARPA).

    В ARPANET сеть использовалась главным образом для передачи файлов и электронных сообщений. С конца же 70-х годов начался этап активного развития средств для передачи и обмена файлами и электронной почты. В результате сеть обрела свое нынешнее наименование Internet. Основной задачей на новом этапе стало объединение разнородных сетей в единую сеть.

    В сущности, это явилось проблемой  создания программного обеспечения: как  соединить компьютеры национальной системы, чтобы в случае потери одного или нескольких компьютеров из крупной сети, остальные, подсистемные модели, продолжали работу уничтоженных компьютеров.

    В известном смысле это казалось нетрудной  задачей. Каждое здание имеет проводниковую  систему, при которой одна сгоревшая  лампочка не влияет на функционирование других лампочек. Но с компьютерами это невозможно. В Американской компьютерной индустрии 1970х-80х годов разные производства выпускали массу компьютеров с различными оперативными системами (например, IBM, цифровые вычислительные машины, Microsoft и Apple), разные устройства памяти с разными разрешающими возможностями. Пятьдесят компьютеров IBM могут быть успешно подсоединены в сеть IBM компьютеров, также как и пятьдесят отдельных компьютеров Макинтош, но пятьдесят IBM и пятьдесят Макинтошей намного труднее объединить в единую сеть ста компьютеров, способных на обмен информации.

    Итак, первая проблема была связана с развитием  программного обеспечения, способного объединить несколько сетей с  разными оперативными системами. Вторая проблема обращалась к проектированию программного обеспечения таким образом, что “сеть из сетей” будет продолжать функционирование, несмотря на потери нескольких компьютеров. Эти две проблемы требовали огромного объема работы и талантливых специалистов, что, в конечном результате, привело к созданию программы TCP/IP (протокол приема-передачи данных).

    Следующим шагом в развитии Интернета  стало появление WWW (World Wide Web) – системы для доступа к гипертекстовой информации. Гипертекстовая информация хранилась в документах, сформированных определенным образом, например в формате HTML (Hyper Text Markup Language). Важным моментом в создании WWW является система глобально адресации. Каждому ресурсу в WWW присвоен уникальный адрес URL (Uniform Resourse Locator). Он включает в себя тип ресурса и местонахождение файла на сервере.

    Можно выделить три главные составляющие Интернета:

    - сервер, на котором находится  информация;

    - клиент, который позволяет ее просматривать (компьютер или рабочая станция, используемая человеком);

    - протокол обмена, который их соединяет.

    Информация  на веб-серверах хранится в виде набора документов. Каждый документ содержит гипертекстовые ссылки, с помощью  которых пользователь может обращаться к информации в других документах по данной теме.

    Понятие гипертекста для Интернета является одним из основополагающих моментов. Публикация в Интернете, даже самая незначительная не может рассматриваться локально. Через гипертекстовые связи документ разворачивается во все коммуникативное пространство и содержит в себе информацию о целостности социокультурной реальности.

    Таким образом, выбирая выделенные слова, изображения и графические элементы в тексте документа, пользователи способны перемещаться в любом направлении  и перескакивать на другие интересующие их документы (независимо от того, где эти документы находятся). Такая технология позволяет наряду с текстом включать в веб-документы графику, звук и видеоизображения.  

    §2. Интернет в России и становление  российской онлайновой журналистики 

    Приход  Интернета, как уже во многом сформировавшейся новой телекоммуникационной технологии, в Россию произошел в конце 80-х годов, т.е. в самый разгар «перестройки».

    Главным событием в истории российского Интернета считается выход в мировое информационное пространство (в сети USENET). Благодаря личным отношениям удалось получить логин и пароль на машине Хельсинкского университета и по телефонной связи читать и публиковать сообщения в мировой сети научного общения.

    19 сентября 1990 года был зарегистрирован  домен SU, т.е. сетевое имя СССР. Поэтому эту дату формально можно считать днем рождения рунета.4

    В 1992 году на Московской АТС М9КИАЭ/Релком (в дальнейшем – первый интернет-провайдер в России) закладывает основу для корневого узла доступа IP-клиентов, что предоставляет доступ российским пользователям в интернет.

    После событий 1991-1993 годов, когда СССР прекратил  свое существование, был «заморожен»  и домен SU, на смену которому в 1994 году пришел новый домен RU, после чего существование Интернета в России было оформлено официально.  

    Традиционная  журналистика пыталась прийти в Интернет несколько раз, начиная с 1995 года, однако создание средств массовой информации в русском Интернете стало возможно не раньше, чем сам Интернет стал явлением сколько-нибудь массовым. До наступления этого срока (который можно отсчитывать, к примеру, от 1998 года — времени преодоления Рунетом отметки в 1.000.000 российских пользователей) новостным изданиям, серверам и информационным службам на русском языке ничто не мешало существовать в сети, однако они присутствовали там, скорее, в качестве средства доставки данных ограниченному кругу подписчиков, нежели в качестве полноценных СМИ, способных конкурировать с традиционными источниками информации.

    Некоторые первые печатные издания «приходили»  в Интернет не всегда понимая, зачем им это было нужно, ибо у них уже было все: штат авторов, редакция, свои источники информации и сам конечный продукт – газета. Но возникал вопрос, почему бы не создать Интернет-версию издания, взяв и выложив все в Сеть? При этом упускался очень важный момент, а именно постановка вопроса о целесообразности, экономической модели и целевой аудитории данного «Интернет-издания». В результате чаще всего подобные проекты терпели неудачу, оставаясь не востребованными. В основном это происходило по следующим причинам5: во-первых, полное игнорирование специфики гипертекста. Гипертекст предоставляет уникальную возможность связывать материалы, давая так называемые «ссылки по теме», которые позволяют читателю проследить всю историю развития того или иного события. По началу же при создании электронных версий обычного СМИ эта возможность зачастую попросту игнорировалась. Вторая причина первых неудачных опытов с приходом российских средств массовой информации в глобальную сеть носит чисто технологический характер: использование «примитивных» технологий и отсутствие автоматизации. «Примитивные» технологии – это, например, WYSIWYG-редакторы, предназначенные для быстрого создания нескольких HTML-документов человеком, владеющим компьютером «на уровне пользователя». Для обработки большого количества документов такой редактор крайне непродуктивен: каждый документ необходимо обрабатывать вручную. Поэтому возникала двойственная ситуация: для подготовки печатного текста использовались современные системы публикаций, а для последующего перевода этого текста в HTML – примитивные редакторы.

Информация о работе Специфика российских оппозиционных СМИ в интернете