Творческая индивидуальность журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Журналистика это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.), а так же одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально-ориентирующее значение, формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всём многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества.

Содержание

Введение
1. Журналистика в социальном мире
1.1 Массовая коммуникация и ее исследование
1.2 Личность журналиста в системе журналистики
1.3 Истина в журналистике
2. Характеристика творчества журналиста
2.1 Творчество в журналистике: критерии и формы
2.2 Творческий потенциал журналиста, факторы роста
2.3 Структура творческой индивидуальности журналиста
2.4 Творчество и система, и импровизация
2.5 Творческие показатели журналиста
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Творческая индивидуальность журналиста .docx

— 51.28 Кб (Скачать)

  а) устойчивость используемых приемов  и способов деятельности;

  б) обусловленность этой системы определяется личными качествами;

  в) эффективность данной системы как  средства приспособления человека к  объективным требованиям.

  Индивидуальный  стиль деятельности выявляет себя на текстовом уровне в оригинальной творческой манере, то есть в тех  устойчивых идейно-содержательных, композиционных и лексико-стилистических особенностях произведений, которые позволяют  читателю идентифицировать различные  тексты данного автора, дают аудитории  основание для определения журналиста как творческой индивидуальности.

  Творческая  манера выступает как один из аспектов творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность управляет своей  манерой, меняя ее в зависимости  от типа информационного потока, типа издания и других факторов.

  Другой  формой существования творческой индивидуальности является так называемый «образ автора». Образ автора – это не вся личность журналиста, а лишь какой-то ее срез, аспект, уровень отражения. Функции  «образ автора» не исчерпываются  воспитательным воздействием на читателя. Эта форма выявления творческой индивидуальности журналиста играет важную конструктивную роль в структуре  текста. Образ автора зачастую связывает  воедино разнородные элементы произведения.

  Признаки  творческой индивидуальности. Группа объективных признаков: сфера проявления творческого своеобразия, специфика  творческого процесса. К субъективным признакам следует отнести доминирующую творческую ориентацию и степень личностной активности.

  «Творческая индивидуальность журналиста обнаруживает себя в предметной нацеленности, в  тематическом своеобразии выступлений  автор Журналистская специализация  признак значительной авторской  индивидуальности. У настоящего мастера  всегда есть обогащенная длительными  наблюдениями тема, близкая его духовному  складу и объективно необходимая  газете».

  Типологии творческих индивидуальностей журналиста характеризует их внутреннее, субъективное отношение журналиста к осуществляемой им деятельности.

  Формирование  того или иного типа отношения  зависит от многих факторов, в частности, от исполняемой социальной роли. Бывает, автор создал яркую метафору, убийственное сравнение – и гордится своим  художественным достижением. Но редактор вымарывает, потому что у него свой резон. Причина таких разногласий  в том, что автор осознает свой труд как литературное творчество, а редактор видит в этом труде  активное вмешательство в общественную деятельность с помощью печатного  слова. В глазах автора хороши те средства, которые наиболее эффективны.

  По  степени активности профессионального  поведения журналиста можно выделить:

  – Универсально-активный тип – ему  присущи разнообразные интересы и знания.

  – Интеллектуально-активный тип –  ярко выражена направленность на теоретическое  осмысление описываемых явлений  и событий.

  – Организаторский тип – журналист  занимается организационными вопросами  журналистки.

  Характеризуя  творческую индивидуальность журналиста, следует определить его место  в предметном поле журналистики:

  1. Экономика;

  2. Политика; право;

  4. Мораль;

  5. Культура, искусство;

  6. Вопросы религии;

  7. Наука;

  8. Идеология;

  9. Проблемы воспитания;

  10. Спорт.

  Следует определить тип профессионального  мышления:

  – научно-теоретический;

  – научно-исследовательский;

  – художественно-образный;

  – опытно-практический.

  По  типу доминирующей творческой ориентации:

  1. Литературную, идеолого-публицистическую  деятельность;

  2. Организаторскую деятельность.

  По  характеру и уровню активности профессионального  поведения:

  а) универсально-активный;

  б) интеллектуально-активный;

  в) практический;

  г) организаторский.

  Границы между всеми этими группами носят  нечеткий, размытый характер. Проблемы творческой индивидуальности многообразны и многосложны. 

1.3 Истина в журналистике

 

 

  Информация  – это знание, у которого есть потребитель. А отношение с потребителем информации является важнейшим среди  производственных связей журналиста. Кодексы, принятые во многих странах, требуют  от журналиста категорически разделять  реальный факт и мнение о нем, его  комментарий. Этим требованием профессиональная мораль обязывает пишущих бережно  обращаться с документальными основаниями  информационной деятельности, а в  подтексте заключает уверенность  в способности читателя самостоятельно, без подсказки со стороны разобраться  в жизненных реалиях, о которых  сообщает пресса.

  Практически во всех журналистских кодексах правдивость  и объективность представляют перечень профессиональных добродетелей. Эти  принципы получают так же более или  менее детальную расшифровку. Правдивость  изображения авторы кодексов ставят в зависимость от точности и полноты  информации о действительности. профессиональная мораль обязывает журналиста излагать факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи между  событиями и не допуская при этом искажений. Это предполагает скрупулезную проверку данных, точнее воспроизведение  сведений почерпнутых из документальных и других источников, соответствие заголовков тексту, отделение фактов от мнения. Общественность должна получить от прессы достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и  наиболее адекватное представление  о текущих социальных процессах, об их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном  мире. Подобной детализации поддается и принцип объективности. Его толкуют как не ангажированнось, непредвзятость, беспристрастность. Это именно принцип, к реализации которого необходимо постоянно стремиться, а не жесткая норма. Он обязывает журналиста не опускаться до выражения эгоистических, частных и групповых пристрастий, отражать различные точки зрения. Подтасовка фактов и бездоказательные суждения, вымысел и фабрикация материалов категорически отвергаются профессиональной моралью. Но только внутренняя ориентация журналиста на правдивость может служить поводом читателю, иметь гарантии, что его не будут вводить в заблуждение.

  Нравственная  оценка отношения автора к читателю складывается из нескольких составляющих, носит комплексный характер. Она  учитывает и общественный резонанс публикации, и мотивы пишущего, и  методы, которыми он пользуется при  подготовке и написании материала, и его реакцию на читательский облик, и, что не менее важно, способность  пишущего взглянуть на сам процесс  собственной работы, подвергнуть  мысленной рецензии свои заключения и их исходные посылки. Право читателя на истину гарантируется в первую очередь сознанием журналистом  своей ответственности перед  ним и готовность реализовать  это чувство в поступках. Отношение  к людям, ради информирования которых  журналист берется за перо, оказывается  постоянным объектом его самосознания как в отдельном творческом акте, так и на протяжении всей профессиональной деятельности.

 

  2. Характеристика творчества  журналиста

2.1 Творчество в журналистике: критерии и формы

 

 

  Внутренние  закономерности журналистской деятельности выявляют себя в творческом методе журналистики в форме определенных регуляторов – принципов, норм, правил, следование которым обеспечивает оптимальный  характер действий журналиста и соответствие полученных результатов общественным требованиям. Принцип есть знание о  законе или закономерности. Являясь  наиболее общим выражением основных закономерностей журналистской  деятельности, принципы журналистики разворачиваются в системы разнообразных  норм и правил, регулирующих конкретные акты журналистского творчества. В  отличие от принципов, число которых  всегда ограничено, количество норм и  правил не поддается подсчету, поскольку  они непрерывно возникают и исчезают.

  Иногда  эти нормы и правила формализуются  и оформляются специальным документом (редакционным). В виде правил иногда оформляются выводы и рекомендации теоретиков журналистики. Представленные в творческом методе журналиста нормы  и правила, в соответствии с которыми осуществляется его деятельность, имеют  специфический характер – вероятностный  и вариативный. Когда исчезает понимание  гибкости норм и правил и они отождествляются  с шаблонами, исчезает и творческий характер профессии. Нормы и правила  в большей степени зависят  от всех других компонентов структуры  творческой деятельности. Но не сами нормы  и правила повинны в стандартности, безликости многих журналистских текстов, а прежде всего сам журналист, не умеющий пользоваться этими нормами  и правилами и не желающий их усовершенствовать. Подлинно творческое поведение журналиста предполагает знание существующих норм и правил, умение ими пользоваться в соответствующих обстоятельствах  и умение превзойти их или создать  новые, когда это необходимо. Самым  распространенным критерием творчества считается такая характеристика продукта общественно-полезной деятельности, как новизна, оригинальность. Подразумевается, что творческая деятельность приносит новые, до сих пор неизвестные  результаты. Под творчеством понимается «духовная деятельность, результатом  которой являются созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее  неизвестных фактов, свойств и  закономерностей материального  мира или духовной культуры»1.

  Журналистскую деятельность можно представить  как совокупность тесно связанных, переплетающихся и, вместе с тем, относительно самостоятельных процессов. Прежде всего, следует выделить начальный  этап, сущностью которого является выбор темы, формулирование замысла, определение порядка действий по реализации этого замысла.

  Выбор – это изучение действительности, т.е. этап получения информации из внешнего мира. Изучение действительности состоит  из:

  а) сбора информации,

  б) ее интерпретации, осмысления, формулирование концепции, объясняющей суть изучаемого явления.

  Третий  этап – воздействие на действенность, т.е. доведение созданного на основе полученной и осмысленной информации текста до сознания массовой аудитории. Этот этап складывается из двух стадий:

  1.  Создание журналистского текста;

  2.  Придания ему необходимых для «запуска» в СМИ качеств.

  Процесс создания журналистского текста также  состоит из двух потоков: 1) выработки  концепции текста; 2) реализации этой концепции.

  Процессы, стадии, этапы реального творческого  поведения журналиста переплетаются, взаимодействуют. В отличие от других видов творческой деятельности, журналистское  творчество одновременно и многословно, и целостно.

  Результатом каждого из процессов журналистской  деятельности является не только информация, но и способы ее получения, преобразования и объективизации. Творческая индивидуальность может существовать и успешно  развиваться только в условиях творческого  коллектива. И, наоборот, творческий коллектив  нуждается в развитых творческих индивидуальностях. Одна из систем, выступающих  в качестве точки отсчета для  творческой индивидуальности журналиста, является журналистская творческая среда. Сама творческая индивидуальность журналиста может быть понята как  специфическая форма субъективного  отражения объективно существующего  опыта журналистского взаимодействия с реальной действительностью, как  продукт тех отношений, которые  возникают в ходе становления  и развития творческой среды.

  Творческая  среда отдельного журналиста складывается из непосредственного окружения, с  которым он контактирует, из коллектива редакции, в которой он сотрудничает, и из всей системы «журналистика», которая через множество каналов  воздействует на каждого журналиста. Творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поведение каждого журналиста. В ходе этого регулирования и  контроля творческая среда выполняет  следующие функции:

  1. Критическую – оценивая предлагаемые  или используемые журналистом  способы и приемы деятельности;

Информация о работе Творческая индивидуальность журналиста