Творческая индивидуальность журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Журналистика это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.), а так же одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально-ориентирующее значение, формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всём многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества.

Содержание

Введение
1. Журналистика в социальном мире
1.1 Массовая коммуникация и ее исследование
1.2 Личность журналиста в системе журналистики
1.3 Истина в журналистике
2. Характеристика творчества журналиста
2.1 Творчество в журналистике: критерии и формы
2.2 Творческий потенциал журналиста, факторы роста
2.3 Структура творческой индивидуальности журналиста
2.4 Творчество и система, и импровизация
2.5 Творческие показатели журналиста
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Творческая индивидуальность журналиста .docx

— 51.28 Кб (Скачать)

  План   

  Введение

  1. Журналистика в  социальном мире

  1.1 Массовая коммуникация и ее  исследование

  1.2 Личность журналиста  в системе журналистики

  1.3 Истина в журналистике

  2. Характеристика творчества  журналиста

  2.1 Творчество в журналистике: критерии  и формы

  2.2 Творческий потенциал  журналиста, факторы  роста

  2.3 Структура творческой индивидуальности  журналиста

  2.4 Творчество и система,  и импровизация

  2.5 Творческие показатели журналиста

  Заключение

  Список  использованной литературы  

 

  Введение

  Журналистика  это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и  др.), а так же одна из форм ведения  массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально-ориентирующее  значение, формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление  о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всём многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества.

  Журналистика  имеет свои фундаментальные основания, принципы. Их действие распространяется на организацию системы СМИ и  работы редакций, а также на убеждения  и методы деятельности отдельных  журналистов. Средства массовой информации и коммуникации часто вызывают полемику в обществе. Вопросы массовых коммуникаций важны потому, что прямо или  косвенно оказывают влияние на жизни  людей. Ярким примером может служить  освещение вопросов экономики, охраны окружающей среды, неизменно вызывающих критику. Аудитория СМИ любит  обсуждать полученную из газет или  с экранов информацию и делает это, не всегда хорошо владея предметом  и понимая существующие проблемы. Но, безусловно, люди имеют право  выражать свои мнения, делиться впечатлениями. Влияние, которое СМИ оказывают  на общество, тоже привлекает внимание и порождает дискуссии. СМИ уже  по определению находятся на виду, что делает их весьма и весьма уязвимыми  для всесторонних нападок. Работа журналистов  подвергается критике вне зависимости  от того, нарушают ли они законы профессиональной этики или нет.

  Средства  массовой информации, опираясь на истинное знание, помогают читателю ориентироваться  в постоянно меняющемся, бесконечно большом и, в общем, мало знакомом лично ему мире. Но для того, чтобы  пресса могла осуществлять свое предназначение и при этом не нарушать законных интересов тех, с кем журналист  вступает в контакт, его поведение  должно регулироваться. При этом правда возникает вопрос, где грань этого  регулирования и что происходит со свободой журналистского творчества.

  Творчество  – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

  Сегодня задача любого журналиста в сфере  массмедиа – подключать прежде всего  мотивационную сферу: этически просвещать и программировать поведение  личности журналиста на истинно творческую деятельность в любой профессиональной или даже жизненной ситуации.

  И еще. Отличие истинного профессионала  от начинающего – обладание неким  вне логическим знанием, знанием  большинству людей совершенно непонятным; а также он обычно характеризуется  феноменальной наблюдательностью. Именно эти две составляющие и  являются основой журналистики как  творчества или, точнее сказать, как  особого вида творческой деятельности.

  Тема  данной работы очень актуальна, так  как общество все отчетливее осознает дефицит общей культурным. В связи  с этим, не назвать ситуацию, связанную  с тем, что практически мало разработанными остаются проблемы формирования и развития современной российской корпоративной  культуры в целом и профессиональной культуры журналистов в частности. По крайней мере, в подобном методологическом ключе и с акцентированием внимания на ее творческой доминанте.

  Цель  курсовой работы раскрыть и описать  творческую индивидуальность журналиста.

  В соответствии с поставленной целью  перед работой поставлены следующие  задачи:

  1.  Изучить основные понятия творчества;

  2.  Исследовать массовую коммуникацию;

  3.  Проанализировать журналистскую деятельность;

  4.  Определить основные типы творческой индивидуальности журналиста.

  Предмет исследования – мотивы, цели и функции  творчества. Объект исследования –  выявление характерных черт творчества современного журналиста  

 

  1. Журналистика в  социальном мире

1.1 Массовая коммуникация  и ее исследование

  Современный мир сложен, многообразен и динамичен. Он противоречив, но взаимозависим  и во многом целостен. Его динамика и целостность проявляются прежде всего в развитии общественных отношений, углублении общения (коммуникации) и  разветвлении информационных связей различных  уровней. Надо сказать, что по проблемам  информации и коммуникации уже более  двух десятков лет ведутся широкие  дискуссии представителями как  гуманитарных (философия, социология, политология, социальная психология, лингвистика, культурология, теория журналистики), так и технических (информатика, кибернетика) и естественных (психология, биология) дисциплин. Еще более актуализировал их стремительный прогресс в развитии технологической базы средств коммуникации: прежде всего такого мощного информационного  канала, как телевидение, а в последние  годы и различных систем компьютерных сетей.

  В целом же основы теории коммуникации, относимой к числу междисциплинарных  концепций, долгое время разрабатывались  на интуитивном уровне. Однако еще  в 1909 году Ч. Кули, автор теории «приобщения» индивидов к «большому сознанию»  как совокупности накопленных социально  значимых «состояний чувствования»  и «отображений (imaginations)», выделял  коммуникацию в качестве средства актуализации «органически целого мира человеческой мысли». Позднее Дж. Г. Мид в русле  таких же рассуждений рассматривал общество как «результат совокупности процессов взаимодействия индивидов  друг с другом».

  Систематические научные исследования коммуникативных  процессов начались в 20–30-х годах XX века в рамках различных теорий журналистики, что было обусловлено  как бурным развитием средств  массовой коммуникации, так и связано  с фундаментальным и глобальным характером социальных процессов. Причем в дальнейшем развитии информационно-коммуникативных  идей и концепций примерно к концу  сороковых годов определилось два  подхода – так называемый естественно-технический (Н. Винер, К. Э. Шеннон, У. Р. Эшби и др.) и научно-гуманитарный (К. Леви-Стросс, А. Ламсдейн, К. Ховланд, Ф. Шеффильд и  др.). Причем с конца 60-х годов исследования массово-коммуникационной деятельности в странах Запада, как правило, развивались в рамках социологических  традиций с концентрацией на управленческих, идеологических и культурных аспектах воздействия СМИ на человека и  общество.

  В современной науке можно выделить следующие основные значения понятия  «информация»:

  -  сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений (в технике связи);

  -  сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик (социальная информация);

  -  передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

  Специфика высшего типа организации информационных систем, характеризующих человеческую жизнедеятельность, состоит в появлении  социальной системы порождения, хранения и переработки информации – культуры общества. Л.Н. Коган, рассматривая культуру как человеко-творческую общественную систему, отмечал, что основная ее функция  содержит и ряд подфункций. К их числу относятся:

  1.  Передача социального опыта, социальной информации от одного поколения к другому;

  2.  Регулирование общественных отношений средствами политической, правовой, нравственной, религиозной, экологической культур, культуры управления и т.д.;

  3.  Осуществление коммуникации, связи между людьми по поводу производства и освоения культурных ценностей;

  4.  Оценка явлений окружающей жизни с позиций той или иной культуры. Все эти подфункции культуры, тесно связанные между собой, объясняют множественность определений культуры. Причем некоторые ученые признают главной именно информационнуюфункцию культуры и соответственно определяют культуру как социальную информацию.

  Журналистика - общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению  актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально  ориентирующее значение, формируя ее общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной  действительности во всем многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества.

  Сейчас  как никогда существует проблема обратной связи с аудиторией средств  массовой информации. Она актуализирована  повсеместным внедрением спутникового телевизионного вещания, все большим  переплетением компьютерной и телевизионной  технологий (характерной, например, для  интерактивного телевидения, когда  аудитория имеет возможность  с помощью сети «Интернет» участвовать  в организации и развитии массово-коммуникационного  действия). Тем самым возникшая  новая постановка вопроса об обратной связи заново привлекает внимание и  журналистов-практиков, хотя бы в плане  осмысления понятия «информационное  общество». То есть общество ближайшего будущего.

  Следовательно, массовую коммуникацию необходимо рассматривать, прежде всего, как целостное социальное явление, представляющее сущностную часть  человеческих взаимоотношений, которое, с одной стороны, отражает факты, события, явления в жизни общества, с другой – само оказывает определяющее влияние на их формирование.

1.2 Личность журналиста  в системе журналистики

 

 

  Творческая  индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает  и выявляет в конкретном виде данной деятельности.

  Компонентами  творческой индивидуальности являются:

  а) знания – общекультурные и профессиональные;

  б) умения – опыт, самостоятельный  творческий подход;

  в) желания журналиста – это его  потребности – внешние (материальные потребности) и внутренние – специфические  человеческие потребности.

  Потребности выявляют себя в сознании журналиста в форме мотивов (интерес, желание, страсть).

  Эффективность журналистской деятельности во многом зависит от того, насколько прочно слились в сознании журналиста желание  достичь определенных целей с  помощью журналистского воздействия  и желание творчески проявить себя в этом виде деятельности.

  Система желаний журналиста обусловлена  и опосредована объективными факторами. В их числе следует выделить:

  1) Объективное положение журналиста  в творческой среде.

  2) Имеющиеся у него возможности  для выявления своей индивидуальности: выбор тем, обращение к определенным  источникам.

  3) Внутреннее устойчивое отношение  к самой журналистской деятельности  и к ее формам, принятым в  данной редакции.

  Есть  две формы выражения творческой деятельности журналиста, а именно:

  а) индивидуальный стиль деятельности,

  б) образ автора.

  Индивидуальный  стиль деятельности по своему содержанию является личностным. Каждый индивидуальный стиль представляет собой уникальную систему, которую характеризуют  нормативность, системность и историчность. Характерными признаками индивидуального  стиля можно считать:

Информация о работе Творческая индивидуальность журналиста