Творческий портрет Василия Уткина

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: начиная свой разговор о творчестве журналиста на спортивном телевидении и в спортивной журналистике в целом, я хочу отметить, что вопросы физической культуры и спорта занимают видное место в современной журналистике. Средства массовой информации всегда были и остаются надежными помощниками физкультуры и спорта. Помимо изданий, специализирующихся исключительно в этой области («Советский спорт», «Спортивный экспресс» и т.д.), существуют спортивные отделы в редакциях газет и журналов «общего интереса», на комплексных телеканалах и радио созданы спортивные редакции. Иные каналы радио и телевидения и вовсе отдают все эфирное время только спортивному вещанию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Спортивное телевидение в России: история и особенности развития
1.1. История российского спортивного телевидения…………………6
1.2. Особенности российского спортивного телевещания…...............9
Глава 2. Характеристика творчества комментатора как спортивного журналиста.
2.1. Кто же он, спортивный комментатор?.................................................13
2.2. Особенности комментаторской деятельности……………................16
Глава 3. Творческий портрет спортивного телекомментатора Василия Уткина.
3.1. Творческий путь В.Уткина…………………………………………...20
3.2. В.Уткин в роли спортивного телекомментатора…………………....23
Заключение……………………………………………………………............27
Список использованной литературы………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Творческий портрет(курсовая).doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Ведь телекомментатор  в первую очередь сам должен ответственно подходить к созданию личного  имиджа на экране. «Грустно, когда внешний  облик, телесность остаётся единственным и самодостаточным средством персонификации», – пишет П.С. Гуревич.9 Согласен, чаще всего зрителю важнее, что и как говорит комментатор, как он с ним налаживает  диалог. Внешность остается на втором плане, но и она не теряет своей важности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СПОРТИВНОГО ТЕЛЕКОММЕНТАТОРА ВАСИЛИЯ УТКИНА.

3.1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ  В.УТКИНА.

 

Василий Вячеславович Уткин родился 6 марта 1972 года в г.Балашиха Московской области. Учился в балашихинской школе №2. Закончил четыре курса филологического факультета Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина, не сдал самую последнюю сессию и не написал диплом. Начиная с третьего курса работал на телевидении, в программе «Взгляд». Туда его привела подруга детства, их семьи дружили домами – её звали Настя Соловьева.

«Взгляд» был лучшей школой, и, поработав там, можно было попасть куда угодно. Но Василий  с товарищами не хотел куда угодно. Они составляли коллектив программы «Политбюро», автор которой Александр Политковский все меньше и меньше был автором, все больше и больше просто ведущим. Когда программу закрыли после октябрьских событий 1993 года, ребята подали проект собственной передачи, который во Взгляде« реализовать не удалось. Когда это стало ясно, они ушли из «Взгляда». У всех, в общем, впоследствии в жизни все полчилось. М.Маркелов сейчас депутат Госдумы, А. Калитин работает на телевидении в «Совсекретно», Н. Метлина – в «Человек и Закон» на Первом. Наташа –однокурсница В.Уткина, кстати, сам Василий её когда-то и привел во «Взгляд». А ещё одна его соученица (правда, с другого курса), Н. Журова, долго работала во «Взгляде» редактором, а сейчас уже много лет работает в «Футбольном Клубе».

Другой институтский друг Василия, М. Михайлин, стал родоначальником его газетной карьеры – он работал в «Коммерсанте», очень быстро доработал до должности замглавного редактора, и предложил Уткину писать колонку в «Коммерсанте». С тех пор Василий пишет все больше и все регулярнее, а с Михаилом долгое время сотрудничал в газете «Газета» (справедливости ради стоит сказать, что самые первые тексты В.Уткин написал для журнала В. Гусева «Матч», но это были пробы пера, которые с еженедельной практикой не сравнить).

С ещё одним другом, Д. Федоровым, Василий Уткин  начинал делать «Футбольный Клуб» в 1994 году.

«Я пришел на НТВ после того, как стало ясно, что наш проект во «Взгляде» не состоится – 17 марта 1994 года, ровно два года спустя после прихода во «Взгляд». Предполагалось, что мы с товарищами проработаем какое-то время кто где, чтобы воссоединиться для работы над придуманным нами проектом. Но проект так и не состоялся. Я остался в спортивной редакции НТВ. В конце мая, по-моему, это случилось 27 числа, я впервые провел программу «Футбольный Клуб». С этого момента стало ясно, что в будущем я совершенно точно буду заниматься спортивным телевидением», - вспоминает Василий Уткин в своей автобиографии.

Прежний ведущий «Футбольного клуба», Олег Винокуров, покинул эту работу по собственной инициативе. Он отправился на чемпионат мира в США и сказал, что возвращаться к передаче не намерен. После недолгих раздумий Василий сел в кадр. А осенью 1996 года провел свой первый футбольный репортаж.

В 1998 году первый этап жизни  программы «Футбольный Клуб»  достиг пика. В.Уткин отправился с большой бригадой (20 человек) на чемпионат мира во Францию, и проект «Футбольный Клуб на чемпионате мира» до сих пор его самый любимый. Василий вел три выпуска программы в день, сидел круглые сутки в телецентре и даже не сходил ни на одну игру, это было несовместимо с графиком эфиров.

В 1999 году программа «Футбольный Клуб» была закрыта. Многие полагают, что это стало следствием напряженных взаимоотношений между программой и В.Уткиным лично, с одной стороны, и Вячеславом Колосковым и Олегом Романцевым – с другой.

В 2000 году Василий Уткин был близок к переходу на канал Россия, но переход не состоялся в самый последний момент. Вскоре после этого «Футбольный Клуб» вернулся в эфир НТВ, впрочем, безуспешно. Новый стиль и формат найти тогда не удалось. Программа просуществовала до перехода канала НТВ от одного собственника к другому.

Василий  признается, что в  2001 году раздумывал о том, что карьера в спортивном телевидении прошла свой пик и надо заниматься чем-то другим. Он не делал секрета из своих настроений, и при образовании канала ТВ6 в его новом облике, куда ушла часть команды НТВ, ему было предложено вести музыкальное ток-шоу «Земля-Воздух». За три недели до первого эфира на него напали на улице.

В 2003 году – В.Уткин стал ведущим реалити-шоу «Голод». Пребывание здесь заставило Василия задуматься о возвращении «Футбольного Клуба».

Летом 2004 года Василий Уткин впервые в жизни оказался на стадионе на матче чемпионата Европы. Как это ни странно, но это была игра сборных России и Испании – стран, с которыми карьера спортивного журналиста связана максимально тесно. Весной 2005 года в эфир снова вышел «Футбольный Клуб». На НТВ-Плюс.

. В 2007-м году вёл  программу «Стенка на стенку»  на Первом телеканале. В настоящий момент регулярно ведёт одноимённую передачу «Футбольный клуб» на радио «Эхо Москвы» и канале НТВ+, комментирует, в основном, матчи испанского чемпионата и Лигу чемпионов. А также является обозревателем газеты «Советский спорт» и журнала PRОспорт. Василий Уткин продолжает расширять направления своей работы. С зимы 2008 года и по сей день он ведет аналитическую передачу «Утренний разворот» на радиостанции «Эхо Москвы», где обсуждаются разнообразные экономические и общественно-политические вопросы. Член команды Алексея Блинова по игре «Что? Где? Когда?». Неоднократно был членом жюри Высшей лиги КВН. Ведёт свой блог и конференцию на интернет-портале Sports.ru. 18 октября 2007 года на экраны вышел фильм «День выборов», в котором Василий сыграл роль не интересующегося футболом кандидата в губернаторы. Один из трёх комментаторов русских версий игр EA Sports FIFA 2007-2010.

 

3.2. В.УТКИН В РОЛИ  СПОРТИВНОГО ТЕЛЕКОММЕНТАТОРА.

 

Сейчас уже выросло  целое поколение российских спортивных комментаторов, каждый из которых уникален и талантлив по своему. Однако, и  среди них можно выделить кого-то. Критерии выбора от раза к разу могут быть разными, но важно не это. Из всей плеяды мастеров спортивного репортажа и комментария лишь единицы развиты всесторонне. Одним из таких универсалов является Василий Вячеславович Уткин.

Вообще, я привык воспринимать В. Уткина только лишь как телекомментатора, но после выхода на экраны фильма «День выборов» был приятно удивлен. Заинтересовался Василием и его творчеством, стал вести запись его крылатых слов и выражений, отмечал увлечения Василия. После более близкого знакомства с творческим путем В.Уткина я перестал удивляться его возможностям и талантам: имя Василия фигурирует очень во многом. Безусловно, ребята, которые старше меня на пару лет, воспринимают В.Уткина как ведущего «Футбольного клуба» на НТВ, как телекомментатора на НТВ+. Мне же выпала возможность наблюдать за ростом и всесторонним развитием Василия Вячеславовича как настоящего профессионала. Сейчас В.Уткин – настоящий футбольный специалист, и с его мнением считаются даже футбольные тренеры. Можно сказать, он – тот камень, в котором крепость фундамента сегодняшней спортивной журналистики.

Говоря об универсализме  Василия Уткина, нельзя не упомянуть  то, что в настоящий момент он регулярно ведёт одноимённую передачу «Футбольный клуб» на радио «Эхо Москвы» и канале НТВ+, комментирует, в основном, матчи испанского чемпионата и Лигу чемпионов. А также является обозревателем газеты «Советский спорт» и журнала PRОспорт. Василий Уткин продолжает расширять направления своей работы. С зимы 2008 года и по сей день он ведет аналитическую передачу «Утренний разворот» на радиостанции «Эхо Москвы», где обсуждаются разнообразные экономические и общественно-политические вопросы. Так же следует отметить и то, что В.Уткин – член команды Алексея Блинова по игре «Что? Где? Когда?». Он неоднократно был членом жюри Высшей лиги КВН. Ведёт свой блог и конференцию на интернет-портале Sports.ru. 18 октября 2007 года на экраны вышел фильм «День выборов», в котором Василий сыграл роль не интересующегося футболом кандидата в губернаторы. Один из трёх комментаторов русских версий игр EA Sports FIFA 2007-2010.

Встречаются в его  карьере и такие эпизоды, когда  Василий успешно выступал в роли телеведущего развлекательных, музыкальных  программ. О чем все это нам  говорит? Естественно, о том, что  В.Уткин очень талантлив и не ограничивается в своей карьере лишь опытом спортивного телекомментатора.

Не менее яркий тому пример – обозревательская колонка  в газете «Советский спорт» и журнале  «PROспорт». Именно эту сторону творчества Василия Уткина я и хочу разобрать. Когда речь заходит о публицистике Уткина в специализированных спортивных изданиях, нельзя не отметить аналитичность его авторского стиля. Чаще всего Василий Уткин обращается к жанру аналитической корреспонденции, реже к комментарию. Однако, построение композиции, сюжета его произведений полностью переворачивают понятие об аналитике в журналистике. Корреспонденции Уткина присущ непринужденный характер, даже некоторая спонтанность. Описывая какие-либо проблемные ситуации в отечественном футболе, Василий Уткин не заостряет внимание на самих фактах – он больше анализирует их, раскладывает по полочкам, причем делает это не по заранее установленному сценарию и замыслу, а последовательно. У читателя возникает чувство близости к автору, будто тот и вовсе разговаривает с ним с глазу на глаз и делится впечатлениями только с ним. Читать В.Уткина интересно и потому, что в его материалах, казалось бы, четко разделенные смысловые структурные единицы вдруг связываются между собой, развивая одну идею.

Знакомясь с видеосюжетами трансляций футбольных матчей, которые комментировал В.Уткин, словно окунаешься в поток информации. Его комментарии – это кладезь актуальной информации. Василий как никто другой умеет привлечь зрителя, поработить его разум, загипнотизировать. Нет, дело не в его гипнотических способностей, а в уникальном таланте Василия. Порой он выстраивает  трудно доступные языковые конструкции, но как это ни странно, они моментально расхватываются любителями коллекционировать так называемые «перлы» и бьют все мыслимые и немыслимые рейтинги. А уже завтра обсуждаются во время перемен в школе.

Отличие Василия Уткина от других не менее профессиональных комментаторов заключается в том, что он переживает комментируемый матч в сердце. Посмотрите любой другой поединок: в нем есть столько эмоций, столько чувств и столько впечатлений, сколько их в матче, освещаемом Василием? В  я уверен, что в 95% ты не обнаружишь, не почувствуешь и доли сходства с почерком В.Уткина. Ведь истинного профессионала отличает от начинающего обладание неким внелогическим знанием, знанием большинству людей совершенно непонятным; а также он обычно характеризуется феноменальной наблюдательностью. Именно эти две составляющие и являются основой журналистики как творчества или, точнее сказать, как особого вида творческой деятельности. Немалое значение они имеют и в творчестве спортивного комментатора.

Плюс к тому. Настоящий  журналист-профессионал, коим является Василий Уткин никогда не считает себя и только себя неким Центром Вселенной или хотя бы Пупом Земли. По крайней мере, будучи творчески амбициозной личностью, никак этого не проявляет. Он способен к самоиронии.

Да, безусловно все люди по своей природе разговорчивы, они разговаривают о работе, политике, друзьях, любимых, досуге и многом другом. Говорят и о себе, потому что хотят «выбраться» из самих себя, разобраться в себе, «разорвать» хотя бы на миг путы лишь индивидуального существования, избавиться от одиночества. Многие доверяются друзьям, некоторые – психотерапевтам.

И лишь единицы избирают иной путь: поверяют свои мысли, чувства бумаге или еще более широкой аудитории – телезрителей, радиослушателей, помогая тем самым раскрыться себе и тем, кто читает, смотрит, слушает их произведения. Согласитесь, не каждый рискнет. Потому что талант на рынке не купишь, его в крайнем случае можно воспитать в себе, но это практически невыполнимо.

Хотя Василий Уткин  своим творчеством доказывает нам  обратное. Безусловно, он один из тех  «новых комментаторов», о которых  говорят, как о будущем российского  спортивного телевидения.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

Спортивный комментатор... Привилегированная когда-то была профессия. Не космонавт, конечно, не физик-атомщик, но разве меньше известен в народе Николай Озеров, чем Юрий Гагарин? Благополучной и надежной комментаторская  деятельность кажется со стороны. Но истине это соответствует мало. Профессия комментатора требует осторожности, умения взвешивать каждое слово, постоянной оглядки на начальство.

В начале данной работы мной была поставлена цель охарактеризовать творческий портрет спортивного телекомментатора  В.В.Уткина. В ходе исследования теоретического материла мной были получены, проанализированы и систематизированы новые знания по исследуемому вопросу. На основе полученных знаний и контент-анализа было проанализировано творчество известного спортивного телекомментатора Василия Уткина. В ходе исследования творчества В.Уткина были выявлены следующие константы творческого портрета:

    • имидж;
    • искусное владение языком;
    • достаточные знания по освещаемому виду спорта;
    • харизма и прочие актерские навыки;
    • профессионализм.

Так же данное исследование показало, что творческий портрет  есть нечто иное, как плод долгой и плодотворной работы над собой, процесс самопознания и самосовершенствования.

В дальнейшем есть возможность  продолжения работы, нос непосредственным приобщением объекта исследования и дальнейшей разработкой его творческого портрета, а так же основных характеристик творчества спортивного комментатора.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Информация о работе Творческий портрет Василия Уткина