Творчество Ильи Эренбурга 20-30-х гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:14, реферат

Описание работы

Его печатали все центральные газеты. Двадцатилетним юношей Илья обратил внимание своими стихотворениями. О них с восторгом отзывались Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам. Потом его увлекла журналистика, и одновременно он занялся прозой. Как правило, его книги на полках не залеживались. Их читали, о них горячо спорили. Нередко произведения Эренбурга подвергались разгрому официальных критиков, но рядовые читатели их единодушно поддерживали. Популярность Эренбурга росла из года в год.

Работа содержит 1 файл

реферат леднева.docx

— 37.38 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Удмуртский государственный университет»

Факультет «журналистики» 
 
 
 
 

     Реферат на тему

     «Творчество Ильи Эренбурга 20-30-х гг.» 
 
 
 
 

кафедра «Языка СМИ литературно

- художественной  критики»

Выполнила: студентка   

5 курса  ОЗО ФЖ

Лошкарева Евгения

Преподаватель: Леднева Т.П. 
 
 

Ижевск

2012 
 

     Эренбург  Илья Григорьевич (1891 - 1967), прозаик.

     Его печатали все центральные газеты. Двадцатилетним юношей Илья обратил  внимание своими стихотворениями. О  них с восторгом отзывались Валерий  Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам. Потом его увлекла журналистика, и одновременно он занялся прозой. Как правило, его книги на полках не залеживались. Их читали, о них  горячо спорили. Нередко произведения Эренбурга подвергались разгрому официальных  критиков, но рядовые читатели их единодушно поддерживали. Популярность Эренбурга  росла из года в год.

     Наивысшим пиком популярности были его статьи, очерки, корреспонденции и выступления  военных лет. Каждое слово в них  буквально "било без промаха", и за это солдаты по праву называли его "снайпером пера". В одном  из партизанских соединений газеты со статьями Эренбурга запретили раскуривать  специальным приказом. Люди в тылу и в действующей армии с  нетерпением ждали его публикаций, и если неделю-полторы их не было, в редакции начинали приходить письма: "Где Эренбург? Когда будут  его статьи?" Он выезжал на фронт, в действующую армию. И писал, писал… Его печатали все центральные газеты, не говоря уже об областных, фронтовых, армейских и дивизионных.  

     Потом, через много лет Илья Григорьевич  вспоминал: "Никогда в жизни  я так много не работал: беспрерывно  стучал на машинке, писал по три-четыре статьи в день… Читал немецкие документы, радиоперехваты, редактировал переводы, сочинял подписи под фотографиями..." Начали приходить телеграммы из-за границы, различные газеты предлагали писать для них — "Дейли гералд", "Нью-Йорк Пост", "Ля Франс", американское агентство Юнайтед Пресс и др. Чуть ли не ежедневно он выступал по радио.  
В общем, если подсчитать только публицистику Эренбурга в годы войны — это где-то полутора тысяч статей, очерков, заметок, фельетонов. А была еще и поэзия… В годы войны Эренбург написал десятки замечательных стихотворений, одно из которых "Так ждать, чтоб память вымерла…", звучит, как клятва, молитва, заклинание (также как "Жди меня…" Симонова). В день, когда наступила долгожданная Победа, Илья Эренбург написал свою последнюю военную статью "Утро мира", которая была напечатана в "Правде" 10 мая 1945 года.

     Неожиданно  за Эренбурга заступился сам Сталин Начиналась новая эпоха — эпоха послевоенного мира. Эренбург, как и прежде, востребован: его талант, энергия нужны людям — правда, на другом поприще — борьбы за мир. И он становится одной из самых ярких и деятельных фигур движения за мир и, одновременно, своеобразным интеллектуальным мостом, связывающим интеллигенцию Запада и советской России.  
В послевоенные годы Эренбург по-прежнему активен как публицист. Но заметной вехой в его творческой биографии стал написанный в рекордно сжатые сроки (с января 1946 по июнь 1947 года) роман "Буря", который, к слову, вызвал немало критических статей. Неожиданно за Эренбурга заступился сам Сталин, о чем вспоминал Симонов. И писатель получил за роман "Буря" Сталинскую премию первой степени. Затем последовал роман "Девятый вал", статьи, очерки, стихотворения. И даже одна пьеса. Но все это не удовлетворяло Илью Григорьевича. Он понимал, что в стране происходят события, о которых не только нельзя говорить, но даже думать.  
Следующим пиком в творчестве Эренбурга было его автобиографическое произведение "Люди, годы, жизнь". В нем он, третий сын купца 2-й гильдии города Киева, Григория Эренбурга и Анны Аренштейн, родившийся в 1891 года описывает свою жизнь. Рассказывает настолько увлекательно и интересно, что за номерами "Нового мира", в котором книга печаталась, выстраивались очереди. Читатели переживали, когда номера журнала задерживались с выходом в свет — понимали, что противники Эренбурга делают все, чтобы продолжение его мемуаров не дошло до читателей. Ведь то, что он рассказал, по-новому раскрывало события, происходящие внутри страны. И это, несмотря на то, что Илья Григорьевич неоднократно подчеркивает: он о многом умалчивает, так как были события, которые ему трудно рассказать даже лучшему другу. Значительную часть материала он "клал в стол" до лучших времен. Дополненное произведение было издано только в 1990 году (подготовлено с участием дочери Ирины Ильиничны Эренбург).  
        Не стало Ильи Григорьевича Эренбурга 31 августа 1967 года. В Московской квартире, где он жил, не умолкал телефон — звонили со словами соболезнования из всех республик бывшего СССР, Франции, Германии, Америки, Дании, Польши, Венгрии. В последний путь на Новодевичье кладбище в Москве его провожали жена Любовь Козинцева, дочь Ирина Ильинична, правнучка Ирочка, близкие друзья, знакомые и тысячи читателей и почитателей. Через год на могиле поставили памятник, на котором был выбит профиль Эренбурга по рисунку его друга Пабло Пикассо.  
         Родился Илья Эренбург14 января (27 н.с.) в Киеве в семье инженера. Детские годы прошли в Киеве, затем семья переезжает в Москву. Здесь Эренбург учится в 1-й Московской гимназии; из шестого класса его исключают за участие в работе революционной организации большевиков. В 1908 был арестован, в декабре эмигрировал в Париж, где продолжал революционную работу, затем отошел от политической жизни. Обратился к литературной деятельности: в Париже выпустил сборники стихов "Я вижу" (1911), "Будни" (1913) и др. Первая мировая война оказала влияние на настроения Эренбурга, усилив его скепсис и критицизм, что отразилось в его "Стихах о канунах" (1916), проникнутых ожиданием краха и надвигающихся социальных перемен. . Короткое время работал в Вене под началом
Л.Д. Троцкого, затем вернулся в Париж, где начал писать стихи и отошел от революционной деятельности. Некоторое время жил в гражданском браке с Екатериной Шмидт (впоследствии – жена его друга Т.И. Сорокина), у них родилась дочь Ирина (Ирина Эренбург, 1911–1997, писательница, переводчица, была замужем за писателем Б.М. Лапиным, погибшим в 1941 году).

     В 1910 году за свой счет издал первую книгу  стихов (которая так и называлась – «Стихи»), затем издавал книги  стихов практически ежегодно. Эти  сборники были замечены критиками и  известными поэтами (в частности, В.Я Брюсовым). В эти годы Эренбург познакомился и подружился со многими впоследствии известными писателями, поэтами (М.А. Волошин, А.Н. Толстой, Г. Аполлинер) и художниками (Ф. Леже, А. Модильяни, П. Пикассо, Д. Ривера), он был завсегдатаем кафе «Клозери де лиля» и «Ротонда» на бульваре Монпарнас.

     После начала Первой мировой войны Эренбург попытался вступить иностранным добровольцем во французскую армию, но был признан негодным по состоянию здоровья. Патриотический пыл его быстро угас, и он начал писать о войне критические стихи. Тогда же началась его публицистическая деятельность: в 1915–1916 годах он публиковал статьи и очерки в газете «Утро России» (Москва), а в 1916–1917 – в газете «Биржевые ведомости» (Петроград).

     Стихотворения 1915 года отражают глобальный духовный кризис, поразивший человечество в  пору первой мировой войны (индустрию  войны Эренбург видел своими глазами - корреспондент русских газет  на франко-германском фронте, он постоянно  выезжал в районы боевых действий). Эти стихотворения предназначались  для книги "Стихи о канунах", которую в 1916-м выпустило московское издательство "Зерна", созданное  на средства М.О. и М.С.Цетлиных специально для печатания стихов их парижских друзей (были изданы сборники Волошина, Эренбурга и самого Цетлина - поэта Амари). Книгу изуродовала цензура: одни стихи выкинули из сборника, а те, что остались, пестрят рядами отточий. Проницательнее всех оценил эти стихи Максимилиан Волошин, хорошо знавший и понимавший их автора (его статья посвящена трем книжкам Эренбурга - "Стихам о канунах", поэме "Повесть о некой Наденьке..." и переводам из Вийона): "Исступленные и мучительные книги, местами темные до полной непонятности, местами судорожно-искаженные болью и жалостью, местами подымающиеся до пророческих прозрений и глубоко человеческой простоты... Книги большой веры и большого кощунства... В них меньше, чем надо, литературы, в них больше исповеди, чем возможно принять от поэта... Проникнутый христианскими символами и образом, он в каждой строке остается исполненным глубокого иудейского неукротимого духа. Богоборчество - один из основных родников его поэзии..."

     В июле 1917 года Эренбург вернулся в Россию. Октябрьскую революцию он не принял, писал резко критические стихи  и статьи. После кратковременного ареста в сентябре 1918 года уехал  в Киев, который поочередно захватывали  петлюровцы, красные и белые. Там  Эренбург женился на художнице Любови Козинцевой, старшей сестре будущего кинорежиссера Г.М. Козинцева, с которой прожил до конца своей жизни.. Спасаясь от голода и еврейских погромов, Мандельштам и Эренбурги едут в Крым к Волошину. Позже туда приезжает Сергей Эфрон. Обсуждая пережитое, они старались ответить на вопросы: что ждет Россию, какую позицию занять? В силу активного общественного темперамента для Эренбурга эти ответы были очень важны. Он чувствовал необходимость включиться в происходящие события, но с кем и на чьей стороне? Во время небезопасных перемещений по стране он убедился, какие разрушительные силы привела в движение революция. К физическим и материальным трудностям добавились моральные терзания. Взгляды противоборствующих сторон были принципиально противоположны, каждый имел, что называется, «свою правду», занимал непримиримую позицию и был готов отстаивать ее до конца. Разочаровавшись в большевиках, он одно время с надеждой посматривал даже в сторону деникинцев, но их жестокость по отношению к пленным и евреям заставила отвернуться и от них.  
В январе 1920 года Эренбург написал стихотворение «России», где в свойственной ему манере признал революцию:

     «Не в пене моря, не в небесной синеве,

     На  темном гноище, омытый кровью нашей,  

     Рождается иной, великий век».

       Осенью 1920 года с женой через  независимую Грузию вернулся в Москву. Здесь он был арестован, но вскоре освобожден под поручительство Н.И. Бухарина. В Москве работал заведующим детской секцией Театрального отдела Наркомпроса (отделом руководил В.Э. Мейерхольд).

     В марте 1921 года Эренбург получил разрешение выехать за границу в «художественную  командировку» и вместе с женой  уехал в Париж, сохранив советский  паспорт. С этого момента и  вплоть до 1940 года он большую часть  времени жил на Западе, однако часто  приезжал в СССР, выступал с лекциями, участвовал в 1934 году в Первом съезде писателей СССР; большая часть написанных им произведений публиковалась в СССР.

     Из  Франции он вскоре после приезда  был выслан за просоветскую пропаганду. Летом 1921 года в Бельгии в приморском городке Ля Панн за 28 дней Эренбург пишет роман Необычайные приключения Хулио Хуренито и его учеников. События романа разворачиваются перед Первой мировой войной. Некий мексиканец Хулио Хуренито (дань дружбе с Риверой), претендующий на роль учителя жизни, собрав учеников разных национальностей, отправляется путешествовать по Европе, Африке и Советской России. Цель – подорвать священные мифы Европы, ее самодовольные представления о религии и политике. Участникам путешествия становится ясно, что главными проблемами 20 в. будут немецкий фашизм, советский тоталитаризм и еврейский вопрос. Первые два, хоть и замешаны на разных идеях господства – националистической и интернациональной, тем не менее, обнаруживают немало сходных черт. Евреи же оказываются врагами и тех, и других. Эренбург в романе предвосхитил массовые убийства евреев, даже угадал тот факт, что к Японии будет применено сверхмощное оружие.

     Это произведение поражает дословно угаданными на десятилетия вперед идеями, борьба которых определила основные катаклизмы 20 века. Этот любимый роман Эренбурга, с которым он сам хотел бы войти  в историю, был опубликован в  Берлине в начале 1922 и сделал Эренбурга писателем с мировым именем. В России вышел 15-тысячным тиражом в 1923, был снабжен предисловием Бухарина, выдержал два издания. Вплоть до 1960-х роман в СССР не переиздавался, а в собрании сочинений в 1963 был опубликован без предисловия Бухарина и с купюрами в тексте, где речь шла о Ленине.

       Многие фрагменты романа оказались  пророческими. Одна из глав была  посвящена В.И. Ленину, которого Эренбург уподобил Великому Инквизитору Ф.М. Достоевского. Впрочем, Ленину роман понравился.

       В 1921 - 24 Эренбург живет в Берлине,  сотрудничает в журналах "Русская  книга" и "Новая русская  книга", где печатает статьи  о современном русском искусстве.  Публикует книги "Портреты  русских поэтов" и "А все-таки  она вертится". после прихода в 1924 году во Франции к власти «Левого блока» получил разрешение жить во Франции, и с этого времени жил преимущественно в Париже. До 1923 года еще продолжал писать и публиковать стихи, затем полностью переключился на прозу.

     Стихотворение "И дверцы скрежет..." автор включил  в сборник "Не переводя дыхания", который готовился к печати в  Питере в 1924 году. К тому времени  русская издательская деятельность в Берлине, где тогда жил Эренбург и где в 1921-23 годах вышло 13 его  книг, включая 4 стихотворных, практически  сошла на нет. Договорившись с Ленгизом об издании своего нового романа "Рвач", Эренбург поставил предварительным условием (роман сулил издательству немалую прибыль) выпуск сборника сорока стихотворений (20 уже печатавшихся в его берлинской книжке "Звериное тепло" и 20 - новых, написанных - это признавал и сам автор - под влиянием любимого им Пастернака). Издательство охотно согласилось; однако, когда дошло до дела, цензура запретила "Рвача" к изданию на всей территории СССР, так что и о выпуске поэтического сборника речи уже не вели. Рукопись его в издательстве потеряли, а второго экземпляра автор не сохранил. В итоге из 20 стихотворений 1923 года при жизни Эренбурга было напечатано всего два, еще два напечатали в 1977-м, разыскав их в архиве Эренбурга, а в 1984-м я нашли еще 4 стихотворения в Питере среди писем и бумаг друга Эренбурга поэтессы Елизаветы Полонской и напечатали их в альманахе "Поэзия".

     В 1920-е годы написал более двух десятков книг, в которых преобладал критический (а зачастую и остросатирический) взгляд как на буржуазное, так и на советское общество. Критике первого посвящены романы «Трест Д. Е. История гибели Европы» (1923), «Любовь Жанны Ней» (1924) и повесть «Лето 1925 года» (1926). В сборнике рассказов «Неправдоподобные истории» (1922) Эренбург продолжил критиковать бюрократизацию и репрессивный характер советского режима, в романах «Жизнь и гибель Николая Курбова» (1923), «Рвач» (1924) и повести «В Проточном переулке» (1927) он критически описывает жизнь во времена НЭПа. В некоторых произведениях, особенно в сборнике новелл «Тринадцать трубок» (1923), критическая направленность сочетается с попыткой философского осмысления жизни. Хотя многие его произведения позитивно оценивались рядом советских писателей и критиков, среди советских критиков преобладала точка зрения на Эренбурга как на «нигилиста», «циника» и «представителя новобуржуазного крыла литературы».

Информация о работе Творчество Ильи Эренбурга 20-30-х гг