Творчество Ильи Эренбурга 20-30-х гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:14, реферат

Описание работы

Его печатали все центральные газеты. Двадцатилетним юношей Илья обратил внимание своими стихотворениями. О них с восторгом отзывались Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам. Потом его увлекла журналистика, и одновременно он занялся прозой. Как правило, его книги на полках не залеживались. Их читали, о них горячо спорили. Нередко произведения Эренбурга подвергались разгрому официальных критиков, но рядовые читатели их единодушно поддерживали. Популярность Эренбурга росла из года в год.

Работа содержит 1 файл

реферат леднева.docx

— 37.38 Кб (Скачать)

     В 1928 году Эренбург написал роман «Бурная  жизнь Лазика Ройтшванеца», героя которого критики прозвали «еврейским Швейком». В романе вновь сатирически изображены как буржуазное, так и советское общество, в то же время произведение пронизано еврейскими философскими притчами. Роман Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца – представляет собой собрание анекдотов и историй из жизни персонажа еврейского фольклора – нищего загнанного портняжки из Гомеля, которого эксплуатируют все, кому ни лень. По сути это повествование о еврее, который, отказавшись от традиционного образа жизни, пытается найти свое место. В СССР публикация романа, вышедшего в Европе в 1928, была запрещена (он был опубликован в СССР только в 1989). Советские критики полагали, что жалкая фигура главного героя может способствовать развитию антисемитизма. В то же время член Политбюро Лазарь Каганович, наоборот, считал, что от романа, как от любого произведения, описывающего страдания евреев, веет «еврейским национализмом».

     В период с 1928 по 1932 Эренбург создает  цикл публицистических книг, в центре которых – рассказ об отдельных  отраслях капиталистической экономики, производящих «изобилие и кризисы, оружие и сны, золото и одурь», и  алчности их хозяев-миллионеров.  
В период Великой депрессии Эренбург создал серию романов и очерков под общим названием «Хроника наших дней» («Единый фронт», «10 л.с.», «Фабрика снов» и др.), в которых в художественной форме описал механизмы, движущие капиталистическим производством.             

     В 1932 Эренбург становится парижским корреспондентом  «Известий». Статус советского журналиста делает его из частного лица официальным представителем писателей, ставших на сторону Советской власти. В Европе существовало нескрываемое предубеждение против советских писателей. Но, благодаря тому, что книги Эренбурга печатались в Европе, он мог вести диалог с западноевропейскими писателями как полноправный участник литературного процесса. В то же время, благодаря Эренбургу, Советы имели уникальную возможность устанавливать прямые контакты с европейскими интеллектуалами, чем они не раз пользовались в политических целях.  
      В Париже помимо статей для «Известий» и публицистики Эренбург работает над «советским», как он сам его называл, романом День второй (1933), написанным по впечатлениям от своих поездок по стране в 1932. Главный герой, работающий в тяжелейших условиях на строительстве домны, не может преодолеть внутренний конфликт и в результате кончает жизнь самоубийством.

     Стараясь  не приукрашивать действительность со всеми ее сложностями и проблемами, Эренбург тем не менее написал вполне «советский» роман об энтузиазме «строителей новой жизни», и после этого романа был фактически принят в ряды советских писателей. Советская критика восприняла роман неоднозначно, но положительные оценки преобладали. После поездки в 1934 году по северу страны Эренбург написал роман «Не переводя дыхания» (1935), который был чрезвычайно благожелательно принят советской критикой, но сам автор счел его неудачным.

     Приход  в 1933 году к власти в Германии фашистов окончательно сделал Эренбурга «советским». Он был одним из организаторов  Международных конгрессов писателей  в защиту культуры, которые прошли в 1935 году в Париже и в 1937 году в  Мадриде. Написал несколько циклов антифашистских очерков, статей и памфлетов, описывал борьбу с фашизмом во Франции, Австрии, Испании и других европейских  странах, где бывал в качестве корреспондента.

     В период Гражданская война в Испании 1936-1939 годов Эренбург большую часть времени находился в этой стране, написал множество статей и очерков, а также роман «Что человеку надо» (1937). Помимо журналисткой работы он выполнял также ряд дипломатических поручений. В 1938 году, после пятнадцатилетнего перерыва, Эренбург вернулся к поэзии и продолжал писать стихи до конца жизни.

     Эренбургу удалось уклониться от участия в  кампании по шельмованию «врагов  народа», чему во многом способствовало его отсутствие в СССР большую  часть периода репрессий. Тем  не менее, он находился в Москве с  декабря 1937 года по апрель 1938 года, присутствовал  на процессе «правотроцкисткого блока» (где одним из обвиняемых был его друг Н.И. Бухарин), но отказался писать об этом процессе.

     После захвата Франции немцами в 1940 году Эренбург окончательно вернулся в СССР. Он начал писать роман  «Падение Парижа», в котором показывал  Францию 1936–1940 годов и обличал  французскую элиту, приведшую страну к поражению. Однако из-за антифашисткой направленности роман встретил трудности при публикации (статьи Эренбурга перестали печатать еще в 1939 году, перед подписанием "Пакта Молотова – Риббентропа"). Первая часть романа вышла в начале 1941 года, но с публикацией второй возникли проблемы. Однако 24 апреля 1941 года Эренбургу позвонил И.В. Сталин, одобрил первую часть романа и в ответ на высказанное писателем опасение, что продолжение не будет напечатано, пошутил: «А Вы пишите, мы с Вами постараемся протолкнуть и третью часть». Сам Эренбург воспринял этот звонок как предупреждение о неизбежности войны СССР с фашисткой Германией. Окончание работы над романом и его полная публикация пришлись на 1942 год. В том же году роман был удостоен Сталинской премии.

     Эренбург  всегда стремился к тому, чтобы  СССР и Европа лучше знали друг друга, прежде всего — в сфере  культуры. Он, как и М. Кольцов, пользовался  благосклонностью Сталина. Ему разрешали  свободно выезжать за границу, посылали на международные конгрессы, на которых  он фактически выступал как защитник сталинского режима. Он стал дважды лауреатом Сталинской премии (1943, 1948) и лауреатом Международной Ленинской  премии (1952).

     Тем не менее, жизнь Эренбурга — одна из загадок диктатора. Как пишет  С. Поварцов: «Осуществляя злодейские планы по уничтожению людей, Сталин проявлял редкостную (для параноика) практичность». По версии критика, Сталин выбирал между Эренбургом и Кольцовым. Оба хорошо знали Европу, широко печатались, были знамениты. У обоих имелись равные шансы претендовать на звание «международного шпиона». В своих кровавых расчетах Сталин был прагматиком, он подходил к человеку с сугубо утилитарной меркой «нужен — не нужен». Кто-то или что-то требовалось ему в одном экземпляре: один МХАТ, один Булгаков, один Эренбург... Режим нуждался в лицах-символах, способных гипнотизировать и формировать международное общественное мнение. Сталин гениально воспользовался революционным энтузиазмом целого народа, сумев отвести его глаза от очевидных параллелей советского социализма с нацистским режимом в Германии" .

     Много сил Эренбург посвятил ознакомлению русских читателей с западной культурой. Еще в 1910-х годах он начал переводить на русский язык французских поэтов: средневековых (Ф. Вийон, П. Ронсар, И. Дю Белле), символистов (П. Верлен, А. Рембо) и своих современников (Г. Аполлинер, Ф. Жамм), а также средневековых испанских поэтов. Позднее он переводил стихи латиноамериканских поэтов (П. Неруда, Н. Гильен). В 1920-е годы Эренбург пропагандировал передовое западное искусство (литературу, живопись, кино) в своих лекциях.

     После длительной болезни 31 августа 1967 Илья Эренбург умирает в Москве. Опасаясь, чтобы похороны Эренбурга не превратились в очередное выступление против цензуры, официально не было объявлено  ни о похоронах, ни о гражданской  панихиде. Тем не менее, собралось 15 тыс. человек. Писатель был похоронен  на Новодевичьем кладбище.  
      Сегодня лучше видно, насколько мужество и добрые дела Эренбурга перевешивают компромиссы в его жизни и творчестве, поскольку они пришлись на период диктатуры и террора. Несмотря на десятилетия лицемерия, ему все же хватило мужества возродить память о своем обреченном поколении. «Если человек за одну жизнь много раз меняет кожу, почти как костюмы, то сердца он все же не меняет – сердце одно», – писал он в мемуарах.
 
 

 

     

     Список  использованной литературы 

  1. Эренбург И.Г. Люди. Годы. Жизнь (Собр. соч. в 9 томах, М.: Худ. литература, 1962–1967, т. 8 и 9).
  2. Воспоминания об Илье Эренбурге. Сборник (сост. Г. Бялая, Л. Лазарев). М.: Сов. писатель, 1975.
  3. Рубашкин А. Илья Эренбург: Путь писателя. Л.: Сов. писатель, 1990.
  4. Сарнов Б. Случай Эренбурга. М.: Текст, 2004.
  5. Эренбург И. Письма 1908–1967. В 2 т. (Изд. подгот. Б.Я. Фрезинским). М.: Аграф, 2004
  6. Частично использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина.
  7. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
  8. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
  9. Поварцов С. Причина смерти - расстрел. М., 1996. С. ПО, 129
  10. Страничка Ильи Эренбурга на сайте "Мир Марины Цветаевой"
  11. Анатолий Королёв: "Почему Сталин не тронул Эренбурга?" на сайте "РИА Новости"

Информация о работе Творчество Ильи Эренбурга 20-30-х гг