Универсальное телевидение на примере государственного телеканала "Россия 1"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цель: доказать, что телеканал «Россия 1» является универсальным.
Задачи:
Рассмотреть типологические характеристики телевизионного канала;
Проанализировать информационные потребности аудитории;
Рассмотреть типологические характеристики телеканала «Россия 1»;
Проанализировать эфирную сетку телеканала «Россия 1» и качество удовлетворения информационных потребностей зрителя.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 156.00 Кб (Скачать)
  • Характеристики условий (экономических, географических, временных), при которых происходит подключение аудитории к потреблению информации.
  • Характеристики включенности аудитории в процесс потребления массовой информации через различные каналы СМИ, связанные с фиксацией ее реального коммуникативного поведения. Условно эти характеристики разделяются на два вида. Первый – это показатели владения тем или иным источником массовой информации (наличие телеаппаратуры). Второй – признаки, позволяющие оценить степень включенности аудитории в процесс потребления массовой информации (частота, интенсивность, регулярность обращения к тому или иному источнику, затраты времени на контакты с ним).
  • Характеристики отношения аудитории к материалам средств массовой информации, выражающиеся в степени удовлетворенности, оценках, мнениях, пожеланиях (оценка оперативности, уровня критичности, объективности, актуальности, конкретности и т.д.).
  • Характеристики информированности аудитории о различных сферах действительности, событиях, фактах, отражающихся в сообщениях средств массовой информации, а также информированности о деятельности самих СМИ.
  • Характеристики, связанные с участием аудитории в производстве и ретрансляции информации (в том числе обсуждение, использование полученной информации в различных сферах деятельности респондентов, обращение в СМИ, нештатное сотрудничество) 9.
 

     Информационные  потребности аудитории – одно из ключевых понятий, которое оказывает  решающее влияние на телевизионный  канал, его программную политику, информационный контент и сетку вещания.  Необходимо различать понятия потребности аудитории и интересы аудитории. Индивид руководствуется интересом в поиске нужной информации, в то же время интерес всегда находится на поверхности. Потребности также нужны и полезны для аудитории, и часто они не осознаются ею. Исходя из этого, существует три типа поведения телевизионных каналов по отношению к аудитории:

  • лобовой – удовлетворение потребностей, не связанное с интересом;
  • хвостистский – удовлетворение интересов при полном невнимании к потребностям;
  • реалистический – творческое сочетания внимания к интересам и потребностям.
 

     Анализируя  содержание информационных потребностей и их удовлетворение массовыми средствами информации, следует учитывать образ жизни населения.

     Проведенные социологические исследования показывают, что увеличение роли телевидения  в удовлетворении информационных и  культурных запросов особенно заметно  в группах, чей образ жизни  характеризуется, во-первых, повышением степени урбанизированности среди населения малых городов и сел, во-вторых, большим количеством свободного времени, в третьих, большей ориентацией на домашнее времяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной жизни. В то же время такие характеристики образа жизни, как проживание в культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная активность участия в общественной работе, трудовая деятельность, связанная с решением управленческих, общественных и творческих проблем, порождают специфический комплекс информационных потребностей, которые удовлетворяются чтением газет, книг, журналов. Таким образом, если эффективность телевидения зависит от факторов вне трудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам (в том числе и к специальной литературе) связано в первую очередь с характером его профессиональной деятельности, статусом личности, т. е. с его трудовой сферой. Для определенных групп населения телевидение стало доминирующим каналом удовлетворения всех культурных запросов и интересов, занимая большую часть их свободного времени. А для людей, активно вовлеченных в другие виды духовной жизни и пользующихся широким спектром источников печатной и межличностной информации, телевидение выполняет лишь второстепенные функции.10

     Фрагментация  аудитории — процесс очевидный  и необратимый, напрямую связанный с увеличением числа доступных зрителям телеканалов. В целом для новых масс-медиа характерно сегментировать, дифференцировать аудиторию, которая, будучи огромной по численности, не является более массовой в смысле одновременности и единообразия принимаемых программ. Новые средства массовой информации перестали быть массовыми в традиционном смысле слова, когда подразумевается, что ограниченное число сообщений посылается однородной многочисленной аудитории.11

     Среди факторов, определяющих как изменение  образа жизни, так и содержание информационных потребностей личности, первостепенную роль играет уровень образования. Повышение  образования имеет двоякое влияние на характер информационных потребностей и эффективность СМИ в их удовлетворении. До получения среднего образования наблюдается постепенное развитие информационных потребностей «вширь» и повышение активности потребления массовой информации в целом. Особенно быстро возрастает роль телевидения. Дальнейшее повышение уровня образования такого резкого «расширяющего» влияния на информационные потребности не оказывает. В возрасте старше 18 лет основное значение приобретает тип образования (гуманитарное, техническое и т.п.), в соответствии с которым происходит углубление и дифференциация информационных потребностей, а также функций, выполняемых СМИ. Общим для групп различного типа высшего образования является возрастание роли и эффективности использования печатных источников информации, а также межличностного общения на работе. В использовании же телевидения как средства приобщения к культуре наблюдаются заметные различия: в группах с техническим, сельскохозяйственным, экономическим высшим образованием эффективность телевидения остается сравнительно высокой, в то же время люди с высшим гуманитарным образованием ставят на первое место литературно-общественные журналы, книги и т. д., оставляя телевидению лишь роль информатора о текущих событиях культурной и политической жизни и развлекателя.12

     Массовая  аудитория обращается к телевидению  преимущественно в свободное  время, чаще всего вечером после  рабочего дня или в дни отдыха, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности, со способностью «вписать» передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню.

       «Принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру и темпоритм, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.

     Тележурналисты  лишь в том случае полно выполняют свои задачи, когда учитывают ориентацию зрителя на телевидение как фактор проведения свободного времени прежде всего. Но в то же время они обязаны готовить насыщенные передачи о событиях дня, что поможет не терять связи с миром и удовлетворить желание получать практические советы по самым разным вопросам.

     В целом вся система массовой информации рассчитана на все население страны, местные средства, соответственно, на все население того региона, в котором они действуют. Таким образом, универсальный телеканал, исходя из своей информационной политики, рассчитан на удовлетворение всех информационных потребностей абсолютно всех слоев населения.

     Качественная  телепрограмма универсального телеканала должна давать аудитории широкий  взгляд на мир, расширять горизонты  зрителя, уважать достоинство человека, давать новости в духе объективности, отражать плюралистический характер общества. Для этого государством вводятся ограничения времени, отводимого на рекламу, и множество оговорок, касающихся нравственного уровня передач, особенно тех, что, предназначаются для детей и подростков. Телевидение не должно расшатывать устои общества.13

     Залог успеха телеканала – постоянная включенность редакции в заботы и интересы своих зрителей. Для этого требуется специальное изучение аудитории, которое дает журналисту возможность добиться высокой результативности труда.14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Универсальность как главная характеристика телеканала «Россия 1»

§1. Типологические характеристики телеканала «Россия 1»

     Всероссийская государственная телевизионная  и радиовещательная компания (ВГТРК) была образована Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1990 г. 13 мая 1991 г. началось вещание телеканала РТР, который с 2010 года стал называться «Россия 1».

       «Россия 1» – один из двух национальных телеканалов, вещание которых покрывает практически всю территорию России. Его аудитория составляет 98,5 процента населения России. Более 50 миллионов телезрителей смотрят телеканал «Россия 1» в странах СНГ и Балтии. После начала вещания международной версии "РТР-Планета" аудитория канала существенно увеличилась. Сегодня его программы смотрят жители Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки.15

     Канал «Россия 1» как национальное телевидение включают в себя некоторое сочетание поддержки государственной власти и определенной государством национальной идентичности. Под национальным телевидением понимается телевидение (и вещательная структура), имеющее некоторые скрытые или явные обязательства по укреплению государствообразующего общества независимо от его моно- или многонационального характера и рассматривающееся в качестве государственного инструмента формирования образа государства в народных массах. Потребность в телевизионной службе с функциями, отличными от рыночных, в конечном счете, основывается на необходимости укрепления идеи общества, усиления демократических ценностей и идеи государства.16

     Однако  часто руководство телеканала «Россия 1» слышит обвинения в однобокости  подачи информации телезрителям. Информационные выпуски чаще всего начинаются с сюжетов о президенте и правительстве. От их решений зависят изменения, происходящие в стране. Хотим мы того или нет, они, как правило, главный источник информации, новостей.17

     В защиту канала, стоит согласиться, что  ВГТРК существует не в безвоздушном пространстве и, как любое средство массовой информации, находится под  воздействием множества разных сил и векторов, но давлением это называть неверно. Это нормальная среда существования, включая систему взаимоотношений с владельцем. Это касается всех СМИ независимо от их формы собственности.18

     ВГТРК — корпорация, выполняющая социальные функции в области телерадиовещания, — имеет двойной источник финансирования: госбюджет и доходы от рекламы. По сути дела сегодня никакого контроля со стороны государства нет. Более того, нет государственного телевидения как такового: то, что называется Государственной телерадиокомпанией, на самом деле существует за счет рекламы – государство выделяет в лучшем случае лишь треть необходимых средств.19 В связи с существенным сокращением количества государственных СМИ уменьшилась доля бюджетного финансирования средств массовой информации. На место государственной монополии приходит конкурентный рынок СМИ. Развивается процесс их коммерциализации.20

     Причем  эти бюджетные средства не используются для финансирования телеканала «Россия 1». Более того, часть доходов, полученных от рекламной деятельности, телеканал «Россия 1» направляет на дофинансирование социальных проектов ВГТРК: телеканала «Россия К», радиостанций «Радио России», «Маяк», «Культура». Из всех проектов ВГТРК лишь телеканал «Россия» является самоокупаемым.21

     Между тем телевидение всего лишь продает товар и старается торговать именно таким товаром, который будут покупать, то есть делать именно такие передачи, какие будет смотреть публика. Коль скоро ТВ зависит от рекламы, а стоимость рекламной минуты определяется рейтингом передачи, в которую она включена, то любое коммерческое телевидение, хотим мы этого или нет, подстраивается под «самого широкого» зрителя.22

       Но зрителям нужны не просто  какие-либо программы, им нужны  интересные и нужные программы.  Важнейшим условием, вытекающим из этого положения, становится необходимость постоянного обновления, новаторства в производстве программ. Даже наиболее известные телепрограммы со временем теряют свою популярность, поскольку в свободное время зрители постоянно стремятся к новым развлечениям.23

     Определенная  общность людей, составляющих аудиторию  телевизионного СМИ, складывается уже  из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп.24

     В этом плане, даже, оставаясь наиболее консервативным, телеканал «Россия 1» идет по этому пути улучшения своей сетки вещания. Сложность заключается в том, что информационные потребности и интересы его многочисленной и разношерстной аудитории слишком велики количественно. Удовлетворяя запросы одного человека, канал рискует потерять другого зрителя, который просто переключит на другую кнопку.

     Большие телевизионные каналы, подобно «России 1» - не всегда лучшая площадка для эксперимента. Эксперимент – это, прежде всего, удел телевизионной периферии. Телевидение - мир очень серьезных цифр, большой ответственности, стабильной сетки и аудитории.25

Информация о работе Универсальное телевидение на примере государственного телеканала "Россия 1"