Универсальное телевидение на примере государственного телеканала "Россия 1"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цель: доказать, что телеканал «Россия 1» является универсальным.
Задачи:
Рассмотреть типологические характеристики телевизионного канала;
Проанализировать информационные потребности аудитории;
Рассмотреть типологические характеристики телеканала «Россия 1»;
Проанализировать эфирную сетку телеканала «Россия 1» и качество удовлетворения информационных потребностей зрителя.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Введение

     Телевизионный канал «Россия 1» имеет статус государственного общероссийскогого  средства массовой информации. На сегодняшний  день российская аудитория имеет  массу альтернативных источников информации, которые могут удовлетворить  ее интересы и потребности. Первостепенная задача телеканала «Россия 1» - это сохранение устойчивого интереса телезрителей к программам, которые он предлагает. 

     Актуальность  выбранной темы состоит в том, что сегодня наиболее оптимальным вариантом для телеканалов в общем является их специализация, то есть целенаправленная работа для некоторой части из общего числа всех телезрителей. Однако совсем другая ситуация у канала «Россия 1». Согласно типологической характеристике, он позиционирует себя как универсальный телеканал. Это означает, что задачи «России 1» усложняются в несколько раз. Телеканал должен сконструировать свою сетку вещания таким образом, чтобы удовлетворить информационные потребности и интересы как можно большего количества телезрителей.  

Степень изученности темы: существует ряд источников, предоставляющих информации о данном телеканале в 90-е годы, что нельзя сказать о современном этапе. Телеканал «Россия 1» на сегодняшний день динамично развивается и стремится удержать свои лидирующие позиции в условиях жесткой конкуренции всех видов массовой информации. Залогом конкурентоспособности «России 1» является ориентация на широкого зрителя, чему и подчиняется его программная политика и программная сетка вещания. Таким образом, при исследовании телеканала первой необходимостью является эмпирический анализ, то есть наблюдение за теми программами, которые вещаются на «России 1». 

Цель: доказать, что телеканал «Россия 1» является универсальным. 

Задачи:

  • Рассмотреть типологические характеристики телевизионного канала;
  • Проанализировать информационные потребности аудитории;
  • Рассмотреть типологические характеристики телеканала «Россия 1»;
  • Проанализировать эфирную сетку телеканала «Россия 1» и качество удовлетворения информационных потребностей зрителя. 
 

Объект: телевидение универсального типа. 

Предмет: телеканал «Россия 1» как пример универсального телевидения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Телевизионный канал и зритель как взаимодействующие системы 

§1. Типологические характеристики телевизионного канала

     XX столетие – век телевидения. В сущности, ни одно из многочисленных достижений научно-технической революции не вошло столь быстро в быт всего человечества и не оказало на его развитие столь коренного и всеобъемлющего влияния, как это произошло с телевизионным вещанием – самым массовым, а, следовательно, изначально самым демократичным средством информации.

     Будучи  одним из наиболее совершенных на сегодняшний день средств отражения  реальной действительности, жизни общества во всех ее проявлениях, телевидение  в то же время представляет собой богатейший источник информации.1

     Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек  может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять  функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры – интервью, репортаж, комментарий и др. – обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик.

     Опрос, проведенный в областных городах  Центра России, показал, что 99,7% опрошенных смотрят телевизор. Причем в своем  домашнем хозяйстве один телевизор  имеют 58,9%, два – 32,9%, три и более  – 7,6% населения. Телевидение в будние дни смотрят 2 часа 48 минут, в выходные – 3 часа 50 минут. 2

      

     По  способу трансляции:

  • эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя)
  • спутниковое (например, «НТВ плюс»)
  • кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).
  1. По типу деятельности:
  • вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру)
  • программопроизводящие (продюсерские фирмы)
  • дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).
 

 3.         По принципу образования:

  • из старых структур (ВИД, АТВ и т.п.)
  • новообразованные («ТВ-6 Москва», «Русская тройка видео» и др.).
 

 4.         По охвату аудитории:

  • общероссийское (Россия 1) – аналог Центрального телевидения (в еще большей мере это относится к следующему пункту)
  • межгосударственные (с некоторой натяжкой сюда можно отнести ОРТ)
  • региональные («Юг России»)
  • местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).
  1. По способу распространения телесигнала:
    • общенациональные (ОРТ, Россия 1)
    • сетевые («ТВ-6 Москва»)
    • местные.

     6.         По специализации программ:

  • общие (ВИД и т.п.)
  • специализированные (ВоенТВ).
 

 7.         По форме собственности:

  • государственные
  • негосударственные, среди которых имеются все разнообразные дозволенные законом формы собственности.3

     В то же время учет зрительских интересов  в условиях рынка сделал неизбежным новые подходы в дифференциации телеканалов. Кроме информационных программ по тематическому признаку строились музыкальные, кино, спортивные и другие программы; по адресному – программы для детей, молодежи, женщин и для другой аудитории. Кроме того, профилирование телеканалов шло по национальному, территориальному, временному признакам.4

По предметно-тематической направленности:         

     – универсальные;       

     – специализированные.

Универсальные реализуют модель "для всех обо всем". Это телеканалы, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни.

Специализированные  издания могут иметь модели:

     – "для всех не обо всем" (СТС, «Домашний»);

     – "не для всех не обо всем" (FAM TV, «Теленяня»).

     Телеканалы  универсального, или  общего, характера, программы которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач, предназначенных для всех категорий зрителей. На таких каналах должна быть сбалансирована разнородная информация, широкий спектр программ, музыка, спорт, передачи для детей, игры и ток-шоу.5

     Критериями  такого универсального характера считаются:

1) географическая  универсальность; 

2) удовлетворение  всех интересов и вкусов;

3) удовлетворение  интересов нацменьшинств; 

4) забота об общности и духе нации;

5) отстранение  от интересов частных лиц и  правительства; 

6) стремление  повысить качество программ должно  преобладать над стремлением,  расширить аудиторию; 

7) предоставление  свободы творческим работникам.6

     Расширилось функциональное многообразие СМИ. Увеличилось число информационных, художественных, музыкальных, развлекательных и других передач и соответствующих типов телевизионных каналов. Информация СМИ стала более разнообразна по тематике. Появляется все больше программ по таким интересующим аудиторию темам, как здоровье, домашнее хозяйство, культура, религия, эротика и др. Растет число телепередач, адресованных различным группам населения:

  • этническим;
  • региональным;
  • профессиональным;
  • конфессиональным;
  • возрастным (дети, молодежь, ветераны);
  • женщинам и мужчинам;
  • малым группам (семья, клуб) и др.7

     Руководство универсального канала должно непрерывно улучшать свое «меню», учитывать запросы аудитории, увеличивать выбор программ и проявлять большую чуткость к интересам потребителей.

     Назначение  всех средств массовой информации –  удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это, прежде всего, относится к телевидению, которое отличается тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ.

     Телевидение остается не только главным, но и единственным для значительной части российской аудитории средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения знаний, организации досуга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Понятие аудитории, ее информационные потребности 

     Телевидение способно охватить практически все  слои населения, что выгодно отличает его от других средств массовой информации. Следовательно, именно телевидение  способно воздействовать на аудиторию в крупных масштабах, изменяя общественное мнение, влияя на большинство аспектов жизни человека. В этом вопросе телевидение является неким монополистом, поэтому очень важно выяснить механизм взаимоотношения этого средства массовой информации и аудитории в целом. Для этого стоит понять, что же такое аудитория, какими характеристиками она обладает и какими потребностями и интересами она руководствуется, прибегая к телевидению как к источнику информации.

    Аудитория ТВ – это общее количество зрителей, имеющих возможность смотреть ТВ-программы.

    Различаются реальная и потенциальная аудитории конкретных передач, программ и телевидения в целом.

    Потенциальная аудитория – это число людей, имеющих техническую возможность смотреть передачи (наличие телевизоров и передающей сети в данной местности).

    Реальная  аудитория – число телезрителей, практически реализующих эту возможность.8

     Раскрыть  механизм развития, изменения такого сложного объекта как аудитория  СМИ, можно только системой показателей.

     К первой группе характеристик исследователи относят качественно-количественные признаки, с помощью которых описывается внутренняя структура аудитории, как относительно независимая от системы средств массовой информации. Среди них выделяются:

  • социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, социальное положение, профессиональная принадлежность, семейное положение);
  • социально-психологические характеристики (потребности, установки, мотивы, интересы).

     Вторая  специфическая группа признаков характеризует аудиторию в ее непосредственных взаимоотношениях со СМИ. Она может быть выражена рядом качественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребления массовой информации. Так выделяются следующие подгруппы признаков применительно к аудитории программ телевидения:

Информация о работе Универсальное телевидение на примере государственного телеканала "Россия 1"