Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:58, курсовая работа
ель работы – выявить и описать ключевые лексические единицы, отражающие особенности языковой личности Джорджа Уокера Буша, проявляющиеся в его политических выступлениях.
     Методы  исследования –  метод индуктивного анализа, метод верификации.
     Материалом для исследования послужили тексты 9 речей Джорджа Буша-младшего, опубликованные на интернет-сайте http://www.presidentialrhetoric.com.
Введение                                                                                                             5
1 Языковая личность                                                                                          8  
Языковая личность как объект лингвокультурологического
исследования                                                                                   8
Понятие языковой личности                                                            8
Трехуровневая модель языковой личности Ю. Н. Караулова    12
Компоненты языковой личности                                                   13
Анализ языковой личности                                                            15
Аспекты изучения языковой личности                                         16
2 Языковая личность политического лидера                                                 20 
Анализ языковой личности Дж. Буша                                           20
Заключение                                                                                                       31
Библиографический список                                                                            33
     В 
таком понимании понятие 
Факторами, формирующими языковую личность, являются:
Языковая личность обладает высоким уровнем языковой компетенции, если ежедневно повышает уровень речевой культуры, формирует коммуникативность, расширяет культурный уровень, формирует умение оценивать речевое поведение, обращена к современной языковой ситуации, к языку сегодняшнего дня, с большим вниманием относится к чистоте, правильности своей речи, ощущает себя творческой языковой личностью.
     В 
современной 
Речевая личность акцентирует функциональный аспект, это элемент парадигмы. Коммуникативная личность – это личность принимающая участие в коммуникации. Такая рубрикация соотносится с разграничением системных, функциональных и коммуникативных параметров высказывания.
Говоря о языковой личности, нельзя не упомянуть о речевом «паспорте» говорящего и о языковом идиостиле человека. Речевой паспорт — это совокупность тех коммуникативных особенностей личности, которые и делают эту личность уникальной. Идиостиль человека можно было бы трактовать как выбор говорящим тех или иных средств общения, поскольку стиль предполагает выбор. Речевой паспорт — это аспект коммуникативного поведения, а идиостиль — аспект коммуникативной компетенции. Компетенция также включает языковое чутье, т.е. систему бессознательных оценок, отображающих системность языка в речи и общественные языковые идеалы, и языковой вкус — систему установок человека в отношении языка и речи на этом языке.
Таким образом, под языковой личностью в рамках данного исследования понимается носитель языка, характеризующийся использованием системных средств этого языка для отражения своего мировоззрения.
1.3 Трехуровневая модель языковой личности Ю.Н.Караулова
Ю. Н. Караулов разработал уровневую модель языковой личности с опорой на художественный текст. Языковая личность, по его мнению, имеет три структурных уровня. Первый уровень — вербально-семантический (семантико-строевой, инвариантный), отражающий степень владения обыденным языком. Второй уровень — когнитивный, на котором происходит актуализация и идентификация релевантных знаний и представлений, присущих социуму (языковой личности) и создающих коллективное и (или) индивидуальное когнитивное пространство. Этот уровень предполагает отражение языковой модели мира личности, ее тезауруса, культуры. И третий — высший уровень — прагматический. Он включает в себя выявление и характеристику мотивов и целей, движущих развитием языковой личности.
Концепция трехуровневого устройства языковой личности определенным образом коррелирует с тремя типами коммуникативных потребностей — контактоустанавливающей, информационной и воздействующей, а также с тремя сторонами процесса общения — коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Уровневая модель языковой личности отражает обобщенный тип личности. Конкретных же языковых личностей в данной культуре может быть множество, они отличаются вариациями значимости каждого уровня в составе личности. Таким образом, языковая личность — это многослойная и многокомпонентная парадигма речевых личностей. При этом речевая личность — это языковая личность в парадигме реального общения, в деятельности. Именно на уровне речевой личности проявляются как национально-культурная специфика языковой личности, так и национально-культурная специфика самого общения.
1.4 Компоненты языковой личности
В содержание языковой личности В. А. Маслова включает такие компоненты:
     1) 
ценностный, мировоззренческий, компонент 
содержания воспитания, т.е. система 
ценностей, или жизненных 
     2) 
культурологический компонент, 
3) личностный компонент, т.е. то индивидуальное, глубинное, что есть в каждом человеке.
     Параметры 
языковой личности только начинают разрабатываться. 
Она характеризуется 
Языковая личность существует в пространстве культуры, отраженной в языке, в формах общественного сознания на разных уровнях (научном, бытовом и др.), в поведенческих стереотипах и нормах, в предметах материальной культуры и т.д. Определяющая роль в культуре принадлежит ценностям нации, которые являются концептами смыслов.
Культурные ценности представляют собой систему, в которой можно выделить универсальные и индивидуальные, доминантные и дополнительные смыслы. Они находят отражение в языке, точнее, в значениях слов и синтаксических единиц, во фразеологизмах, в паремиологическом фонде и прецедентных текстах (по Ю. Н. Караулову). Например, во всех культурах осуждаются такие человеческие пороки, как жадность, трусость, неуважение к старшим, лень и др., но в каждой культуре эти пороки имеют разную комбинаторику признаков.
     Для 
каждой культуры можно разработать 
параметры, которые будут своеобразными 
ее координатами. Такие параметры 
будут считаться исходными 
В. В. Красных выделяет в языковой личности следующие компоненты:
     1) 
человек говорящий — личность, 
одним из видов деятельности 
которой является речевая 
2) собственно языковая личность — личность, проявляющая себя в речевой деятельности, обладающая совокупностью знаний и представлений;
     3) 
речевая личность — это 
     4) 
коммуникативная личность — 
1.5 Анализ языковой личности
Языковая личность, будучи аспектом целостной личности человека, обладает всеми структурными характеристиками личности, включая наличие особой ценностной системы. Можно говорить об аксиологии языковой личности как о совокупности всех элементов общей ценностной иерархии индивидуального или коллективного сознания, связанных с лингвистическими явлениями. «Существует два типа подобных взаимосвязей:
     1. 
лингвистические единицы и 
     2. 
лингвистические единицы и 
Именно в личности, творящей культуру и живущей в ней, на передний план выходит социальная природа человека, а сам человек выступает как субъект социокультурной жизни.
Американский психолог А. Маслоу видит человека как бытие внутренней природы, которая почти независима от внешнего мира и которая есть исходная предпосылка всякой психологии, а жизнь в согласии с внутренней природой рассматривается как причина психического здоровья. Становление личности, с точки зрения А. Маслоу, — это движение к идеалу, в качестве которого выступает личность, всесторонне реализовавшая себя. Он пишет: «Человеческому существу, чтобы жить... необходимы система координат, философия жизни, религия (или заменитель религии), причем они нужны ему почти в той же мере, что и солнечный свет, кальций или любовь»6.
     Личность 
должна рассматриваться в перспективе 
культурной традиции народа, этноса, так 
как для рождения человека в человеке 
необходим культурно-
Категории культуры — это пространство, время, судьба, право, богатство, труд, совесть, смерть и т. д. Они отражают специфику существующей системы ценностей и задают образцы социального поведения и восприятия мира. Это своеобразная система координат, которая формирует языковую личность.
1.6 Аспекты изучения языковой личности
     Языковая 
личность в условиях общения может 
рассматриваться как 
Ценностный план коммуникативной личности содержит этические и утилитарные нормы поведения, свойственные определенному этносу в определенный период. Эти нормы закреплены в нравственном кодексе народа, отражают историю и мировосприятие людей, объединенных культурой и языком.
     Нравственный 
кодекс народа в языке выражается 
лишь частично. К числу языковых 
(и шире — коммуникативных) индексов 
такого кодекса относятся 
Существуют общечеловеческие ценности (как этические, так и утилитарные); ценности, свойственные определенному типу цивилизации (например, нормы поведения согласно тому или иному вероучению); ценности, характеризующие определенный этнос, а также подгруппы внутри этноса (такие этногрупповые ценности лингвистически выявляются в региолектах и социолектах). Наконец, выделяются ценности, свойственные малым группам, и индивидуальные ценности личности. Соответственно коммуникативную личность можно охарактеризовать в ценностном аспекте по соотношению доминантных ценностей, по степени их дифференциации и т.д.
     Познавательный 
(когнитивный) план коммуникативной 
личности выявляется путем анализа картины 
мира, свойственной ей. На уровне культурно-этнического 
рассмотрения (именно применительно к 
данному уровню обычно говорят о языковой 
личности) выделяются предметно-содержательные 
и категориально-формальные способы интерпретации 
действительности, свойственные носителю 
определенных знаний о мире и языке. Языковая 
категоризация мира проявляется, например, 
в корреляциях между эргативной конструкцией, 
сложной системой видовых различий, наличием 
категории определенности/