Заголовки СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:10, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в попытке нахождения наиболее действенных методов привлечения читательского внимания, а также проследить, какие заголовки наиболее привлекательны (и почему), какие методы дают долговременный результат, либо недостаточно эффективны в этом плане.
Задачи исследования таковы:
• определить набор выразительных средств, используемых при составлении заголовков
• проследить использование выразительных средств на конкретных примерах

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 80.77 Кб (Скачать)

  Значительно меньше исследований по проблемам языка  средств массовой информации. Здесь  кроме В.А. Костомарова, Г.Я. Солганика, Ю.А. Бельчикова, Т.С. Дроняевой, Н.И. Формановской, Д.Э. Розенталя, можно упомянуть еще  несколько имен. Следует особо  остановить внимание на стилистике речи В.В. Виноградова и стилистике современного русского языка Г.Я. Солганика и  Т.С. Дроняевой, а также на работах  Л.К. Граудиной, В.А. Ицковича, Л.П. Катлинской. Так, Г.Я. Солганик разрабатывает понятие  стиля массовой коммуникации, употребляя его в одном синонимическим ряду с публицистическим стилем. Он отмечает и такое современное языковое явление, как устная литературная речь, появившееся благодаря электронным  средствам (радио, телевидение, Интернет). Именно эта разновидность литературного  языка оказывает наибольшее влияние  на современную речевую ситуацию.[2]

  В силу различных причин в газетном языке быстрое, чем где бы то ни было, получают письменное отражение  те изменения, которые происходят в  разговорной речи. Это обстоятельство побуждает исследователей, стремящихся изучить процессы, характерные для современного языка, обращаться к материалу газет. Отдельные языковые явления в области современного словоупотребления, фразеологии, синтаксиса, представленные газетным материалом, изучены в настоящее время достаточно хорошо. Однако на вопрос о том, какое место принадлежит газетному языку среди других функциональных разновидностей языка, трудно дать вполне бесспорный ответ.

  В исследовании, специально посвященном  языку газеты, В. Г. Костомаров стремится  доказать, что язык массовой коммуникации представляет собой особый вид «функционально-стилевых единств». Для такого понимания статуса  газетного языка есть известные  основания. С точки зрения той  концепции функционально-стилевой дифференциации, которая была изложена выше, язык газеты, безусловно, представляет собой особый вид применения общелитературного  языка. В газете реализуется особое, при этом вполне определенное отношение  «сторон» речевого общения — отправите  ем здесь выступает «коллективный  автор», адресатом является так называемый массовый читатель, тематика обусловлена  актуальностью сообщаемых сведений именно для данного момента. Однако все это относится главным  образом к определенной части  газетного материала — к сообщениям о событиях. Несомненно, в настоящее  время можно говорить о существовании  в ряду других письменных стилей особого  функционального стиля — газетно-информационного. В какой мере с лингвистической  точки зрения он связан с языком других газетных жанров, остается спорным.

  В.Г. Костомаров считает, что «сегментация знакового продукта массовой коммуникации на усредненные стандарты и их повторяющееся использование не оптимальны для надежного кодирования  и передачи информации. Природа помех  диктует тут разбиение этого  продукта на контрастирующие сегменты, т. е. выделение, кроме стандартизованных, эмоционально-вербующих... С точки  зрения знакового продукта («слов, которыми говорится»), газетную коммуникацию при  всем ее фактическом речевом многообразии следует рассматривать как набор  противопоставляемых экспрессивных  и стандартизованных сегментов. При этом их маркированность и  нейтральность может существенно  отходить от аналогичного общеязыкового  противопоставления; она конструктивна  и, соответственно прямолинейна. Газетный текст в этом смысле синкретичен, пользуется без ограничений «всем  языком», но с обязательным осуществлением «созидающего взрыва»[3].

  Помимо  изучения общих особенностей публицистического  стиля и стиля и языка газет  исследователями разрабатывалась  и собственного проблема формирования заголовков в публицистике. Но хотя такие работы и были, их очень  немного.

  Э.А. Лазарева в своей работе «Заголовок в газете»[4] определяет заголовок «с одной стороны, как языковую структуру, предваряющую текст, стоящий «над» и перед ним. Поэтому заголовок воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста и имеющий определённую самостоятельность. С другой стороны, заголовок – полноправный компонент текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного произведения. Наряду с началом, серединой, концовкой заголовок составляет определённый план членения текста – пространственно-функциональный, или архитектонику текста». Прежде всего, заголовок выделяют материалы на полосе, отделяют их друг от друга. На выполнение такой задачи, по наблюдениям Э.А. Лазаревой, «направлены все заголовки, которые при этом выполняют графически-выделительную функцию. Указанная функция – единственная, которая реализуется неязыковыми средствами: с помощью шрифтовых выделений, использования цвета, графических средств (линеек, рисунков), приёмов вёрстки (размещения материалов на газетной странице)». «При первом знакомстве с заголовком, до чтения всего текста, замечает Э.А. Лазарева, реализуется также номинативная функция. Она состоит в том, что заглавия называют текст, выступают в качестве его имён, знаков», то есть, по мнению исследовательницы, заголовок аналогично любому имени собственному обозначает индивидуальный предмет (текст), в этом смысле он входит в систему «указателей». От элементов этой системы, называющих материальные предметы окружающей действительности, заголовки отличаются тем, что они, сами речевые явления, и связаны с их содержанием.

  Л.Г. Кайда отмечает, что, являясь как  бы первой проверкой взаимопонимания  автора и читателя, заголовок сам  по себе обычно выразителен настолько, что вызывает активную реакцию читателя. Ещё до знакомства с текстом читатель задумывается, будет заинтригован, переключится на ожидание – одним  словом, настроится на восприятие текста. И в этом – смысл заголовка  как коммуникативной единицы.[5]

И.П. Лысакова в своем  исследовании «Язык  газеты и типология  прессы. Социолингвистическое исследование» определяет методику социолингвистического  анализа газеты и  краткий очерк  истории советской  прессы 1918-2004 годов, приводит тексты из газет разных политических направлений, которые  дают представление  о роли прессы в  развитии демократического движения в СССР, постепенном разрушении идеологических стереотипов, об эволюции стиля  русской газеты в  годы перестройки.

Информационному подстилю газетных статей, в том числе  и их заголовков посвящена  работа Т.С. Дроняевой, которая так и называется «Информационный подстиль».

Анализом  языка центральных, краевых, республиканских, областных и районных газет занимается также кафедра  стилистики русского языка факультета журналистики МГУ  им. Ломоносова.

  Несмотря  на существование значительного  количества работ, в которых затрагиваются  различные проблемы текста массовой информации, многие аспекты этого  явления остаются еще неисследованными, требующими дальнейшей разработки. К  числу таких вопросов относится  и проблема статуса и роли заголовка  в массово-информационном дискурсе. Необходимость изучении заголовка, его места и роли и структуре  макротекста средств массовой информации продиктована как теоретическими проблемами, на решении которых нацелена лингвистика  текста, так и практическими задачами адекватной интерпретации текста.

  Данная  работа посвящена изучению и анализу  реальных способов и приёмов формирования текстов газетных заголовков. Журналистский  текст функционально эффективен тогда, когда оказывается способным  включить воображение читателя и  актуализировать его культурные знания. Существенное значение для  достижения эффективности имеют  начинающие публицистический текст  заголовки.

  Объектом  исследования, таким образом, является газетный заголовок в российских газетах. В качестве предмета изучения взяты стилистические и синтаксические приёмы, используемые в заголовках газет.

  Целью работы является выявление на материале  российских газет выявить пути формирования заголовков и закономерности их использования  в печати. Цель работы определила ее конкретные задачи:

  1. выявить свойства и признаки  публицистики и публицистического  стиля;

  2. рассмотреть характер изменений  заголовков газет во времени;

  3.определить  пути формирования газетных заголовков  в печатных российских изданиях.

  Структура: курсовая работа состоит из введения, 1 главы, включающей три параграфа, заключения и списка литературы.  
 

  1. Основные признаки  публицистического  стиля. Вопрос  о выделении газетного  стиля  

  Прежде  чем говорить о собственно заголовках газетных статей, необходимо осветить особенности всего публицистического  стиля в целом и газетного  подстиля в частности, так как  это необходимо для уяснения закономерностей  и путей формирования заглавия статьи.

  Публицистический  стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка  и широко применяется в различных  сферах общественной жизни: в газетах  и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового  читателя и документальное кино. В  различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название публицистического стиля  тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует  содержательные особенности относимых  к ней произведений.

  Важнейшие функции публицистического стиля - информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся  к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют  целью информировать как можно  более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов  на эти проблемы.

  Информирование  граждан о положении дел в  общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого  стили - функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы  рассказать о положении дел в  обществе, но и в том, чтобы убедить  аудиторию в необходимости определенного  отношения к излагаемым фактам и  в необходимости определенного  поведения. Публицистический текст  обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Вот несколько примеров экспрессивности  газетных заголовков: «Старый вагон  на новый лад. Москва не прощается  с чешскими трамваями», «Тайная перепись. Мосгоркомстат обещает не делиться информацией», «Грибник ошибается 1 раз», «Верной дорогой везете товарища! Три часа социализма на Трех вокзалах». Данные заголовки не просто обозначают тему сообщения, но эмоционально характеризуют  ситуацию, о которой рассказывает заметка.

  Газета - средство информации и средство убеждения. Она рассчитана на массовую и притом очень неоднородную аудиторию, которую  она должна удержать, заставить себя читать. Газету обычно читают в условиях, когда сосредоточиться довольно трудно: в метро, в поезде, за завтраком, отдыхая после работы, в обеденный  перерыв, заполняя почему-либо освободившийся короткий промежуток времени и т.п. Отсюда необходимость так организовать газетную информацию, чтобы передать ее быстро, сжато, сообщить основное, даже если заметка не будет дочитана до конца, и оказать на читателя определенное эмоциональное воздействие. Изложение  не должно требовать от читателя предварительной  подготовки, зависимость от контекста  должна быть минимальной. Статья начинается с заголовка, поэтому данные замечания  справедливы и к заглавию газетных статей.  

  2. Транформация газетных  заголовков в печатных  изданиях разных  лет

  Под газетным языком» Мы будем понимать все те материалы — разнообразные  по стилистической направленности и  даже по своему отношению к норме, которые объединяются газетной полосой  как документом, направляющим к массовому  читателю сообщения.

  Особое  место в газете занимает тот вид  сообщений, с которым может быть связано представление об отдельном  газетно-информационном стиле, выделяемом наряду с другими письменными  функциональными стилями (научным, официально-деловым, публицистическим). Собственно, с этой частью газетного  материала обычно и связывается  представление о «газетном языке», именно здесь в наибольшей мере воспроизводятся  те языковые «штампы», которые нередко  привлекают внимание пишущих о культуре речи. «Материальная», т. е. языковая, сторона  газетной информации представляет собой  достаточно определенную и сложившуюся  величину. Газетная фразеология более  или менее устойчива, синтаксис, отвечая требованиям точности и  однозначности, максимально отделен  от особенностей, присущих разговорной  речи. Это отражается как в общем  построении газетных статей, так и  в структуре собственно газетного  заголовка. Рассмотрим подробнее, как  изменялся вид газетного заголовка  под влиянием изменения языка  и общественной жизни.

  В России первые газеты — рукописные «вестовые письма» появились во времена царствования Михаила Федоровича с 1613 года. Позднее они были названы на европейский манер — «Куранты». Самым старым изданием такого рода из сохранившихся до наших дней считается экземпляр «Курантов», вышедший в 1621 году. Первой российской печатной газетой стала появившаяся в 1702 г. по указу императора Пётр I газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах». Первый лист этой печатной газеты появился в Москве 2 января 1703 года. Первый номер не сохранился, до нас дошел номер от 2 января 1703 г. Целью издания данного издания была пропаганда внешней и внутренней политики государства. Выходила под разными названиями – «Ведомости Московского государства», «Ведомости Московские», «Российские ведомости». Перестала издаваться через два года после смерти Петра I. «Санкт-Петербургские ведомости» (1727-1917) – первая газета, которую стала издавать Академия Наук, как правительственный орган. Это научное объединение стало центром интеллектуальной и культурной жизни России. С ним на протяжении почти полувека связано развитие отечественной журналистики и СМИ. «Московские ведомости» (1756-1800) – вторая газета в России, которая стала издаваться по инициативе М.В.Ломоносова тиражом около 600 экземпляров через год после открытия Московского университета.

Информация о работе Заголовки СМИ