Жанровое своеобразие женских глянцевых журналов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Глянцевые журналы существуют для того, чтобы с ними расслаблялись, обращались к ним за советом, если не знают, куда пойти вечером, какое надеть платье и сколько часов надо посвятить фитнес-залу, чтобы идеально сидели любимые джинсы.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретическое исследование 5

1.1 Место женской прессы в структуре СМИ 5

1.2 Тематическая наполненность женских глянцевых журналов 7

1.3 Подходы к определению жанра 9

1.3.1 Жанр в литературоведении 9

1.3.2 Определение жанра в СМИ 10

1.4 Типология жанров 11

Глава 2. Жанровое наполнение журнала Glamour. 17

Заключение 21

Источники и литература 22

Работа содержит 1 файл

жанровое своеобразие женских глянцевых журналов.docx

— 51.96 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
им. А. М. Горького
 

ФАКУЛЬТЕТ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И РЕКЛАМЫ 

Кафедра языков массовой коммуникации 

ЖАНРОВОЕ  СВОЕОБРАЗИЕ ЖЕНСКИХ ГЛЯНЦЕВЫХ  ЖУРНАЛОВ 
 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическое  исследование 5

1.1 Место женской  прессы в структуре  СМИ 5

1.2 Тематическая наполненность  женских глянцевых  журналов 7

1.3 Подходы к определению  жанра 9

    1.3.1 Жанр в литературоведении 9

    1.3.2 Определение жанра  в СМИ 10

    1.4 Типология жанров 11

Глава 2. Жанровое наполнение журнала Glamour. 17

Заключение 21

Источники и литература 22

 

Введение

        Глянцевые журналы  существуют для того, чтобы с ними расслаблялись, обращались к ним за советом, если не знают, куда пойти вечером, какое надеть платье и сколько часов надо посвятить фитнес-залу, чтобы идеально сидели любимые джинсы. Со временем глянцевый журнал стал другом миллионам современных женщин. Он создан с тем, чтобы удовлетворять все их информационные потребности и желания.

        Глянцевый журнал – это журнал, рассчитанный на определенную читательскую аудиторию и основной целью которого является формирование определенного стиля жизни у читателя и помощь в достижении успеха.

        Чтобы сделать свой журнал профессиональным и конкурентоспособным  журналисту необходимо совершить диалог между женщиной и глянцевым журналом, который возможен при условии  знания и умения журналиста писать в определенных жанрах, соблюдая очень  строгие каноны.

        В нашей работе мы рассмотрим жанровое своеобразие в женских глянцевых журналах на примере изданий «Glamour» №11 за ноябрь 2009, №12 за декабрь 2009, №1 за январь 2010 и №2 за февраль 2010.

        Цель исследования: охарактеризовать жанровое наполнение женского глянцевого журнала «Glamour».

        Цель определяет следующие задачи:

    1. Определить место женского глянцевого журнала в структуре СМИ;
    2. Выявить тематическую наполненность женских глянцевых журналов;
    3. Определить подходы к определению жанра;
    4. Представить тематическое наполнение женского глянцевого журнала «Glamour»;
    5. Дать общую характеристику жанров, представленных в женском глянцевом журнале «Glamour».

        Актуальность работы обусловлена тем, что в нашей стране активно развивается жанроведение как самостоятельная лингвистическая дисциплина.

        Методы  исследования: описательный, классификационный.

        Предмет исследования: женский глянцевый журнал «Glamour» за ноябрь 2009 года, декабрь 2009 года, январь 2010 года и февраль 2010 года.

 

Глава 1. Теоретическое исследование

1.1 Место женской  прессы в структуре  СМИ

        «Женские издания  в России появились еще в XVIII веке, но регулярно стали выходить в начале XIX»1. К таким журналам относились «Аглая», «Журнал для милых дам» и «Дамский журнал». Три десятка новых журналов возникли после отмены крепостного права: «Рассвет», «Лучи», «На помощь матерям», «Модный свет» и др. В годы советской власти основными женскими изданиями стали журналы «Советская женщина», «Работнца», «Крестьянка».

        «В период общественных перемен последнего десятилетия XX века женщина начала чувствовать себя более свободной и осознавать свое равенство с мужчиной не только в производственной и общественной сферах, но и в семье и личной жизни»2. Это произошло благодаря тому, что были сняты прежние запреты в средствах массовой информации на темы интимной жизни и прочего. И именно из-за этого более заметными стали роли подруги, спутницы мужчины, сексуального партнера. Хотя по-прежнему женщина воспринимается обществом прежде всего как воспитательница детей, хозяйка в доме, хранительница семейного очага.

        На сегодняшний  день «женская журнальная периодика занимает первое место среди других типов изданий по тиражам»3. К таким СМИ относятся журналы с явно женской тематикой, журналы, в которых основной аудиторией является женская, хотя они могут относится по содержанию к семейным или развлекательным журналам, издания о людях с громкими именами, полные сплетен, издания о моде и издания пропагандирующие определенный образ жизни, журналы по садоводству или домоводству.

        Также к специально адресованным женщинам СМИ мы можем отнести несколько десятков электронных изданий, чья читательская аудитория весьма велика, регулярные женские передачи на телевидении и радиоэфирные программы.

        Таким образом, мы можем  сделать вывод о том, что на сегодняшний день СМИ, адресованные женщинам, являются мощнейшим направлением современной журналистики.

        «Женский глянцевый журнал «Glamour» вышел на российский рынок 1 сентября 2004 года тиражом 300 тысяч экземпляров, в том же мини-формате, что и в большинстве европейских стран. Рекомендованная розничная цена журнала была довольно низкой – 40 рублей. Целевая аудитория журнала Glamour – это женщины в возрасте от 18 до 49 лет».4

 

1.2 Тематическая  наполненность женских  глянцевых журналов

        Тематическое содержание женской прессы отличается своеобразием. Современные издания для женщин чаще всего поднимают такие темы, как охрана материнства и детства, роль женщины в семье, здоровье женщины, ее психологическое самочувствие и  нравственное состояние, права женщин, социальное положение женщины, ее труд, материальное обеспечение, женщина  в быту, полезные советы и практическая помощь ей, взаимоотношения полов, духовный мир женщины, ее эстетические вкусы,  рукоделие, мода.

        В последние годы появились и темы, которые долгое время считались непубличными или  второстепенными, например сексуальные  отношения. В современных изданиях велика доля публикаций о моде, одежде, украшениях, о взаимоотношениях мужчин и женщин, любви и сексе, о светской жизни, женской элите, о содержании квартиры, дизайне и ремонте, сфере  обслуживания, торговле и услугах, о  финансовом положении семьи.

        В связи с особенностями  женской аудитории, ее психологического склада женским изданиям присуща  своя характерная стилистика, которую  возможно отнести к системообразующим  признакам прессы для женщин. «Характер женской прессы требует особой мягкой тональности, доброжелательного душевного настроя»5.

        При выборе манеры общения  с читателем предпочтение отдается задушевной беседе, контактным приемам, которые находят отклик в душе, ведут к взаимопониманию, ориентируют  на совместные размышления.

        «Изданиям для женщин не противопоказаны никакие жанры. Но предпочтителен выбор таких, которые позволяют наилучшим образом учесть особенности женской аудитории»6. Поэтому активно используются диалог, интервью, беседа, острая публицистическая или проблемная статья, портретный очерк. К числу весьма распространенных форм относятся информационная смесь, малые формы прозы и поэзии.

        Следует отметить популярность эпистолярных жанров, переписки с  читателями. У большинства женских  изданий имеется богатая почта. Письма читателей публикуются на страницах журналов и газет. Но даже не будучи опубликованными, они служат источником, поводом для актуальных выступлений, журналистских командировок, конструктивным основанием в разработке той или иной темы. «Весьма распространена в женской прессе справочная информация (советы, консультации). Встречаются очерки и зарисовки, хотя они практически исчезли из изданий общего направления. Популярны различные тесты, анкеты, игровые формы и юмор»7.

 

1.3 Подходы  к определению  жанра

1.3.1 Жанр в литературоведении

 

        Онлайн энциклопедия Кругосвет дает определение понятию «жанр» следующим образом: «исторически сложившаяся, удостоверенная традицией и тем самым наследуемая совокупность определенных тем и мотивов, закрепленных за определенной художественной формой, связывающая их между собой узнаваемыми чувствами и мыслями»8.

        Русская Википедия  определяет жанр как «общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством  заимствования и объединения  этих условий»9.

        Саморукова И.В.: «культурный  костяк, скелет произведения, который  внутри него индивидуализируется, подвергаясь  трансформациям. Художественное высказывание актуализирует жанровую модель, даёт импульс трансформациям и рождает  произведение»10.

        Гуревич С.М.: «под жанром журналистского произведения понимают устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики»11.

        «Представитель творческой памяти в процессе литературного  развития»12.

1.3.2 Определение жанра в СМИ

 

        Рассмотрим определение  В.Н. Вакурова, Н.Н. Кохтева и Г.Я. Солганика: «Жанр – это относительно устойчивая композиционно-речевая (композиционно-синтаксическая) схема, реализующая определенное абстрагированное отношение к действительности, то есть форму образа автора, определяющая способ отражения, характер отношения к действительности, степень и глубину охвата материала (масштаб выводов) и создаваемая относительно устойчивым соединением компонентов авторской речи, а также элементов авторской и чужой речи»13.

        Самарцев О. Р. в  учебном пособии «Современный коммуникативный  процесс. Ч. 2 Теория и методика журналистики» пишет о том, что «жанр в общем смысле - это тип, особая форма отображения реальной действительности, имеющий характерные для нее особенности»14.

        Майданова Л.М. в «Практической  стилистике жанров СМИ» пишет о том, что «жанры текстов, функционирующих  в средствах массовой информации –  это типовые текстовые формы, в которых закрепился речевой, текстотворческий опыт людей, общающихся в различных  сферах – научной, бытовой, официальной, религиозной и др.»15.

        В данной работе за основу берется следующее определение  жанра: «композиционно-речевая схема, закрепленная за определенной художественной формой и обладающая определенными  языковыми особенностями».

1.4 Типология жанров

        «В журналистике принято деление жанров на три основных вида: информационный, аналитический и художественно-публицистический»16.

Характеристика  информационных жанров

        Информационная  корреспонденция

        Детальная характеристика предмета (единичное событие, явление, действие), также возможен анализ. Информационной корреспонденции характерен большой  объем фактического материала.

        «Выразительные языковые средства желательны, но практически  используются не всегда и в разной мере. Бывает так, что кроме выразительного заголовка в публикации никаких  выразительных средств нет»17.

Информация о работе Жанровое своеобразие женских глянцевых журналов