Гендерные сереотипы в женских журналах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Современные СМИ занимают важное место в жизни общества, они предоставляют разнообразную информацию, а также возможности для самообразования и развлечения.

Журнал (печатное периодическое издание) является одним из основных СМИ, которое оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных общественных классов, политических партий, организаций. Особенностью журнала как медиа продукта является его «адресность», ориентация на определенную группу читателей. СМИ (в частности журналы) играют большую роль в формировании образа современного человека, как женщины, так и мужчины, так как российская пресса на данный момент переживает период бурного развития. Каждый месяц появляются новые издания, центральные и региональные, а существовавшие ранее меняют свою концепцию и политику. Особенно это заметно на примере, так называемой женской прессы – журналов для женщин. Женские портреты/образы в отечественной журналистике занимали и занимают особое место. «Портрет» (от франц. portrait – портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Гендер как междисциплинарная категория…………………………....6
Понятия пола и гендера………………………………………………………8
Использование гендерных стереотипов в женских журналах……………14

Глава 2. Гендерный аспект в женских журналах (на материале журнала «Cosmopolitan»)………………………………………………………………….22

2.1 Образ женщины на страницах журнала «Cosmopolitan»………………….23

2.2 Характеристика мужских образов, встречающихся в журнале «Cosmopolitan»…………………………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Курс. раб. Гендерные сереотипы в женских журналах.doc

— 208.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

на  тему:

«Гендерные  стереотипы в женских  журналах

(на  материале журнала «Cosmopolitan»)» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ставрополь, 2011

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Гендер как междисциплинарная категория…………………………....6

    1. Понятия пола и гендера………………………………………………………8
    2. Использование гендерных стереотипов в женских журналах……………14

Глава 2. Гендерный аспект в женских  журналах (на материале журнала «Cosmopolitan»)………………………………………………………………….22

2.1 Образ женщины на страницах журнала «Cosmopolitan»………………….23

2.2 Характеристика  мужских образов, встречающихся  в журнале «Cosmopolitan»…………………………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….34

Список  литературы………………………………………………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Современные СМИ занимают важное место в жизни общества, они предоставляют разнообразную информацию, а также возможности для самообразования и развлечения.

     Журнал (печатное периодическое издание) является одним из основных СМИ, которое оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных общественных классов, политических партий, организаций. Особенностью журнала как медиа продукта является его «адресность», ориентация на определенную группу читателей. СМИ (в частности журналы) играют большую роль в формировании образа современного человека, как женщины, так и мужчины, так как российская пресса на данный момент переживает период бурного развития. Каждый месяц появляются новые издания, центральные и региональные, а существовавшие ранее меняют свою концепцию и политику. Особенно это заметно на примере, так называемой женской прессы – журналов для женщин. Женские портреты/образы в отечественной журналистике занимали и занимают особое место. «Портрет» (от франц. portrait – портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Так же распространен психологический портрет, в нем автор посредствам внешности и речевой характеристики героя, раскрывает его внутренний мир, характер [6, с.250]. Не будет преувеличением сказать, что именно они во многом и определяли "лицо эпохи» [21, с. 16]. Так как типизированные портреты не только отражают сформированные в социальной жизни нормы и ценности, но и способствуют их распространению и социальному освоению, и даже создают новые поведенческие и эмоциональные идеи.

     Гендерно-ориентированные иллюстрированные журналы, т.е. журналы для женщин, являются не только трансляторами гендерной культуры общества, репрезентируя стереотипы женственности/мужественности, стратегии поведения и модели взаимоотношений как между полами, так и внутри одного пола, но и создателями «нового взгляда» или «нового стереотипа» современного человека.

     Можно предположить, что одной из задач этих изданий является попытка формирования идентификационной системы, «корпоративного стандарта», следование которому поможет реальным людям в повседневной жизни презентировать себя в качестве представителя. Иными словами, цель женских журналов - формирование гендерных стереотипов/типизированных портретов, характерных для данного социума; составление и тиражирование предписаний относительно того, что значит быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной» в том или ином обществе. Технология репрезентации гендера включает два основных компонента: идеологический или ценностный компонент, этикет и материально-вещную атрибутику.

     Идеологический компонент предписаний включает представление ценностей и мировоззрения. При этом декларируется система идей и взглядов. Предписания этикета и материально-вещной атрибутики задают поведенческие образцы для женщины и мужчины в повседневных ситуациях (на работе, дома, в дружеской компании и т.п.) и символы уместного для читателей потребления.

     Особенность иллюстрированных журналов заключается в том, что они претендуют на формирование стиля жизни своей читательницы.

     Актуальность исследования обусловливается тем, что на современном этапе развития общества гендерные стереотипы, транслируемые таким популярным типом изданий, как женские журналы оказывают огромное влияние на социальное позиционирование их читательниц и, опосредованно, мужчин, находящихся в той же социальной парадигме.

     Объектом исследования является журнал «Cosmopolitan».

     Предметом исследования являются гендерные стереотипы, транслируемые женскими журналами.

     Целью исследования является разностороннее изучение гендерных стереотипов в женских журналах, их функционирование в парадигме современного социума.

     Цель  определяет основные задачи исследования:

     1.Изучить теоретическую литературу по предложенной проблематике.

     2. Определить понятие «гендер».

     3. Проанализировать содержание журнала «Cosmopolitan» на предмет воспроизводимых им гендерных стреотипов.

     Методы исследования

     В качестве основного метода исследования используется метод научного описания, включающий приемы наблюдения, обобщения, интерпретации, классификации и систематизации основного материала.

     Курсовая  работа состоит из двух частей, введения, заключения и библиографического списка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Гендер как междисциплинарная категория 

     Гендер  – социальный пол, различия между  мужчинами и женщинами, зависящие  не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.).

        Концепция гендера появилась в социологии не так давно: в американской – в 70-е годы, а в России она стала особо привлекать внимание исследователей с начала 90-х годов. Можно отметить, что именно социальные трансформации конца 80-х начала 90-х годов явились главным фактором, повлиявшим в нашей стране на формирование нового направления в социальных науках, которое еще до конца не оформилось.

        Общепризнанно, что пол – это  биологическая характеристика человека, включающая отличительные признаки  мужчин и женщин на хромосомном, анатомическом, репродуктивном и гормональном уровнях, а гендер – это социальное измерение пола, т.е. социокультурный феномен, означающий, что такое быть мужчиной или женщиной в том или ином обществе. Например, мужчина может исполнять социальную роль, которая в данном обществе традиционно считается немужской (сидеть с детьми дома и не работать), но такое поведение не делает его "менее мужчиной" в физическом аспекте. Приемлемые и неприемлемые социальные роли для мужчин и для женщин задаются самим обществом, его культурой, нормами и ценностями.

        Концепция гендера складывалась  в американской социологии постепенно, и в разное время в фокусе  внимания социологов находились  следующие аспекты:

        - гендер как социальные роли  мужчин и женщин,

        - гендер как способ выражения  отношений власти,

        - гендер как система контроля  за поведением мужчин и женщин,

        - гендер как особый социальный  институт.

        Причем, большинство американских  социологов рассматривают социальное положение мужчин и женщин, их социальные роли в двух плоскостях – вертикальной: в контексте власти, престижа, дохода, богатства, и горизонтальной: в контексте функций в разделении труда и институционального анализа (семья, экономика, политика, образование).

        Сегодня гендерные проблемы –  это область междисциплинарных  исследований, привлекающие внимание  не только социологов, но и  психологов, антропологов, историков.

        Однако, если психологов в большей  степени интересует проблема  гендерной социализации индивида, усвоение ролей мужчины и женщины на индивидуальном уровне, а так же психологические различия мужчин и женщин (например, по таким аспектам, как агрессия, творчество, умственные способности), то социологов в большей степени интересуют проблемы социальных различий мужчин и женщин на институциональном уровне и факторы, влияющие на эти различия.

        Социология гендера появляется  на стыке двух ключевых вопросов:

        1. Существуют ли различия (кроме  физических) между мужчинами и  женщинами, а если существуют, то какие?

        2. Чем можно объяснить социальные  различия и социальные роли  мужчин и женщин – природой  или воспитанием – т.е. физическими  особенностями или социальными  факторами?

        И если первый вопрос не  вызывает больших споров (факт социальных различий признается большинством), то на второй вопрос исследователи дают разный ответ. Например, известный американский социолог Талкотт Парсонс выводил различия социальных ролей мужчин и женщин из их физических различий. А не менее известная антрополог Маргарет Мид, исследовав три общества Новой Гвинеи, пришла к выводу, что именно социокультурные факторы, а не физические, влияют на социальные роли мужчин и женщин.  

    1.1 Понятие пола и  гендера 

     Пол – системная совокупность биоралогических свойств, отличающих мужчину от женщины. Гендер (английское gender, от лат. gens – род) – социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества

     Пол – одна из самых сложных и многозначных научных категорий. Прежде всего, это понятие обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных (от лат. genero – рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Половые признаки неодинаковы у особей разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма (от греч. di- – вдвое, дважды, и morphe – форма), то есть расхождения анатомических, физиологических, психических и поведенческих признаков особей данного вида в зависимости от пола. При этом одни половые различия являются контрастирующими, взаимоисключающими, а другие – количественными, допускающими многочисленные индивидуальные вариации.

     Долгое  время половая принадлежность индивида казалась монолитной и однозначной. Однако в ХХ в. выяснилось, что пол – сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях индивидуального развития (онтогенеза).

     Согласно  схеме американского сексолога  Джона Мани, первичное звено этого длинного процесса – хромосомный (генетический) пол (XX – самка, XY – самец) создается уже в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма, в частности, дифференцировку его половых желез (гонад) – гонадный пол. Первоначальные зародышевые гонады еще не дифференцированы по полу, но затем Н-Y антиген, характерный только для мужских клеток и делающий их гистологически несовместимыми с иммунной системой женского организма, программирует превращение зачаточных гонад мужского плода в семенники; зачаточные гонады женского плода автоматически превращаются в яичники. Наличие яичек или яичников называется гаметным полом (от греческого gametes – cупруг). Эта дифференциация в общих чертах заканчивается уже на 7-й неделе, после чего особые клетки мужской гонады (клетки Лейдига) начинают продуцировать мужские половые гормоны (андрогены). Под влиянием этих зародышевых андрогенов (гормональный пол зародыша) начинается формирование соответствующих, мужских или женских, внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол, или генитальная внешность). Кроме того, от них зависит дифференцировка нервных путей, определенных отделов головного мозга, регулирующих половые различия в поведении. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференцировки дополняются социальными. На основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский пол (иначе он называется паспортным, акушерским или аскриптивным, т.е. приписанным, полом), в соответствии с которым ребенка воспитывают (пол воспитания). Важную роль при этом как в самосознании ребенка, так и в отношении к нему окружающих людей играет общая схема его тела и внешность, то, насколько она соответствует его гражданскому полу. В период полового созревания, по сигналу, поступающему из гипоталамуса и гипофиза, гонады начинают интенсивно вырабатывать соответствующие, мужские или женские, половые гормоны (пубертатный гормональный пол), под влиянием которых у подростка появляются вторичные половые признаки (пубертатная морфология) и эротические переживания (пубертатный эротизм). Эти новые обстоятельства накладываются на прошлый жизненный опыт ребенка и его образ Я, в результате чего формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека.

Информация о работе Гендерные сереотипы в женских журналах