Журналистика как четвертая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение журналистики как «четвертой власти».
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть историю российской журналистики
Рассмотреть журналистику как социальный институт
Рассмотреть влияние журналистики на современное общество
Изучить роль независимых журналистов и журналистского расследования в целом

Содержание

Введение
1. История русской журналистики
2. Журналистика как социальный институт
2.1. Журналистское расследование
2.2. Независимая журналистика: проблемы существования
3. Роль СМИ в современном обществе
Заключение
Литература
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 62.42 Кб (Скачать)

Оглавление

     Введение...............................................................................................................3

     1. История русской журналистики.....................................................................5

     2. Журналистика как социальный  институт.....................................................9

         2.1. Журналистское расследование.........................................................16

         2.2. Независимая журналистика: проблемы  существования.................18

     3. Роль СМИ в современном обществе...........................................................25

     Заключение.........................................................................................................27

     Литература.........................................................................................................28

     Приложение 1....................................................................................................29 
 
 

 

Введение

 
 

     Средства  массовой информации и коммуникации часто вызывают полемику в обществе. Вопросы массовых коммуникаций важны  потому, что прямо или косвенно оказывают влияние на жизни людей. Вопросы собственности на СМИ  и контроля над ними также всегда в центре внимания тех, кого интересует эта область. Влияние, которое СМИ  оказывают на общество, тоже порождает  множественные дискуссии. СМИ уже  по определению находятся на виду, что делает их весьма и весьма уязвимыми  для всесторонних нападок. Сам процесс  журналистского труда, а главное, его  результат, так или иначе, затрагивает  интересы многих.

     Во  многих отношениях и под разными  углами зрения журналистика привлекает пристальное внимание общества как  один из важнейших факторов влияния  на общественные процессы, особенно в  бурные периоды социальных перемен. И естественно, что едва ли не больше других и притом острее других обсуждается  вопрос - является ли журналистика «четвертой властью»? Диапазон мнений тут широк. Кто-то склонен ее считать просто, без всяких кавычек, четвертой властью (как некое продолжение трех других - законодательной, исполнительной, судебной). Кто-то видит за часто мелькающими кавычками ироническое отвержение - какая же это власть, коли в условиях плюрализма каждый волен и может говорить, что хочет, да никто не обязан, да и не желает ее слышать. Третьи видят в журналистике реальную силу, но и кавычки не забывают поставить - не иронизируя, а отмечая своеобразие роли СМИ через метафоричность выражения.

     А парадокс в том, что правыми оказываются  все, поскольку каждый замечает важную сторону дела, но вместе с тем  не подходит к проблеме системно.

     Целью моей курсовой работы является изучение журналистики как  «четвертой власти».

     Для реализации цели поставлены следующие  задачи:

    • Рассмотреть историю российской журналистики
    • Рассмотреть журналистику как социальный институт
    • Рассмотреть влияние журналистики на современное общество
    • Изучить роль независимых журналистов и журналистского расследования в целом

     Объект исследования является журналистика и средства массовой информации.

     Предмет исследования - механизмы влияния СМИ на общественное мнение.

     Основным  методом исследования в моей работе является структурный анализ, а также  ежедневное наблюдение за журналистикой  при помощи СМИ. Я считаю, что эти  методы являются наиболее эффективными для раскрытия моей работы.

     При написании первой главы опор делался на книгу Есина Б.И. «История русской журналистики (1703—1917)». При написании второй главы была использована следующая литература: Комаровский В. С. «Государственная Служба и СМИ», Гущин В. «Глас вопиющего», а также статья с электронного ресурса http:// its-journalist.ru/ Parts/ obshchaya_teoriya_zhurnalistiki. Для написания третьей главы я использовала  статью Тотрова Р.Р. «Масс-медиа и массовое сознание».

 

1. История русской  журналистики

 
 

     Журналистика  как особая сфера общественной деятельности возникала у каждого народа на достаточно высокой ступени социального  развития. Феодальное общество с его  разобщенностью и натуральным хозяйством практически не нуждалось в широком  обмене информацией. Только с ростом капиталистических отношений —  товарного обмена или, по крайней  мере, развитием элементов капиталистического уклада в рамках феодализма — появлялись современные способы распространения  информации с помощью тиражирования  новостей на машинной основе, нарождается  журналистика. Вызревание этих условий  падает в разных странах на различное  время — конец XVI, XVII, XVIII вв. В России журналистика как индустрия информации появилась в начале XVIII в.

     Русская журналистика заявила о своем  существовании в 1702 г. с момента  издания «Ведомостей» — первой русской  печатной газеты. Но подлинным первенцем  русской печати были все же «Ведомости», которые стали издаваться по личному указанию и при личном участии русского царя Петра I типографским способом, т.е. широко тиражироваться.

     К концу XVIII столетия сложилась система печати, достаточно гибкая, чтобы удовлетворить потребности читателя. Появились частные издания прогрессивного направления, установилась тесная связь литературы и журналистики. Из общего числа изданий обособились специальные журналы: хозяйственные, медицинские, детские и некоторые другие. Родилось совершенно оригинальное явление — русская сатирическая журналистика. Появились первые журналы в провинции («Ежемесячные сочинения» в Ярославле и др.).

     Определились  две основные линии: монархическая, крепостническая и оппозиционная, антикрепостническая и частично даже антимонархическая (Радищев). Оппозиционная  печать по связям с общественным движением, передовой идеологией, несмотря на царскую цензуру, встала вровень  с возникшей раньше ее по времени  западноевропейской журналистикой.

     Впереди было еще совершенствование многих жанров, разработка журнальной теории, видов и форм общения с аудиторией массовым читателем, дифференциации журналистского труда, преодоление цензурных ограничений.

     Мрачный режим Павловской империи, деспотизм его правления, авантюризм во внешней политике вызывали неудовольствие даже среди части дворянства. В результате дворянского заговора в 1801 г. Павел I был убит, и престол занял его сын Александр I.

     При нем наступило некоторое оживление  общественной жизни. Молодой царь высказывал либеральные идеи, а политический произвол предыдущего царствования, деспотизм Павла I заставляли говорить самых высокопоставленных дворян о необходимости твердых законов и даже конституции. В этих условиях несколько смягчается положение прессы и литературы. Количество журналов и альманахов увеличивается. Тем не менее, вся журналистика по-прежнему фактически делилась на два направления: консервативно - монархическое и либерально - просветительское, демократическое.

     Наибольшего внимания в первое десятилетие заслуживает  новый журнал Карамзина «Вестник Европы» (с 1802 г.). Несмотря на политический консерватизм Карамзина, его журнал — явление примечательное. Прежде всего потому, что в нем появился отдел «Политика». Журнал носил характер литературно - политического, что было ново и перспективно.

     Карамзин  хорошо знал свою аудиторию — грамотного провинциального помещика, дворянина-горожанина — и успешно удовлетворял их интересы. В литературном отделе печатал произведения сентиментального направления, чем  обеспечивал симпатии грамотных  женщин-дворянок. При этом Карамзин ориентировался на высокие эстетические нормы, и журнал его был интересен  для образованного общества. Внешнеполитический комментарий, мелкие заметки исторического  характера, повести — наиболее интересные материалы его журнала. Он создал своего постоянного читателя, добился  живости изложения, усовершенствовал русский литературный язык.

     Важную  роль в журналистике сыграл А.С. Пушкин. Он принял самое активное участие  в изданиях своего времени и как  поэт, и как публицист.

     В 1836 г. Пушкин добился права издавать свой собственный журнал под названием  «Современник». По условиям цензуры это был чисто литературный журнал. Пушкину не разрешили издавать общественно-политический журнал, а тем более газету, хотя он стремился к этому. Пушкин повел «Современник» в традициях «Полярной звезды» декабристов, отдавая предпочтение русским авторам.

     Журналистика 40-х годов XIX в. ознаменовалась важным шагом вперед, и связано это, прежде всего, с деятельным участием в ней Белинского.

     Белинский первым, исходя из реальной обстановки 40-х годов, серьезно двинул вперед принципы журнализма. Он прекрасно изучил и  оценил опыт Карамзина, Пушкина и  Полевого — наиболее ярких журналистов  первой трети XIX в.

     Итак, в первой половине XIX в. закрепилось высокое социальное положение русской журналистики, определился тип литературно-общественного ежемесячника как ведущий в системе печати.

     В журналистике много места занимает личностный элемент, авторитет лидера. Главной фигурой прессы становится литературный критик. Не издатель и  редактор, а ведущий критик-публицист  определяет направление, значение и  авторитет издания.

     Русское правительство, отменив в 1861 г. крепостное право, перешло к другим реформам: земской, судебной, военной и пр., в числе которых оказалась реформа печати.

     В 1865 г. в России принимается первый закон о печати, который не носил  еще окончательного характера и  назывался «Временные правила о  печати». По своему содержанию реформа  печати была либеральной — отменялась предварительная цензура для столичных журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. Общее наблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. За МВД оставалось право давать разрешения на новые издания, утверждать или не утверждать редакторов, делать предостережения изданиям. Устанавливалась ответственность печати перед судом. Тем не менее, реформа способствовала дальнейшему росту печати. [1] 
 
 

 

2. Журналистика как социальный институт

 
 

     Термин  «журналистика» произошел от французского слова «journal», что в переводе означает «дневник». Этот термин имеет ряд синонимов более узких по смыслу. Мы говорим «средства массовой информации» или, на западный манер – «mass media», когда подразумеваем совокупность печатных изданий, телевизионных каналов, радиостанций. «Средства массовой информации и пропаганды» - устаревший вариант из времен советской действительности. Понятие «средства массовой коммуникации» чаще фигурирует в исследованиях социологов и психологов. В качестве основного термина слово журналистика используется не только как самое емкое, но и не имеющее многозначных толкований. Термины информация, пропаганда, коммуникация могут иметь различные значения. Журналистика - общественная деятельность по сбору, обработке, интерпретации и распространению массовой информации.

     В систему журналистики вовлечены разнообразные «действующие силы».

     1. Учредитель, в качестве которого могут выступать государственные и общественные организации, группы граждан, отдельные лица. Учредитель вправе создавать газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, информационные и рекламные агентства. Учредители располагают правами владельцев и руководителей, созданных ими органов СМИ.

     2. Руководящие органы - государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами правомочны принимать, изменять и отменять законы, регламентирующие деятельность СМИ, контролировать их выполнение, заниматься вопросами лицензирования органов СМИ. Это Президент, Государственная Дума, Министерство культуры и массовой коммуникации, Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

     3. Журналисты - штатные и внештатные работники редакций, которые ведут авторскую, редакторскую или организационную работу по сбору, обработке и компоновке массовой информации.

     4. Тексты - произведения журналистов, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, обнародованные в СМИ. Понятие текст может обозначать не только публикацию в прессе, но и теле-, радиопередачу. Текстовая реальность современных СМИ усложнилась. О фотоиллюстрациях говорят как о повествовании в зрительных образах. В интернете появилось понятие сетература, основанное на гипертексте, у которого может быть много авторов. С интернетом, телевидением связаны т. н. макротексты, объединяющие графические, визуальные и акустические сообщения. Однако несмотря на многообразие видов журналистских текстов, все они имеют общие черты: отражают мир социальной реальности и творческое «я» журналиста, несут на себе отпечаток источника информации, подчиняются профессиональным требованиям того коллектива, где работает автор, создаются с учетом того или иного канала коммуникации.

Информация о работе Журналистика как четвертая власть