Журналистика как четвертая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение журналистики как «четвертой власти».
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть историю российской журналистики
Рассмотреть журналистику как социальный институт
Рассмотреть влияние журналистики на современное общество
Изучить роль независимых журналистов и журналистского расследования в целом

Содержание

Введение
1. История русской журналистики
2. Журналистика как социальный институт
2.1. Журналистское расследование
2.2. Независимая журналистика: проблемы существования
3. Роль СМИ в современном обществе
Заключение
Литература
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 62.42 Кб (Скачать)

     Журналистика  – это такая профессия, где  волей-неволей приходится ходить на грани фола, по острию. Только «ходить  по острию» – не значит «орать». Порядочность – последнее, если не единственное, убежище журналиста. Журналисты должны стараться быть порядочными  сами по себе и распространять волны  порядочности вокруг себя.

     Членам  журналистского сообщества нужно почаще вспоминать старую истину, гласящую, что  честь и совесть не продаются, и потеряв их однажды, за деньги не купишь.

     В любой борьбе, особенно за свободу, важно не потерять себя, контроль над  собой. Журналист хорош, если сохранил профессиональное любопытство и  способность изложить суть фактов.

     У каждого своя правда, а для журналиста нет понятия правды, но есть понятие  честности и точности. Говорить, что журналист должен писать правду, было бы бредом и лицемерием. Кто  более честен и искренен в постижении истины (которая в конечном итоге  непостижима), тот и более точен. 
 
 

 

3. Роль СМИ в современном обществе

 
 

     Позиции, занимаемые средствами массовой информации в современном обществе, дают нам  ответ на вопрос, почему за СМИ часто  признается такой почетный титул, как  четвертая ветвь власти. Та огромная роль, которую играют современные  СМИ в нашей жизни, обуславливает  мощный инструмент формирования общественного  мнения, а также канал, транслирующий, в том числе, и политические установки. Таким образом, о СМИ можно  говорить как еще об одном регуляторе общественных отношений, зачастую называемым неформально четвертой ветвью власти.

     CМИ воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным политическим проблемам. В современном мире уже на самых первых этапах приобщения человека к миру политического важнейшим агентом передачи политических установок и ориентаций являются средства массовой информации: пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети. Средства массовой информации выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение и радио, в последнее время - глобальная компьютерная сеть Интернет. Радио и телевидение ныне оказывают воздействие на огромные массы населения. Они становятся не только средствами приобщения к определенным социальным нормам и установкам, но и объектом острой политической борьбы. Вместе с тем СМИ могут быть использованы и для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения их действовать вопреки собственным интересам. Характерной особенностью социально-политических и информационно-коммуникативных процессов в современном российском обществе является массовое распространение и использование психологических манипуляций.

     Как наиболее универсальную манипуляционную технологию, которая широко и активно используется в массовых информационных процессах, в первую очередь целесообразно выделить формирование и распространение образов. Суть ее в том, что в зависимости от целей и конкретных задач формируется и распространяется заранее «сконструированные» образы или имиджи конкретных лиц, фирм и организаций, идей программ, товаров.

     СМИ предлагают модель восприятия не только в сфере политики, но также воздействуют на создание определенного образа всего  окружающего мира в сознании человека. Как демонстрируют результаты многочисленных социологических исследований и  опросов, постоянные сообщения СМИ  об отклоняющихся от общепринятых в  обществе норм явлениях и событиях, подаваемых, как правило, сенсационно, порождают у получателей информации чувство страха и беспокойства, неуверенности  в стабильности существующего порядка, привычного хода жизни. Отсюда возникают  опасения за будущее свое и своих  близких, за свое место в обществе и т.д. К сожалению, СМИ больше внимания уделяют подчас отрицательным  явлениям (неудачи лидеров, скандалы и т. д.), что формирует негативное отношение к политике и политикам, вызывает нездоровый скептицизм, нигилизм. Трудно рассчитывать на реальные успехи в формировании чувства гражданского долга и патриотизма, о которых  столько сегодня говорится в  самих СМИ, без повышения требований к уровню политической культуры.

     Кроме того, влияние СМИ должно корректироваться влиянием семьи, школы, социального  окружения и других общественных институтов. Но нельзя не учитывать, что  сами эти институты также испытывают на себе воздействие СМИ.

     Взятые  сами по себе СМИ не всегда и не обязательно  могут быть инициирующими или  реализующими изменения в сознании людей. Сами по себе они не могут  являться инструментом созидания или  разрушения. Их негативная или позитивная роль определяется тем, какими силами, кем и с какой целью они  используются. Но это тема для отдельного разговора. [3]

 

Заключение

 
 

     Современная система массовой коммуникации вбирает  в себя многочисленные элементы прежней  партийно-советской печати. Одновременно в нее внедрились элементы западных буржуазных СМИ. Их взаимодействие, взаимовлияние  приведет в будущем к тому, что  система российских средств массовой информации приобретет свое оригинальное лицо, соединит в себе и характерные  особенности русской традиционной журналистики, и лучшие достижения зарубежных СМИ.  На месте монолита коммунистической печати появились  многочисленные периодические издания  разнообразной направленности, отличающиеся друг от друга и программами, и  содержанием, и формой. Отечественной  журналистика искажена сегодня конфронтацией  СМИ друг с другом, с властными  структурами, с аудиторией. Это вызывает напряженность в обществе, что  не способствует улучшению в нем  социально-психологической атмосферы  и жизни народа в целом.

       СМИ остаются одним из немногих  социальных институтов, который  имеет достаточно сил продолжать  сеять разумное, доброе, вечное. В  нынешних кризисных условиях  очень важно, чтобы журналисты  чувствовали и понимали всю  меру ответственности перед своей  аудиторией за каждое написанное  и произнесенное ими слово.  Только высокие созидательные,  гуманистические цели и правильно  выбранные средства для их  достижения могут остановить  процесс распада нашего общества, стабилизировать жизнь народа. И СМИ могут сыграть в этом ведущую роль. 

 

     

Литература

 
 
  1. Есин Б.И. История русской журналистики (1703—1917) Учебно-методичекий комплект (Учебное пособие; Хрестоматия; Темы курсовых работ) // М: Флинта: Наука, 2000
  2. Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. // Воронеж: ВГУ, 2003
  3. Тотров Р.Р. Масс-медиа и массовое сознание // Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Дарьял», №1, 2005
  4. [Электронный ресурс] – режим доступа: http:// its-journalist.ru/ Parts/ obshchaya_teoriya_zhurnalistiki. html
  5. Гущин В. Глас вопиющего // М. 1999
  6. Журнал «Журналист», №№ 1-12, 1999, №№ 1-11, 2000
 
 

 

     

    Приложение 1

    Кодекс  профессиональной этики

    российского журналиста 
 

    1. Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России.

    2. Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

    3. Журналист распространяет только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений.

    Журналист обязан четко проводить в своих  сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным.

    При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает  к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист  признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы — за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена Законом.

    Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать ни прямо, ни косвенно никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера.

    Убедившись  в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист  обязан исправить свою ошибку, используя  те же полиграфические и (или) аудиовизуальные  средства, которые были применены  при публикации материала. При необходимости  он должен принести извинения через  свой орган печати.

    Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенные за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не вправе запретить ему снять свою подпись под сообщением или суждением, которое было хотя бы частично искажено против его воли.

    4. Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к раскрытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

    Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых  им лиц не разглашать официально их высказываний.

    5. Журналист полностью осознает опасность ограничений, преследования и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения.

    Журналист уважает честь и достоинство  людей, которые становятся объектами  его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей.

    Журналист придерживается принципа, что любой  человек является невиновным до тех  пор, пока судом не будет доказано обратное. В своих сообщениях он воздерживается называть по именам родственников  и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные  ими преступления, за исключением  тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать  материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы исполняются, когда  журналистское сообщение может  затронуть интересы несовершеннолетних.

    Только  защита интересов общества может  оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения.

    6. Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности.

    Журналист сознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот  момент, когда он берет в руки оружие.

    7. Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым.

    Журналист не должен использовать в личных интересах  или интересах близких ему  людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.

Информация о работе Журналистика как четвертая власть