Теория власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 15:15, доклад

Описание работы

Власть — одно из основных понятий политической науки и практики, означающее отношения зависимости между людьми, в которых одни могуч- осуществлять свою волю, навязывая ее окружающим. Другим признаком власти является ее верховенство, монопольное право субъектов власти принимать авторитарные решения, т. е. решения, обязательные и значимые для всех.

Работа содержит 1 файл

ТЕОРИЯ ВЛАСТИ.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

ТЕОРИЯ ВЛАСТИ

 
Власть — одно из основных понятий  политической науки и практики, означающее отношения зависимости между  людьми, в которых одни могуч- осуществлять свою волю, навязывая ее окружающим. Другим признаком власти является ее верховенство, монопольное право субъектов власти принимать авторитарные решения, т. е. решения, обязательные и значимые для всех. Кроме того, власть — это организация направленного поведения людей, основанная на правомочной угрозе применения силы. 
Государственная власть — это государственная организация политического управления обществом. Это высшая власть относительно других видов власти во всех общественных образованиях как по объему, так и по средствам влияния. Государственная власть распространяется на все сферы общественной жизни и осуществляется государством с помощью специального аппарата принуждения или убеждения, владеет монопольным правом издавать нормативные акты, обязательные для всего населения государства, включает в себя такие разновидности власти, как верховная, законодательная, судебная, военная и др. 
Теория власти объединяет концепции, предлагающие различные варианты объяснения способности отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства навязать свою волю другим участникам социального взаимодействия и управлять их действиями насильственными или ненасильственными средствами и методами1. Понятие "власть" относится к основополагающим понятиям политической теории и дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства [89]. 
Отношениям власти пристальное внимание уделяли такие древние мыслители, как Платон, Аристотель и др. К ним большой интерес проявляли Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант и многие другие философы и политические теоретики Средневековья и Нового времени. Проблемы власти находятся в центре внимания и современной политической науки, социологии и психологии. Существенный вкладе разработку теории власти внесли В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс и другие ученые. 
Новую главу в социологическом анализе власти открыл М. Вебер, который понимал под властью любую возможность проводить внутри тех или иных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению независимо оттого, на чем такая возможность основана [89]. 
Подчеркивая ключевое значение власти, Т. Парсонс утверждал, что она занимает в анализе политических систем место, во многом схожее с тем, которое занимают деньги в экономических системах. 
Сторонники ролевой концепции власти рассматривают власть как способность или потенциальную возможность людей принимать решения, влияющие на действия других людей. Считая власть атрибутом ролей в социальной системе, представители рассматриваемой концепции отмечают, что в современном обществе она. выполняя функции контроля и руководства, немыслима без организационной и институциональной основы. При этом основное внимание уделяют формам осуществления власти, а не ее источникам [89]. 
Английский политолог Дж. Томпсон утверждает, что анализ феномена власти предполагает скрупулезное исследование взаимоотношений действия, институтов и социальной структуры, поскольку те или иные аспекты власти проявляются на каждом из этих уровней. На уровне действия — это способность субъекта власти действовать в соответствии со своими интересами и целями, вмешиваться в ход событий и изменять его. На институциональном уровне власть означает способность предоставлять полномочия тем или иным группам людей или институтам принимать решения и осуществлять ихчна практике. В свою очередь, пределы этой власти ограничиваются социальной структурой. Рассматриваемые аспекты власти следует отличать от категории "господство", которая представляет собой особый уровень отношений, характеризующихся неравенством между классами, полами, расами, нациями и государствами [89].

 
УРОВНИ И СТРУКТУРА  ВЛАСТИ

 
Власть существует и функционирует не только в различных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, охватывающем наиболее сложные социально-политические отношения; публичном, или ассоциативном, объединяющем коллективы и отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы), и личном (частном, приватном), в малых группах и т. п.1 На всех этих уровнях власть институционализируется, оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих сил и лиц (политических лидеров, работников управления, органов власти) [76]. Рассматриваемые уровни (в зависимости от типа общества, политического строя и т. д.) разделяются на две формы: структуры легальные, официальные, формализованные и нелегализованные, неформальные, неофициальные (например, влиятельные группы и лица, приближенные к властвующей особе). 
Совокупность указанных уровней и форм власти образует ее общую структуру, приобретающую пирамидальное строение: в основании — общество в целом, ближе к основанию — господствующие силы (классы, партии либо группы единомышленников), определяющие политику и формирующие власть, на вершине—реальная или формальная власть—правительство, президент, парламент (руководство меньших рангов). Структура институциональной власти предусматривает три уровня [76]: первый — макрополитическая система высших инстанций власти (ее высшие органы — правительство, его центральные учреждения), распространяющаяся на основные внутренние процессы общества и внешнюю политику государства; 
второй — власть среднего или промежуточного уровня (мсзовласть), образованная аппаратами власти среднего звена, бюрократией разных рангов вплоть до муниципальных (местных) властей. Этот уровень непосредственно связывает институциональную власть с пеинституциональной, неформальной (общественными организациями, движениями, группировками) и с населением, политическую власть — с неполитической; третий — микроуровень власти, охватывающий непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется и проявляется политическая культура, формируются убеждения, мнения и т. д. Микроуровень не является низшим, структурно и функционально он отличается от других иерархических уровней тем, что составляет политическую основу общества в целом, включая вес другие уровни власти. Таким образом, власть организуется и функционирует в обществе на нескольких взаимосвязанных и взаимодействующих уровнях: макроуровне высших центральных политических институтов, высших государственных учреждений и организаций, руководящих органов политических партий и ведущих общественных организаций; мезоуровне, который образуют аппараты и учреждения так называемого среднего звена и местные административные власти регионального, областного и районного масштабов (различные агентства, комиссии, советы, префектуры и другие учреждения); микроуровне отношений между людьми, малыми группами и внутри них. Средний уровень власти связывает два других системой органов управления; через пего проходят конкретные решения высших инстанций власти и ответные реакции общества на них. Этот уровень концентрирует основную часть политических должностных лиц и основные кадры политического управления (бюрократии).

 
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВЛАСТИ

 
Средства власти — это совокупность возможностей осуществлять политику и власть и использовать их в интересах общества или каких-либо общественных сил, включая и саму власть [76]. В зависимости от применяемых средств (жестких, мягких, гуманных или репрессивных) различаются также типы политики и власти, Типы общества и исторические эпохи. К средствам относятся и методы осуществления политики, также характеризующие политические режимы, способы управления, отношения власти и общества. 
Прежде всего выделяют средства, которые составляют политическую практику, обобщенную в понятиях организации, регулирования, контроля, управления. Это средства, порожденные обществом, но внешние по отношению к политике (культурные и социальные нормы, традиции, вера, идеология, общественное настроение), и средства, возникающие в сфере политики, создаваемые и применяемые властью (т. е. все виды командования — приказ, распоряжение, устав, декрет и т. п.). 
К средствам власти относится политическое знание различных типов, а именно: знание ситуации, профессиональная подготовка, знание людей, политической теории; язык политики, ораторская речь; политическая символика; средства массовой информации; средства искусства; пропаганда; общественные движения и их проявления (митинги, собрания, манифестации) и др. Сильным, принципиально присущим власти средством является проявление воли, умение влиять, убеждать, внушать, а также харизматическая способность увлекать, вести за собой людей. 
Близко по функциям к средствам власти использование различных ресурсов, которыми обладают политика и различные конкретные власти (экономический, военный, культурный, природный потенциал, государственная территория, международный престиж, единство общества, численность населения и его качество и др.). Эффективность поли гики и власти в значительной степени зависит от наличия и рационального использования всех доступных им средств [76]. 
Методы политики йвласти в зависимости от отношения к существующему политическому строю делятся на революционные, реформистские и консервативные, которые осуществляются насильственно и ненасильственно. В зависимости от особенностей внутри- и внешнеполитической обстановки различают такие методы осуществления власти [76]: 
а) диктаторские (диктатура может быть как тотально-террористической, так и прибегающей к террору лишь в исключительных случаях); 
б) авторитарные, когда властные функции осуществляются от лица или по поручению политического лидера, обладающего харизматическим статусом либо претендующего на него; 
в) демократические, отличающиеся по крайней мере формальным привлечением хотя бы части рядовых граждан к властной деятельности (выборы, референдумы, опросы и прямая ротация властных структур на принципах обновления за счет представителей гражданского общества).

 
СОДЕРЖАНИЕ И  ТИПОЛОГИЯ ВЛАСТИ

 
Функции политической власти раскрываются в ее определении: это формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают в себя отношения между государством и обществом, общественными группами и слоями, политическими институтами, аппаратом и органами государственного управления, партиями, гражданами и т. д., управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство органами власти и политическими, а также неполитическими процессами; контроль политических и иных отношений и в конечном итоге — создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя (монархического, республиканского), открытого или закрытого общества, присущей государству политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества [76]. 
Помимо классификации сфер и уровней функционирования может быть построена также содержательная типология власти по признакам: степени институционализа-ции (правительственная, городская, школьная и т. д.); субъекту власти (классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.); количественному признаку (единоличная или монократическая, олигархическая или власть сплоченной группы, полиархическая или множественная власть ряда институтов или лиц); типу правления (монархическая, республиканская); режиму правления (демократическая, авторитарная, бюрократическая, тоталитарная и т. п.): социальному типу (социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п.); применяемым средствам (господство, насилие, авторитет, убеждение и т. д.); функциям (наблюдение, контроль, организация, управление, дисциплинарная власть и др.). 
Анализ видов, форм и методов власти позволяет построить научную классификацию (типологию власти), важную для оценки облика власти, ее роли в обществе, функционирования и перспектив.

5.1. Сущность власти: основные теоретические  подходы

  • Природа власти - первоисточник власти

   Осью, вокруг которой вращается вся  политическая жизнь, является власть (Аним. 1). Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю целостность, организованность и иерархичность общественных отношений. Общество, лишенное власти, пронизано хаосом.

  • В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие определения (Аним. 2):
    • силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;
    • волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер);
    • власть как влияние. Суть влияния заключается в способности воздействовать на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: "власть А над Б есть способность добиваться того, чтобы Б никогда не сделал бы без воздействия А" (Р. Даль);
    • телеологическое, в соответствии с которым власть - это достижение определенных целей;
    • инструменталистское, трактующее власть как способность к мобилизации ресурсов для достижения определенных целей;
    • конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанной со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;
    • структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между управляющим и управляемым.

   Приведенные определения не являются взаимоисключающими. Акцентируя внимание на различных аспектах власти, они взаимно дополняют  друг друга. 
     Признавая факт, что на сегодняшний день в науке не сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько концептуальных подходов в рассмотрении сущности власти. 
     1. Реляционистские теории (
Аним. 3) (от англ. relation - отношение) понимают власть как взаимодействия индивидов, в которых один индивид изменяет поведение другого.

  • Этот подход представлен несколькими вариантами:
    • теория сопротивления рассматривает власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатывается классификация разнообразных степеней и форм сопротивления, а также оснований власти. Вводится понятие "сила власти", которая понимается как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;
    • теория обмена трактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их лишены и нуждаются в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишки уступают тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Это подчеркивает асимметричный характер отношений власти: тот, кто обладает излишками ресурсов, занимает более высокое социальное положение;
    • теория раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос относительно асимметричности отношения власти. Власть - это взаимодействие, где участники периодически меняются ролями. Например, профсоюз контролирует найм рабочей силы, наниматель же диктует время и место работы. Таким образом, в ряде ситуаций подчиненные имеют власть над руководителями.

Информация о работе Теория власти