Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Безусловно, полноценная жизнь современного человека невозможна без разветвленной системы средств массовой информации. Профессиональная журналистика выступает как эффективное средство совершенствования общественной жизни. Весь процесс исторического развития журналистики шел по пути все большей демократизации: от папирусов и пергаментных летописей к изобретению бумаги и печатного станка, от рукописных “Курантов” к их многочисленным потомкам в виде современных газет, от глашатая на площади к рупору громкоговорителя и радиоприемникам, чутко ловящим не знающие границ голоса всех стран и народов, от люмьеровского киноаппарата к вездесущей телекамере, способной, по словам С. Эйзенштейна, “прямо и непосредственно пересылать миллионам слушателей и зрителей художественную интерпретацию события в неповторимый момент самого свершения его, в момент первой и бесконечно волнующей встречи с ним”.

Содержание

Введение
I Процесс массовой коммуникации и СМИ
1Массовая информация как центральная категория журналистики
2Информационное общество
II
1 Журналистика и средства массовой информации
2Журналистика как фактор социального управления
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая Т иП ми.docx

— 46.41 Кб (Скачать)

Журналистика как сфера  массово-информационной деятельности

Введение

I Процесс массовой коммуникации и СМИ

1Массовая информация  как центральная категория журналистики

2Информационное общество 

II

1 Журналистика и средства  массовой информации

2Журналистика как фактор  социального управления

Заключение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

     Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, донося до слушателей новости из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира.

     Значение печати, радио, телевидения, а к концу XX века появился и интернет, в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей.

     Первичные процессы информационного обмена между людьми уходят своими корнями в глубокую древность. В сущности, общение, обмен информацией и превратили человеческое сообщество в социум. Различные способы передачи актуальной, общественно значимой информации, использовавшиеся в древние времена, мы вправе считать пражурналистскими явлениями. По-видимому, журналистику метафорически называют второй древнейшей профессией еще и в хронологическом отношении

     Когда индейцы тревожными звуками тамтамов, а древние инки пламенем костров, зажигаемых в предельной зоне видимости один от другого, сообщают на значительные расстояния о приближении неприятеля, разве это не коммуникативный акт? Причем передавались таким образом именно актуальные, чрезвычайно важные для племени (общественно значимые) сведения.

     Информация в этих случаях передавалась условными сигналами. Так возникала простейшая знаковая система. Но изначально важнейшим носителем (и хранителем) информации было слово, человеческая речь. Поэтому к пражурналистским явлениям мы относим ораторское искусство, возникшее и достигшее совершенства в Древней Греции и Римской империи.

     Одним из очень важных изобретений человечества, без которого было бы невозможно развитие массово-информационной деятельности, стало изобретение бумаги.

     Социально-экономический прогресс, возникновение капиталисти-ческих отношений, развитие международной торговли привели к созданию первых настоящих газет. Слово “газета” произошло от названия мелкой венецианской монеты gazzetta - именно такой была цена печатных листков, сообщавших о прибытии в порт иностранных судов, о привезенных ими товарах. Таким образом, содержание первой газеты ограничивалось, как сказали бы сегодня, информацией экономического характера.

     Во второй половине XVII века в Европе появляются журналы и ежедневные газеты. Не случайно первые достижения нового вида общественной деятельности - политической публицистики, ставшей в это время синонимом журналистики, связаны с переломными моментами человеческой истории.

     В России первая печатная газета “Ведомости” вышла в свет 13 января 1703 года. Указ о ее создании был подписан Петром Первым 16 декабря 1702 года. С недавних пор 13 января в России отмечается День свободной прессы.

     Только в XIX веке (в Европе в первой половине столетия, в России - во второй) газеты, периодическая печать выходят на передовые позиции. Как раз в это время отмечается существенный технический прогресс в области полиграфии, средств передачи и воспроизведения информации. Изобретение телеграфа ускорило доставку оперативной информации из разных, подчас весьма отдаленных, точек в редакции. Достигла совершенства техника гравюры для иллюстрирования, а затем и воспроизведения фотографических снимков (цинкографическое клиширование). Изобретены линотип - строкоотливная машина, и ротационная машина, дающая возможность быстро тиражировать любое издание в почти неограниченном количестве экземпляров.

     На рубеже XIX-XX вв. были сделаны революционные технические открытия, заложившие основу радио и телевидения - новых средств массовой информации. Эти события готовились исподволь, всем ходом научного прогресса - и процесс поисков был захватывающе интересным.

     Говоря о предыстории телевидения, следует вспомнить также величайшее изобретение французов Луи и Огюста Люмьеров, которые в 1895 году подарили миру кинематограф. Соединение изобразительно-выразительных возможностей кино и радио обеспечили возникновение телевидения.

     Система средств массовой информации России представлена сегодня гигантской индустрией новостей, анализа современного общественного развития, развлечения и организации досуга наших сограждан.

     Безусловно, полноценная жизнь современного человека невозможна без разветвленной системы средств массовой информации. Профессиональная журналистика выступает как эффективное средство совершенствования общественной жизни. Весь процесс исторического развития журналистики шел по пути все большей демократизации: от папирусов и пергаментных летописей к изобретению бумаги и печатного станка, от рукописных “Курантов” к их многочисленным потомкам в виде современных газет, от глашатая на площади к рупору громкоговорителя и радиоприемникам, чутко ловящим не знающие границ голоса всех стран и народов, от люмьеровского киноаппарата к вездесущей телекамере, способной, по словам С. Эйзенштейна, “прямо и непосредственно пересылать миллионам слушателей и зрителей художественную интерпретацию события в неповторимый момент самого свершения его, в момент первой и бесконечно волнующей встречи с ним”.

     У профессиональной журналистики замечательные перспективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Процесс массовой коммуникации и СМИ

1.Массовая информация  как центральная категория журналистики

Термин информация произошел  от латинского слова «informatio» - «сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных». Информация - это посредник между журналистом и аудиторией, это «инструмент», которым оперируют журналисты всех рангов. Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации. Информация - «результат отражения многообразия действительности, такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель».

Любая теория предполагает своеобразную, логически взаимосвязанную  систему понятий, описывающую существенные, закономерные, необходимые внутренние связи той или иной предметной области. Это знание выстроено в  систему, поскольку любой объект есть система взаимосвязанных и  взаимодействующих между собой  элементов. Целое представлено свойствами, обеспечивающими ее связь с миром. Журналистика как явление в этом плане предстает в виде газет, журналов, радио- и телепередач, редакций газет и журналов, телерадиокомпаний, деятельность которых обеспечивается соответствующей инфраструктурой: информационной, технической, организационно-управленческой, учебной и научной. Каждая из форм деятельности осуществляет свои непосредственные задачи, но журналистика как особый социальный институт, взятая в единстве всех ее сторон деятельности, осуществляет единую, социально значимую миссию в обществе - информативную. Она призвана предоставлять обществу полезную информацию. Вся система журналистики направлена на сбор, обработку и передачу информации. Все ее отношения с различными социальными институтами строятся в связи с получением, предоставлением  и распространением информации.

Структура массово-информационной деятельности:

· сбор информации

· обработка информации

· компоновка информации

· передача информации

· восприятие информации

· хранение информации

· использование информации

Информация взаимосвязана  с информационным пространством - это  пространство, которое охватывает тот  или иной объем фактов реального  мира. Термин единое информационное пространство (ЕИП) обычно используется по отношению  к информационному пространству какого-либо региона или государства  в целом. ЕИП в теории журналистики понимают возможность обеспечить каждого  гражданина минимально полным спектром фактов и мнений, имеющихся в стране или регионе. Информационное пространство - это наличие в любой «точке»  страны такой «плотности» информационного  поля, благодаря чему каждый имеет  возможность получить всю «необходимую и достаточную» информацию для адекватной ориентации в жизни региона, а  также, конечно, страны, континента и  мира, для выработки взглядов и  мнений, для принятия решений (от выбора товара до выбора президента)».

Журналистика является активным участником и созидателем массовых информационных потоков. Прежде ее конкурентами в этом плане были лишь слухи, в  настоящее время - некоторые представители  сетевого общества, взрывающие информационное поле какой-нибудь мутирующей сенсацией. Что такое массовые информационные потоки? В журналистике под массовыми информационными потоками понимаются тексты, созданные разными видами деятельности: научной, художественной и собственно журналистской, включенные в четко выраженную структуру газет, журналов, радио и телепередач. Журналистика собирает воедино социально значимые тексты культуры, формирует и представляет их массовой аудитории. Собранные вместе, они представляют собой целостное, движущееся, постоянно пополняющееся образование.

Этим объясняется выбор  термина «средства массовой информации»  для журналистики как совокупности многочисленных каналов печати, радио  и телевидения.

Выделить можно три  понимания термина «информация» в журналистике:

· В узком понимании  этим термином обозначается событийная информация: информационные жанры вообще, информационная заметка, хроника (совокупность кратких некомментированных сообщений).

· В широком понимании  информация - это вся совокупность сведений, которые несет журналистика аудитории: любые опубликованные в  СМИ произведения, их место на полосе или в сетке вещания, характер заголовка газетной публикации и  размере шрифта, интонации диктора  или комментатора. То есть к событийной информации добавляется комментированная информация, а к содержательному  уровню - формальный уровень.

· Третье понимание - специальное. Информация рассматривается как  новое знание. Хроникальная заметка, содержащая важную новость, при таком  подходе может быть более информативна, чем развернутая статья с банальным  содержанием.

Журналистика имеет дело с «массовой информацией». Необходимо разобраться, почему инструментом журналистики является массовая информация, какой  смысл заложен в определение  «массовая»:

* направленность на массу  (общество, народ, класс, слой, регион, профессию и т. д.) при отсутствии  непосредственного контакта независимо  от величины и пространственной  рассредоточенности аудитории;

* соответствие нуждам  этой массы в информации, ориентирующей  в социально значимых явлениях  и проблемах, затрагивающей широкий  круг экономических, социальных, духовных интересов массы, и  обеспечение ее сведениями, которыми  она может оперировать как  своими в разных сферах жизни;

* стремление к созданию  единой позиции массы по касающимся  ее вопросам, интеграции ее в  социальную общность и выработке  единой активной позиции по  этому кругу вопросов с приближением  к общечеловеческим суждениям  нормам;

* доступность информации  для массы (бесплатное поступление  информации или за небольшую  плату, удобный режим потребления  - дома, в дороге, на работе, рядом  с местом постоянного пребывания  и пр.), простота формы, способствующая  легкому усвоению;

* возможность одновременного  получения массовой аудиторией (при  непрерывности, стабильности поступления,  периодичности выпуска) информации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов;

* открытая возможность  для всех желающих участия  в работе средств массовой  информации в разных ее формах (письма, сотрудничество, работа на  общественных началах и т.д.).

Массовые информационные потоки несут в себе общезначимую и общедоступную информацию: сведения, касающиеся большинства населения.

Массовая информация удовлетворяет  ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового  сознания. Под массовым сознанием  понимается совокупность представлений  различных социальных групп о  явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы. Эту ведущую  потребность удовлетворяют публикации, затрагивающие глобальные, общие  вопросы политического, экономического, нравственного характера. При отсутствии таковых массовое сознание будет  формироваться под воздействием других текстов - бульварной, нигилистической, экстремистской журналистики.

Потребность в приеме и  оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности удовлетворяется  при помощи новостных, информационных материалов, оповещающих о происходящих событиях и возникающих проблемах.

Существует потребность  в самоопределении общественного  мнения. Позитивному или негативному  реагированию общества на изменения  условий существования способствуют аналитические тексты, комментарии, содержащие различные мнения о происходящем.

Потребность в распространении  решений, принимаемых государственными управленческими институтами с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям обслуживают публикации, содержащие информацию о решениях институтов управления - как информационные, так и аналитические.

Информация о работе Журналистика как сфера массово-информационной деятельности