Журналистика как творческая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель – проследить то, как творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поведение каждого журналиста и человека.
Творческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности.
Задачи – проследить то, как творческая среда отдельного журналиста складывается из непосредственного окружения, с которым он контактирует, из коллектива редакции, в которой он сотрудничает, и из всей системы «журналистика», которая через множество каналов воздействует на каждого журналиста.

Содержание

Введение…………………………………………………………….….3
Глава І. Журналистика как явление……………………………….….5
История возникновения журналистики…………………..5
Творчество и его значение………………………………...8
Журналистика как средство информации……..………..10
Глава ІІ. Журналистика как творчество………………………….....14
2.1. Сущность понятия журналистское творчество……….....14
2.2. On-line журналистика как творчество……………………16
2.3. Индивидуальное и коллективное творчество...……….....19
2.4. Процесс журналистского творчества…………..………...23
2.5. Творческая деятельность журналиста на примерах печатных СМИ……………………………………………………….26
Заключение…………………………………….……………………..30
Практические рекомендации…………………….………………….32
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

Журналистика как творческая деятельность.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

 

1.3. Журналистика как средство информации

       Информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. [10]

       Человек – ключевое звено в системе  информационных источников. В американской научной традиции оно квалифицируется как «живой источник», и в этом – не только прямой смысл: человек – субъект деятельности, он включен в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем. Во-первых, он всегда свидетель или участник происходящих вокруг событий и потому выступает как держатель информации о них. Во-вторых, он – носитель информации о себе, о своем внутреннем, субъективно создан ном мире. В-третьих, он – транслятор информации, полученной от других.

       Не  стоит отождествлять понятия  «информация» и «информационный  продукт». У информации не бывает качества: она либо есть, либо нет. Информационный продукт же – дело мозга и рук  человека, а потому в нем неизбежно  отражается уровень креативности, творческих возможностей его создателя. [8]

       Только  соединяясь с потребителем, сообщение  выделяет информацию, само по себе оно  никакой информационной субстанции не содержит, так же, как дрова  не содержат теплорода. Одно и то же сообщение одному потребителю может давать много информации, а другому мало. [14]

       Готовить  к жизни в современных информационных условиях призвано медиаобразование - современное направление в педагогике и культурно-просветительской деятельности, имеющее целью непрерывное развитие в обществе культуры адекватного рационально-критического восприятия содержания медийных материалов, самостоятельного анализа и оценки деятельности средств массовой информации. Речь идет об информационной культуре, основанной на демократических и гуманистических идеалах и ценностях, на уважении принципа культурного многообразия.

       В современных условиях важную роль в  развитии коммуникационных способностей аудитории призвана играть медиакритика - формирующаяся область журналистики, осуществляющая критическое познание актуальных социально значимых творческих, профессионально-этических, правовых, экономических и технологических аспектов информационного производства в средствах массовой информации - с акцентом на творческую сторону создания медийного содержания. Медиакритика изучает и оценивает не только творчество создателей медийного содержания, но также и подвижный комплекс многообразных отношений печатной и электронной прессы с аудиторией и обществом в целом, вооружая потребителей медийной информации знаниями о механизмах социального функционирования СМИ, развивая их способности к самостоятельной критической переработке получаемой информации.

       Информация  и уровень ее использования определяют качество жизни, а также перспективы  экономического и социальных изменений. Информация стала товаром, она используется для общественного производства, но а то же время она – средство организации массового потребления. [6, с. 19]

       Все содержание журналистики выражается и  передается аудитории в виде информации. Ее несут в себе литературные тексты и репортерские фотографии, магнитные записи на радио и телевизионные изображения. В известном смысле вся журналистская деятельность является информационным процессом.

       Первоначально «информация» охватывала только сведения, передаваемые людьми. С середины ХХ века информация описывается как понятие, отражающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом.

       Существует  несколько подходов к анализу  информации, в частности статистический и смысловой. В первом случае главным  объектом внимания является не столько содержание фактов, сколько количество сигналов, знаков. Использование новых носителей информации сулит прессе огромный выигрыш в оперативности. Человек оценивает прежде всего смысл происходящего в окружающей действительности. Смысловая информация составляет основу общения между людьми: обмена  идеями, опытом, эмоциями. [5, с. 73-75]

       Ни  один человек в мире не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой опыт. Для всесторонней ориентации коллектива или индивида в целом служат сведения, накопленные человечеством за всю его историю. Поскольку на человеке всегда лежит отпечаток общественных условий.

       Мир вступил в стадию развития, которая  называется информационным обществом. Информация превращается в главный  и самый ценный ресурс. Информационная деятельность становится ведущим видом социальной практики. Бурно развивается техническая и технологическая база информационных процессов.

       Коренной  проблемой для потребителя информации является ее отбор. Отдельный человек, коллектив, учреждение способны воспринять и переработать лишь ничтожно малую долю того гигантского массива сведений, которые ежесекундно возникают вокруг них. Так, в среднем аудитория успевает познакомиться с четвертой частью газетного материала, с 5% телевизионного и 15% радийного вещания. [15, с. 105]

       Коренная  особенность журналистской информации заключается в том, что ее социальная, «человеческая» сущность предстает  подчеркнуто ярко, выпукло, зачатую  доводится до обострения идейных  и политических противоречий. [5, с. 81]

       Таким образом, журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов  и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий. [5, с. 85]

 

Вывод к І главе:

       Журналистика представляет собой часть мировой культуры и очень важную часть общественного движения. Это также феномен творчества и политики. В совокупности это одно из важнейших явлений современной цивилизации. Сама по себе информация имеет мало ценности, если не преобразуется в знание. В современной коммуникационной среде существенно возрастает значение подготовленности аудитории к активному творческому поиску и использованию информации, к адекватной самостоятельной переработке медийного содержания. Каким бы сложным и противоречивым не выглядело историческое и современное развитие массовых коммуникаций, несомненно, огромное значение журналистики для развития современной цивилизации. Сегодняшнее общество превратилось в «медиатизированный» социум, неспособный функционировать без средств массовой информации. Журналистика оказывает возрастающее влияние на судьбы человечества, поэтому чрезвычайно важно, чтобы ее дальнейшее развитие происходило на принципах гуманизма, демократии, уважения и сохранения культурного многообразия народов мира.

 

Глава ІІ. Журналистика как творчество

2.1. Сущность понятия  журналистское творчество

       Творчество как феноменальное свойство человека заключается в способности создавать и объективно новое – то, что не существовало раньше в мире вообще, и субъективно новое – что уже имеется в реальности, но для данного человека ново, создается им впервые, без жесткой ориентации на существующие аналоги. В этом смысле «изобретать велосипед» – тоже акт творчества, проявление способности творить. [8] 

- методологические основы творчества

       Информационная  политика и составляющие ее реализуются  в журналистике через произведения всех типов творчества, выработанных человечеством, - научного, художественного, публицистического. Без обращения  к ним невозможно полноценное выполнение функций журналистики в сфере общественного мнения.

       К научному типу творчества в журналистике прибегают тогда, когда требуется  донести до аудитории полученные научным путем и строго излагаемые сведения, важные для формирования научной картины мира.

       Художественный  тип творчества представлен в  журналистике в ряде программ телевидения  и радио, в «толстых» журналах и других СМИ. Роль и место художественного  типа творчества в журналистике определяется способностью художественных произведений активно участвовать в формировании миросозерцания. Художественные произведения играют огромную роль в эмоционально-образной ориентации аудитории в жизни общества, поэтому так важно, чтобы в журналистике работали художественно образованные и одаренные сотрудники. [12, с. 291]

       При всей значимости научных и художественных произведений ведущее место занимают произведения публицистического типа творчества. Публицистика как тип  творчества сформировалась для «обслуживания» общественного мнения, а взаимодействие с общественным мнением является центральной задачей журналистики. [12, с. 292]

       На  первой стадии творческой деятельности формируются первичные знания, умения, навыки журналиста. На этой базе возникает  возможность подняться на следующую  ступень профессиональной творческой деятельности – овладеть искусством журналистского творчества. Если технологическим приемам можно научиться, а искусством – овладеть в процессе труда, то мастерство – высшая ступень трудовой деятельности. Мастером же можно стать, только самостоятельно реализуя свой талант. [12, с. 298-299] 

- творческая деятельность журналиста

       Необычность творческой деятельности журналиста в том заключается, что зачастую нужна не сама информация в научном понимании термина, а некий «первотолчок» к творчеству. Творческое вдохновение, о котором обычно говорят только, как о чем-то эфемерном, есть не что иное, как активизация соответствующим образом памяти и творческой активности.[11]

       Как и всякий труд творчество имеет специализированный характер. Одна из  таких областей журналистское творчество, однако, заниматься ею  как чистым искусством или литературным творчеством невозможно. Отличие от творца в области журналистики от творца-художника заключается в том, что первому формулируется жесткая цель, дисциплинирующая воображение. Журналистское творчество ориентировано на создание объективно нового произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в данный момент, общественные потребности. Журналист выступает субъектом научно-профессионального осмысления действительности.

       Творческое  самовыражение как доминанта  человеческого бытия в данной профессии проявляется настолько  явно, что это дает возможность  проследить взаимосвязь на примере  конкретных журналистских судеб.

       Как опытный архитектор запомнит об однажды  даже виденном здании больше, чем человек любой другой профессии, так талантливый журналист после встречи с кем-то или знакомства с ситуацией и с тем, что ее «обставляет», соберет более солидный по объему багаж знаний и впечатлений. И все это происходит прежде всего за счет деталей. Умение обнаружить необычное в обычном, умение запомнить и воспроизвести различного рода детали – это уже творчество.

       Творческая  работа над созданием журналистской  информации предполагает ясность и  точность выбора каждого слова. От языка и стиля прямо зависят популярность средства массовой информации, доступность идей, которые несет в массовую аудиторию журналист. [6, с. 27] 

2.2. On-line журналистика как творчество

       Интернет-журналистика, все более внедряющаяся в нашу повседневную практику, имеет свои особенности. Прежде всего, это журналистика малых форм. Трудно представить себе человека, который будет читать на компьютерном мониторе сочинение.

       Важно отметить особое значение Интернета для журналистского творчества. Это источник разнообразной информации, который позволяет расширить границы использования самых различных жанров. В связи с тем, что в современных условиях востребованы такие жанры, как журналистское расследование, комментарии, аналитические обозрения, тематические обзоры, то для таких целей Интернет и позволяет вести поиск необходимых сведений, статистических данных.

       В работе по созданию разнообразной Интернет продукции имеются свои особенности. Прежде всего - это творческий метод  создания жанров малых форм. При  этом важно, чтобы подача материала была «блочной» с подзаголовками и соответствующими выразительными средствами.

       Следует учитывать, что публика, читающая сетевые  издания, хотя и представляет собой  срез всего общества, но все-таки в  большей степени, чем в технически развитых странах, отличается от среднего читателя «бумажных» средств массовой информации или типичного телезрителя. Как правило, это более образованная и состоятельная аудитория. Не значит, что она «лучше» или «хуже», но не учитывать этого фактора нельзя.

       Важной особенностью интернет-журналистики является и ее интерактивность, то есть возможность оперативно вступать в диалог с заинтересованным читателем при помощи форумов. Журналистика on-line, несмотря на свою специфику, остается журналистикой, то есть способом влияния на общественное мнение и массовое сознание. Трудно сегодня представить себе журналиста, не желающего знать об откликах людей на свои произведения.

Информация о работе Журналистика как творческая деятельность