Журналистика как творческая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель – проследить то, как творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поведение каждого журналиста и человека.
Творческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности.
Задачи – проследить то, как творческая среда отдельного журналиста складывается из непосредственного окружения, с которым он контактирует, из коллектива редакции, в которой он сотрудничает, и из всей системы «журналистика», которая через множество каналов воздействует на каждого журналиста.

Содержание

Введение…………………………………………………………….….3
Глава І. Журналистика как явление……………………………….….5
История возникновения журналистики…………………..5
Творчество и его значение………………………………...8
Журналистика как средство информации……..………..10
Глава ІІ. Журналистика как творчество………………………….....14
2.1. Сущность понятия журналистское творчество……….....14
2.2. On-line журналистика как творчество……………………16
2.3. Индивидуальное и коллективное творчество...……….....19
2.4. Процесс журналистского творчества…………..………...23
2.5. Творческая деятельность журналиста на примерах печатных СМИ……………………………………………………….26
Заключение…………………………………….……………………..30
Практические рекомендации…………………….………………….32
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

Журналистика как творческая деятельность.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

       Но  если журналист скользит по поверхности  фактов, обходит «острые углы»  общественных явлений, то его произведения вряд ли привлечет внимание аудитории и тем более окажет на нее влияние.

       Хорошие возможности для поиска тем дает журналистам участие в различного рода деловых совещаниях. В любом  случае поиск темы определяется мировоззрением, кругозором и общей культурой  самого журналиста, его опытом, знанием жизни и закономерностей общественного развития; более того – его социальной ответственностью. [9, с. 164-165] 

- сбор и изучение  материала

       В конце концов придумать можно  все, что угодно. А вот как это  воплотить в материале, журналистика ведь отражает реальную жизнь, а не выдуманную. Независимо от обстоятельств рождения темы, для ее реализации и наполнения журналисту надо изучить и собрать материал, найти то зерно, из которого и произрастет будущее произведение. [9, с. 165] 

- выбор жанра

       Жанр  – это та форма, в которой представляется читателю подготовленный материал. А  все разнообразие форм отражения  явлений действительности позволяет  раскрывать эту действительность во всем ее богатстве и оказывать  на общественное мнение.

       Слово жанр происходит от французского слова род, вид и имеет ряд характерных признаков, по которым мы и классифицируем суждения и высказывания, начиная от Аристотеля, Сумарокова, Гегеля, Белинского и кончая работами последних лет. Это многообразие и взаимопересечение принципов деления на жанры объясняет то, что не очень ясен сам вопрос: является ли жанр категорией содержания или категорией формы. [7, с. 915]

       Возрастающая  роль печати в жизни общества, рост ее влияния привели к появлению  новых форм, таких, как корреспонденции, статьи. Поиски новых возможностей отражения действительности, которые проходили в соответствии с решаемыми задачами, рождали все новые и новые жанры.

       Развитие  демократической журналистики, проявившей живой интерес к народным массам, необходимость рассказывать о «простолюдинах», вызвали к жизни такие живописные формы, как зарисовка, очерк, репортаж, путевой очерк. Уже в XVII веке мы находим первые настоящие успехи очерка. [9, 174-175]

 

 

2.5. Творческая деятельность журналиста на примерах печатных СМИ

       Для анализа творческой деятельности журналиста выбран самый древний вид СМИ – печатный, он появился задолго до электронных СМИ, поэтому, стоит остановиться на нем.

       Материал  для анализа специально взят устаревший, так как это поможет проследить результат творческой деятельности журналиста, эффективность деятельности журналистики вообще – это очень важно, так как понимание аудиторией мыслей журналиста – это ни что иное, как самый дорогой подарок для журналиста и редакции в целом. Если материалы издания интересны аудитории, то и читаемость этого издания очень высокая.

       Для того, чтобы качественно и интересно  написать о каком-либо событии журналист  просто обязан узнать все о происшедшем, таким образом, разобравшись в случившемся, он может ярко описать все и правильно расставить акценты. Анализируя данный материал [cм. прил. №1] журналист пополнил свой личный багаж знаний о таком, забытом в наши дни искусстве, как скульптура. Каждый материал журналиста – это творчество, но, когда мы видим, как умело журналист ориентируется в различных видах искусства – это заслуживает уважения. Мало того, данный материал легко читается, интересный всем слоям населения, от истинных любителей этого искусства до «простых встречных», так как он не навязчив и сопровождается фотографиями, что усиливает эффект присутствия. Творческая деятельность журналиста раскрывается в данном материале тем, что журналист максимально точно описал событие, противопоставил скульптуры разных скульпторов и проследил изменение в этом искусстве с течением времени, что оказалось весьма интересным аудитории. Из материала следует, что журналист сам проникся в скульптуру, стал на определенный период скульптором, что помогло ему достичь максимальной сбалансированности в материале. На самом деле, журналист – это скульптор человеческих мнений, он «вытачивает» из глыбы различных суждений, комментариев и фактов ту истину, которая важна аудитории. Журналистика невозможна без творчества, в любом материале, будь то репортаж, новость, отчет, и тем более очерк.

       Достаточно интересный и противоречивый материал [см. прил. № 2], информацию можно отнести к социально значимой, так как она действительно важна всем, всем без исключения людям. Творчество проявляется в том, что журналист из новости написал достаточно объемный материал. Действительно этот материал «приняла» аудитория, в ходе анализа материала приходилось столкнуться со многими людьми, которые покупали соль мешками, так как услышали где-то от кого-то о том, что соль заканчивается – это свидетельствует о том, что материал был прочитан, информация дошла до потребителя, а это самое главное в деятельности журналиста. Ирина Козырева (автор материала) дала исчерпывающую информацию о случившемся, заголовок материала так же интересен, привлекает внимание, заголовки-вопросы всегда интересны, так как побуждают аудиторию к прочтению и получению ответа на вопрос. Стоит учитывать и тот факт, что региональные издания ближе к местной аудитории, так как затрагивают насущные проблемы, говорят о наболевшем, поэтому не всегда нужно сравнивать всеукраинскую прессу и региональную, естественно, что они будут отличаться не только материалами, но и спецификой оформления.

       Данный материал [см. прил. №3] затрагивает больную тему, тему прошлого, а наше прошлое, как известно многим, было неоднозначным, пережитки прошлого все года, начиная с независимости Украины, давали о себе знать. Пережитки остались в самом народе. Трудно сказать что хорошо, а что плохо, так как эти мнения будут субъективны. Анализируя материал, хочется сделать акцент на том, что его авторы Александр Горелик и Виктория Флинт показали его с обеих сторон, но уклон сделали все-таки на том, что причисление Сталина к лику святых  - это не правильно. Видно, что они не сторонники коммунистов в данной ситуации. Материал противоречив еще и тем, что вечные атеисты (коммунисты) вдруг хотят обожествить Сталина. На этом примере четко видна творческая работа редакционного коллектива. Журналисты смогли удержать грань и двусторонне подали материал, так, чтобы читатели смогли сами решить какой точки зрения им придерживаться.

       Сложно  судить аналитические материалы [см. прил. №4] на предмет творчества, особенно, если эта аналитика связана с экономическим и финансовым положением в стране. Казалось бы, здесь нет никакого творчества, но – это не так, в любом журналистском материале присутствуют элементы творческой деятельности. Журналист применил все возможные методы и способы подачи информации: в процентном соотношении, в виде прогнозов, данные социологических опросов, обращения депутатов Луганского городского совета к Президенту, парламенту и Кабинету Министров Украины. Материал сосредотачивает в себе информацию из многих источников, то есть полную информацию, в точности и достоверности материала можно и не сомневаться. Журналист соединился с потребителем и создал значащий материал. Автор полностью выполнил функций журналистики в сфере общественного мнения. Материал полностью удовлетворяет особые, актуальные в данный момент, общественные потребности населения Украины. Все идеи, которые Сергей Султанов (автор) хотел донести до аудитории - доступны, что не мало важно, так как понимание аудиторией автора – это залог успеха в его последующих работах.

Вывод ко ІІ главе:

       Одной из предшественниц журналистики была риторика. Она продемонстрировала важность и необходимость подлинно высокого профессионализма в тех видах деятельности, которые связаны с убеждением и побуждением людей к действию, с их информированием. Две необходимые составляющие профессионализма – специальные знания и практические навыки – уже наличествовали в представлении древних греков о вершинах ораторского мастерства.

       Творческая  индивидуальность может существовать и успешно развиваться только в условиях творческого коллектива, и, наоборот, творческий коллектив нуждается в развитых творческих индивидуальностях.

       Отличие истинного профессионала от начинающего - обладание неким внелогическим  знанием, знанием большинству людей  совершенно непонятным; а также оно обычно характеризуется феноменальной наблюдательностью. Именно эти две составляющие и являются основой журналистики как творчества или, точнее сказать, как особого вида   творческой деятельности.

 

       Заключение

       Художественные  и журналистские произведения несут  глубокое воз-

действие  на людей. Они дают людям своеобразный импульс, обладают эстетически-психологическим эффектом.

         Процесс журналистского творчества проистекает из единого процесса человеческого творчества. Здесь проявляется единое начало освоения мира, миропознания.

         Творчество журналиста своим эстетическим воздействием способно изменить духовный мир человека. Общеизвестно, что массовая культура может в корне изменить морально-нравственные и духовные начала общества.

       Подлинно  творческое поведение журналиста предполагает знание

существующих  норм и правил, умение ими пользоваться в соответствующих обстоятельствах и умение превзойти их или создать новые, когда это

необходимо.

       Журналистика  сегодня отражает интересы и устремления  правящей элиты и региональных элит. Журналистика все более становится информационным капиталом. Капитализируясь, журналистика наших дней соревнуется в мастерстве сплетен, интриг, овладение приемов папарацци. Журналистика стремительно желтеет.

       Много места в современной газете занимают заказные материалы. Журналист здесь  послушно выполняет волю заказчика, его концептуальные установки. Естественно, что от творчества здесь мало что остается.

       Творчество  в современной журналистике явление редкое. Более всего на газетных страницах мы наблюдаем журналистское ремесло. Ремесло

это навыки журналистской работы. Как правило, материалы журналиста

ремесленника  не очень глубокие, поверхностные, зачастую штампованные.

       Вторая  ступень на пути к творчеству –  это мастерство. Оно предполагает владение всеми видами жанров журналистики. Знание секретов

композиции  и концепции материала. Журналистскому мастерству присущи свои стилевые особенности.

       Третья  ступенька на пути к творчеству –  это талант. Талант означает высокий уровень развития способностей. О наличии таланта в журналистике следует судить по результатам деятельности журналиста, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

       Творчество  журналиста – это деятельность, результатом которой является создание новых высокохудожественных текстов, имеющих большое

морально-нравственное и духовное значение. Творчество в  журналистике

имеет личностный аспект и предполагает наличие  способностей, благодаря

которым создается текст, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

       «В  творчестве нельзя копировать, а надо выражать жизнь», – Бальзак.

 

Практические  рекомендации

  1. Современные СМИ стали халатно относится к своей работе, материалы в основном все заказные, у журналистов остается мало места для своей творческой деятельности. Попросту политика СМИ губит в человеке личность, ограничивая его. Журналисту следует сразу зарабатывать авторитет, чтобы редакция прислушивалась к нему больше, чем он к ней, так как без журналистов редакция ничего не значит.
  2. Проблема нынешних СМИ, по отношению к журналисту, в том, что они пресекают индивидуальность журналиста и делают творческую деятельность журналиста штампованной.
  3. Творческая деятельность журналиста редко встречается в СМИ, мне хотелось бы, чтобы журналисты, а они такие же люди, работали по совести, соблюдали этику, а не гнались за очередным гонораром, который напрочь губит творчество.
  4. Слово – это то, чем журналист зарабатывает на хлеб. В наше время, чем «острее словечко», тем интереснее материал, иногда журналисты могут переусердствовать, но, не стоит забывать о нормах и о том, что его материал могут прочитать дети. Современная журналистика потеряла чувство такта.

Информация о работе Журналистика как творческая деятельность