Журналистские особенности районной газеты «Кугарчинские вести» (1932 – 2009 годы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:44, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является общественно-политическая районная газета «Кугарчинские вести» за 1932 – 2009 годы. Предмет исследования – ее журналистские особенности.
Цель дипломной работы. Изучить тематику, проблематику героев и авторов газеты. Показать ее особенности и общие элементы журналистского мастерства.

Содержание

Введение……………………………………………...3
Глава 1. Становление и развитие газеты…………………7
Глава 2. Тематика, проблематика, ведущие
журналисты………………………………………………....22
Глава 3. Жанровое своеобразие Кугарчинской районной
газеты………………………………………………………..33
Глава 4. Газета сегодня: тираж, дни выхода……………..38
Заключение…………………………………………………44
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

курсовая!.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

       Другая  проблемная статья «Пора  одуматься» под рубрикой «На тему дня» вышла в газете за подписью жителя деревни Старое Новопетровское Фауката Кутлушина, конечно, отредактированная корреспондентами газеты. Но все же она заслуживает внимания. Ф.Кутлушин является главой администрации Новопетровского сельского Совета, но, несмотря на это, написал откровенный материал о том, что в их деревне очень много тех, кто наживается на чужом горе, а именно, продавая самогон (все чаще теперь суррогатное зелье) губит здоровье и жизнь своих односельчан. Тем более, что за последние два года из-за употребления некачественного самогона в их деревне скончалось двое мужчин в самом расцвете сил. Автор пишет: «Мы, односельчане, поименно знаем продавцов зеленого змия, но не останавливаем  их, скрываем  от органов правопорядка их деяния,  защищаем. А жалеют ли они своих покупателей? Конечно же, нет. Им бы только набить карманы деньгами. А эти деньги – трудом заработанные  пенсии пожилых, в них слезы детей, проклятия людей, ссоры в семьях… Я люблю своих сельчан, уважаю их, горжусь ими и поэтому  желаю, чтобы они были здоровыми, жили дружно и долго. А пока, как говорится,  не будем выносить ссор из избы, может,  прочитав эту статью, люди, люди  кого она касается, поймут и сделают правильный вывод, прекратят торговлю суррогатом»19.

     Опубликованная  в 2008 году критическая статья «Трагические зигзаги бывшего  лидера»  финансовых нарушениях и разбазаривании материальных ценностей в одном из СПК района вызвала всеобщий резонанс у населения. Размещенный в целый разворот газеты материал, кажется, прочли  все. Ведь на этот раз как никогда вся суть проблемы была изложена на газетном листе. Конечно, после выхода номера газеты в адрес редакции посыпались обвинения  и угрозы. Н сейчас разговор не об этом, а о том, что когда  читатель находит в «районке» материал о наболевшем, он читает ее «взахлеб», и популярность издания тут же возрастает в несколько раз.

     Безусловно, аналитические жанры в газете важны и нужны. Ведь они способны дать более глубокий анализ  действительности, разъяснить  и истолковать, интерпретировать актуальные проблемы, суть и значение современных событий, процессов, ситуаций. Вообще, аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали   занимать основную нишу журналистских выступлений в информационном пространстве. Появились газеты, в которых присутствуют в основном  только аналитические жанры, это такие, как: «Панорама»,  « Деловая неделя» и другие.

     Многие  журналисты, исходя из чисто профессиональных и даже престижных соображений, хотят  быть «ближе» к литературе, усиливая в своем творчестве художественную тональность. А большинство читателей, наоборот, все меньше ищут в газете «чисто литературные» материалы, что подтверждают социологические данные.

       «Хотел бы обратить внимание, что литературная часть нашей газеты ведется недостаточно продуманно, – пишет рабочий-пенсионер. – Увидишь иной раз рубрику «Рассказ», ну, думаешь, это обязательно надо прочитать. А потом испытываешь что-то вроде неловкости: и тема мелковата, и написано не сказать, чтобы густо. Зачем, спрашивается, «средненький» рассказ газете? Ведь для настоящей литературы есть книги, журналы, а на газетном листе и без того тесно. Мое мнение: если уж печатать  материалы, то для всего народа и вещи, действительно волнующие всех».20

     Художественно-публицистические жанры используются,  если же журналист «опосредует» действительность в эмоционально-образной   форме, передает аудитории  свое представление об актуальной реальности с помощью художественной типизации, то он должен  осуществлять ее таким образом, чтобы не исказить реальное положение дел, которого  касается эта типизация. Именно это и отличает ее от типизации, основанной  на вымысле, на безграничной фантазии автора, свойственной собственно художественному творчеству (но не публицистическому!) как таковому.

       Художественным материалам на  страницах газеты очень часто  свойственна вялая описательность, что мало привлекает читателя. Они скорее ждут от газеты  совсем иного: боевитости в  постановке и решении жизненно  важных проблем, выдвижения новых идей, полемики, разнообразной информации.

     Казалось  бы, еще больший простор для  творчества  журналистов должен давать жанр портретных зарисовок, очерков  о людях культуры и искусства. Общеизвестно, что жанры художественно-публицистические (очерки, зарисовки) для человека  принципиального, в лучшем смысле этого слова, чистого, не загруженного суетой и узнающего в герое публикации своего  земляка с новой стороны, – самые востребованные. Тем не менее, за истекший период 2009 года газета опубликовала лишь несколько очерков. Один из них очерк Флюры Салимовой – «На перекрестке жизненных дорог» №№ 33 и 34. Если не учесть некоторых шероховатостей, связанных с переводом с башкирского на русский, в целом очерк получился удачный.

     Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим,  так как  последние обладают большой оперативностью. Информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. Такой объемный жанр, как  очерк, совсем исчез со страниц печати.

     Самым же распространенным жанром в газете «Кугарчинские вести» является информационный. Раскрывая газету, читатель, прежде всего, ищет в ней события дня – информационные заметки, репортажи, интервью о самом значительном, что происходит в районе, республике, стране и мире. Это жанры-«разведчики», которые по горячим следам событий оперативно и выразительно доносят до него дыхание жизни, как бы прокладывая путь более капитальным формам журналистики. Эффективность информации – неотъемлемая часть эффективности в целом.

       Осмысление фактов здесь начинается  с их отбора для информации. Сложность, многогранность, насыщенность  современной общественной жизни  заставляет по-новому относиться  к содержанию понятия «акт  для прессы».

       Правильное использование жанров – один из коренных  профессиональных вопросов творческого обеспечения действенности печатного слова. Однако он существует не сам по себе, а в тесной связи с конкретным содержанием, которому подчиняется. По жанровому своеобразию газета «Кугарчинские вести» сегодня находится на стадии развития.

     Оценивая  жанровую деятельность издания с  позиции оптимального речевого взаимодействия участников коммуникации (адресат-адресант) на шкале коммуникативной  удачи / неудачи, мы выделили те моменты в практике районной газеты, которые отнесены к неуспешным: 1) жанровая бедность: наиболее частотные жанры – заметка, отчет, зарисовка; 2) обилие мелких материалов, не соотнесенных с общими проблемами района и республики (от «мелкотемья» нужно переходить к созданию объемных проблемных публикаций); 3) некачественное выполнение жанра: содержательную часть некоторых заметок и отчетов составляет простое перечисление фамилий, должностей и вопросов, рассмотренных на заседаниях; заметки с упрятанным оперативным поводом; интервью, воспроизводящее язык документа; 4) материалы официальных лиц, специалистов или журналистов на официальную тему, не адаптированные к языку газеты; 5) материалы внештатных корреспондентов, не получившие полноценной редакторской правки; 6) более частные замечания касаются несоответствия рубрик, заголовков и текста, неудачных врезок, заголовков и др.

     Стилистическое  многообразие – это норма в  языке газеты, в то время как  стилистическая однотипность, монотонность газеты унифицирует весь материал, делая различные по форме тексты в определенной степени похожими на одну модель. Журналисты скудно используют в своих материалах диалоговые формы, прямую речь.

     Как коммуникативная неудача рассматриваются  тексты официально-делового и научного стиля, недостаточно адаптированные к языку газеты. Попадая на страницы газет, эти материалы должны проходить через своеобразную стилистическую переориентацию языковых средств, поворачиваясь к читателю информативно-фактологической или популяризаторской стороной. Неуместные в языке газеты специфические выражения регулярно присутствуют в оперативных сводках ОВД и в материалах из зала суда: «…неизвестные путем подбора ключа проникли в домовладение; путем разбития оконного стекла проник в квартиру; в ходе распития спиртных напитков; в результате возникшей за распитием алкоголя ссоры; убийство произошло вследствие осуществления обороны; гражданка в целях извлечения выгоды занималась продажей суррогатного алкоголя»21.

     «Кугарчинские вести», являясь государственным  изданием, размещает на своих страницах документы,  постановления местной  власти, освещает официальные события, что изначально предопределяет официозность публикуемых материалов. Объективное описание событий диктует использование официально-информативного и информативно-делового подстилей языка газеты, которые характеризуются стилистической однородностью – «это книжная речь в ее безэмоциональном, безобразном, безэкспрессивном, семантически одноплановом  аспекте».

     Авторы  материалов, детально воспроизводя события  в соответствии с их ходом во времени, предпочитают роль беспристрастного регистратора-ретранслятора. В подобной стилевой манере они отображают не только официальные мероприятия,  но и многие яркие события района. Вот тому примеры для сравнения: «Открыл мероприятие  первый заместитель главы администрации района…; на митинге выступил…; он поздравил всех присутствующих…; в заключение поблагодарил…; затем было предоставлено слово…; от имени юного  поколения выступил…; возложили цветы…(описание торжества, посвященного победе в Великой Отечественной войне над немецко-фашистскими войсками22.

     Или же: «Праздничное мероприятие открыла директор; от имени всех  учителей она поздравила…; напутствовала ребят на новый учебный год; почетное право поднять Государственный флаг предоставлено…; в своем выступлении отметил; в завершении выступления глава администрации отметил;  далее вручил  памятные подарки; в завершение линейки прозвенел звонок (описание начала учебного года»)23. Отметим, что некоторая компенсация наглядности осуществляется за счет использования фотоиллюстраций. Вместе с тем, выполнение разнотемных  материалов в одном стилевом регистре с преобладанием речевого стандарта и стереотипных  фраз, оставляет за пределами текста существенную информацию и делает публикации монотонными, скучными для восприятия.

     Отображение праздников, торжеств,  конкурсов, особенно с молодыми участниками, требует  привлечения других  подстилей  языка газеты, например, репортажного, сочетающего фактологическую достоверность  с образностью, активным  автором, раскрепощенным языком. Основу локальной  прессы образует множество фактов, не имеющих ни яркой необычности, ни глобальной значимости (например, открытие автозаправочной станции, ремонт сельскохозяйственной техники, проведение газопровода в селе, ремонт школ, спортивные успехи местных команд, появление новой книги местного автора и т.д.). Однако в своей совокупности локальные факты существенны для  обрисовки обобщенной картины жизни Кугарчинского района. Для  массового читателя эта конкретно-фактологическая  информация, в силу ее повторяемости и сходности,  обладает ослабленной актуальностью и поэтому «требует стилистических средств привлечения внимания и интереса читателя».  Даже при написании заметки можно  и нужно пользоваться средствами речевой выразительности:  предлагать экспрессивные заголовки и зачины, вводить конкретно-образные детали, обыгрывать цифры, включать цитаты,  вкрапления иностилевых элементов, в том  числе разговорной речи, активно использовать авторскую и прямую речь,  диалоги и монологи.  Одним словом, нужно создавать текст интересный, отличающийся по стилю от соседствующих официальных отчетов.

     Влияние официально-делового стиля особенно чувствуется в материалах, где авторами или героями выступают специалисты в той или иной области. В этих публикациях поднимаются актуальные проблемы, однако насыщенность узкой терминологией и специфическими оборотами делают текст трудно воспринимаемым и неэффективным. Сравним: «повседневно надзираем за оперативно-розыскной деятельностью, за производством следствия и дознания, обеспечиваем государственное обвинение по всем делам; прошедший год указал на отсутствие тенденции спада преступных проявлений; остро стоит вопрос эффективности пресечения незаконного оборота наркотических средств и т.д. Или: хотелось бы напомнить, что в каждом случае игнорирования вносимых представлений принятии мер по устранению  обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, руководителями организаций и должностными лицами, виновные будут привлекаться к административной ответственности». 24 Это фрагменты из материалов официальных лиц.

     Однако  можно привести выдержки из текстов, созданных самими журналистами: «нарушение технологий внесения в почву жидкого навоза методом разбрызгивания, а также несоблюдение предприятием ряда санитарно-эпидемиологических требований повлекли за собой появление неприятных запахов и, как следствие, жалобы населения на ухудшение экологического микроклимата». К сожалению, речевая практика районного издания дает немало примеров, связанных с нарушением нормативных аспектов: несоответствие нормам языка, нарушение логики изложения материала, неудачное речевое воплощение авторской идеи и др.  Если учесть малый объем районной газеты, низкую периодичность и тот факт, что собственно журналистским материалам отводится три, а порой две полосы, то с большой уверенностью можно предположить, что читатель без труда просмотрит и оценит всю журналистскую продукцию.

Информация о работе Журналистские особенности районной газеты «Кугарчинские вести» (1932 – 2009 годы)