Должностная инструкция, этапы ее разработки, формы и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Данная работа состоит из двух глав, в которых подвергнуты рассмотрению сущностные характеристики должностной инструкции, а также дан анализ этапов должностной инструкции и ее структуры. Рассмотрены новые взгляды на должностную инструкцию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Понятие должностной инструкции
1.1 Сущностные характеристики должностной инструкции………………..
1.2 Этапы составления должностной инструкции…………………………..
2. Структура и нововведение в должностной инструкции
2.1 Общее положение………………………………………………………….
2.1.1 Раздел «Общая часть»………………………………………………….
2.1.2 Раздел «Должностные обязанности»…………………………………..
2.1.3 Разделы: «Права», «Ответственность»………………………………..
2.1.4 Разделы «Взаимоотношения» и «Поощрения»……………………….
2.2 Новые взгляды на должностную инструкцию…………………………..
Заключение……………………………………………………….......................
Список использованных источников………………………………………….

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - копия.docx

— 92.15 Кб (Скачать)

Типовая должностная инструкция включает в себя следующие разделы:

  • область деятельности работника, категорию должности (руководитель, специалист и т. п.), место в структуре организации, порядок и условия назначения и освобождения от должности, порядок замещения во время его отсутствия, квалификационные требования к сотруднику, перечень нормативных документов.
  • цели, к достижению которых должен стремиться сотрудник, занимающий данную должность;
  • должностные обязанности (описание конкретных трудовых процедур);
  • права и связи по должности (функциональное и линейное подчинение сотрудника, функциональное и линейное руководство, осуществляемое сотрудником, какие должности замещает в порядке текущего замещения, кто замещает данную должность при временном отсутствии сотрудника, часто включает и перечень обязательных документов, образуемых при осуществлении должностных обязанностей);
  • ответственность (какие конкретные действия являются основаниями для привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности работника).

Положения, которые входят в должностную инструкцию, пересекаются с обязательными условиями, подлежащими включению в трудовой договор. Прежде всего, это касается описания трудовой функции. Подобное пересечение позволило ряду авторов утверждать, что должностные инструкции являются составной частью трудового договора и рекомендовать в трудовом договоре формулировать трудовые обязанности работника путем отсылочной нормы на должностную инструкцию. Так, служба по труду и занятости в своем письме указывает: «Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ». Такой подход представляется упрощенным и не совсем верным. Трудовой договор и должностная инструкция — это совершенно разноплановые документы [15. С. 267].

Первый является двухсторонним  соглашением между работником и  работодателем, второй – односторонним актом работодателя. Трудовой договор определяет права и обязанности организации и сотрудника по отношению друг к другу, а должностная инструкция структурирует взаимоотношения между штатными единицами организации. При правильном построении работы в организации должностная инструкция является первичной по отношению к трудовому договору. В силу многих организационных причин должностная инструкция более детальна, чем трудовой договор. При этом необходимо понимать, что в трудовых отношениях между конкретным работником и работодателем основным документом является все-таки трудовой договор и, соответственно, если между работником и работодателем возникнет спор об объеме или видах выполняемых работ, определяющим будет именно содержание трудового договора. Соответственно, если работодатель хочет эффективно использовать должностную инструкцию, трудовой договор с работником должен содержать соответствующую ссылку.

 Таким образом, сначала определяется круг обязанностей и квалификационные требования, и только после этого подыскивается человек, отвечающий таким требованиям и способный выполнять эти обязанности.

 

1.2 Этапы составления должностной инструкции

 

 

Составление должностной  инструкции – это достаточно сложный и кропотливый процесс. При этом он может значительно отличаться в зависимости от того, составляется ли она на уже существующую и занятую должность или же на должность, планируемую к введению. Однако во всех случаях он состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный этап. На данном этапе оценивается необходимость введения новых должностных единиц, определяется общий круг обязанностей и место в организационной структуре.

2. Разработка проекта  должностной инструкции. На этом  этапе документ наполняется реальным  содержанием. Фиксируются обязанности,  определяются права.

3. Согласование проекта должностной инструкции.

4. Утверждение должностной  инструкции.

5. Ознакомление с должностной  инструкцией персонала, занимающего соответствующие должности  [19. С. 157].

Наиболее трудоемкими  являются первый и второй этапы работы. Остальные представляют собой организационные действия, необходимые для эффективного использования данного документа.

Разберем идеальный вариант разработки должностной инструкции. Должность вводится во вновь создаваемом структурном подразделении для выполнения обязанностей, возникших в связи с расширением видов деятельности. Например, оптовая компания решает открыть магазин и осуществлять торговлю в розницу. На первом, подготовительном этапе необходимо определить цели, задачи и виды работ, структурные связи, в которых будет задействован новый персонал. Любая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны, и выбор, какую из них использовать, зависит от уровня квалификации и предыдущего опыта сотрудников, осуществляющих сопровождение процесса создания нового структурного подразделения. Одной из самых удобных методик является методика составления карты бизнес-процессов (технологических карт).

После определения видов  работ и производственных процессов  необходимо оценить их общую трудоемкость и затем определить численность  персонала, необходимого для их осуществления. Определение трудозатрат, то есть, по сути, нормирование труда, – это один из самых сложных этапов работы [24. С. 123].

Раньше над этими вопросами  трудились научные институты, выверявшие и рассчитывающие нормы по каждому  виду работ. К сожалению, в настоящее  время большая часть нормативов уже устарели.

Сегодня коммерческие организации не располагают необходимыми ресурсами ни для адаптации существующих норм, ни для разработки собственных. Поэтому трудозатраты и количество персонала в большинстве случаев оцениваются исходя из внутреннего убеждения топ – менеджеров с последующей корректировкой опытным путем. Большим подспорьем может послужить и наличие принципиальных схем производственного процесса. На этом же этапе определяются предполагаемые размеры заработной платы будущих сотрудников и общие затраты на персонал. Планирование заработной платы позволяет рассчитывать эффективность использования персонала и производительность труда. Этот этап заканчивается утверждением штатного расписания нового подразделения.

На втором этапе выделяются из общего объема конкретные действия и связи по должности, и определить уровень квалификации, необходимый для их осуществления. При этом необходимо понимать, что для организации невыгодны ни завышение, ни занижение данного уровня. Завышение квалификационных требований к персоналу ведет к проблемам в его поиске и необоснованному росту стоимости персонала для компании, ведь уровень заработной платы и компенсационного пакета напрямую зависит от квалификации работника. Занижение же квалификационного уровня неизбежно ведет к тому, что возложенная на сотрудника работа не будут выполнена или будет выполнена с низким качеством. Идеальные варианты встречаются достаточно редко.

Более обычной является ситуация, когда новая должность «выделяется» из уже существующих должностных  обязанностей или вводится в связи  с возникновением новых в уже  существующем подразделении. Как правило, это производится при росте непрофильных операций, выполняемых сотрудниками вследствие роста общей нагрузки на персонал или изменения условий  труда. В данном случае процедура несколько отличается  [14. С. 256].

Работа по введению новой  должности в уже существующее и активно работающее подразделение  начинается с определения, от каких  обязанностей она должна освободить уже существующие должности и  какие обязанности предполагается возложить на нее дополнительно. Затем проводится оценка предполагаемой эффективности введения данной должности. Оценивается количество времени, которое  будет перенаправлено сотрудниками на основную работу, увеличение качества работы и ряд других показателей. Одновременно оценивается стоимость  привлечения нового сотрудника (затраты  на поиск и наем, заработная плата  и компенсационный пакет). Так  и определяется возможность введения новой должности.

Рассмотрим данную ситуацию на примере введения в штатное  расписание юридического отдела, должностей секретаря или помощника. В юридическом  отделе всегда присутствует значительный документооборот. В отдел поступают  документы на согласование (договоры, служебные записки, заявки подразделений  и т. п.), после их поступления работа распределяется между сотрудниками, затем поток документов направляется в обратном направлении. В небольших  и средних организациях отслеживать  их не составляет значительного труда.

Однако с ростом организации  происходит и значительный рост документооборота. Документы начинают «теряться» между  отделами, возникают задержки при  их согласовании, при этом установить, по чьей вине они происходят, достаточно сложно. Так, растет объем непрофильной работы, а также работы, не требующей  высокого уровня специальной квалификации. На этом фоне введение должности секретаря  в юридический отдел может  стать насущной необходимостью [20. С. 96].

При этом проводится оценка обязанностей, которые можно возложить  на данную должность. Например, работа по открытию расчетных счетов общества, сбор и заверение копий учредительных документов. Исходя из наличия или отсутствия подобных работ, и определяется, вводить должность секретаря или помощника юриста, на которого будут возложены и секретарские функции.

Согласование должностной  инструкции – это одна из необходимых административных процедур. Документ проходит два типа согласований. Первый – технические согласования, это, прежде всего согласование юридическим подразделением, которое призвано выявить возможные нарушения трудового законодательства.

Второй тип – согласование со структурными подразделениями организации. Данная процедура преследует несколько целей. Она направлена на исключение дублирования должностных обязанностей и на информирование руководителей смежных подразделений об изменениях в порядке взаимодействия. Необходимо понимать, что введение новых должностей обычно ведет к необходимости корректировки должностных инструкций и других сотрудников, и согласование помогает определить, какие из них подлежат корректировке.

Следующий этап – это утверждение согласованной инструкции, которая утверждаются путем издания приказа полномочным лицом организации. При этом на самой инструкции проставляется гриф «Утверждено» с указанием реквизитов соответствующего приказа. На практике же встречается утверждение должностных инструкций путем проставления подписи полномочного представителя и даты непосредственно на титульном листе документа. Согласованную и утвержденную должностную инструкцию нумеруют, шнуруют, заверяют печатью организации. Для текущей работы с подлинника должностной инструкции снимают копию, которую выдают работнику и начальнику структурного подразделения. Копии должностных инструкций, которые выдают работнику и в структурные подразделения, как правило, заверяют  [11. С. 34].

Обычно это делается подписью руководителя структурного подразделения, который отвечает за кадровую работу в организации.

Последний этап – это ознакомление с должностной инструкцией работника, который занимает соответствующую должность. Если это вновь принимаемый сотрудник, то ознакомление с должностной инструкцией должно производиться одновременно с заключением трудового договора.

Необходимо отметить, что в  абзаце 2 статьи 67 Трудового кодекса РФ «трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя… при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе». Работник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией не позднее оформления письменной формы договора. Это должно производиться в момент фактического допуска сотрудника к работе, даже если сама письменная форма договора к этому моменту еще не готова [1. С. 67].

Необходимо четко понимать, что должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения, однако обязанность по ее выполнению возникает у работника только после его ознакомления с данным документом. Ознакомление сотрудника с должностной инструкцией и факт получения им ее копии фиксируется собственноручной подписью с проставлением даты. Подпись принято также собственноручно расшифровывать.

Таким образом, подводя итоги по вышесказанному можно сделать вывод, что должностная инструкция является обязательным документом, разрешающим одну из проблем эффективного управления организацией и являет собой внутренний правовой документ предприятия, регламентирующий назначение и место работника в аппарате управления, функциональные обязанности, права, ответственность и поощрение работника. Ее содержанием является трудовая функция работника, но и квалификационные требования, которые предъявляются к претенденту на занятие той или иной должности. Должностная инструкция является средством защиты прав, как работника, так и работодателя при возникновении трудовых споров.

Должностные инструкции помогают оценивать деятельность работников и применять к ним меры административного  воздействия, а также позволяют  реализовать основной принцип рациональной организации труда – принцип  разделения и кооперации труда.

При разработке должностных  инструкций необходимо обеспечить единый подход к их построению, формулировке содержания разделов, последовательности их изложения. Должностная инструкция должна отражать весь круг должностных  обязанностей работника, предусматривать  определенный комплекс полномочий и  ответственность сотрудника. Инструкция должна быть гибкой и динамичной, иметь четкую структуру, содержать понятные формулировки. Должностную инструкцию необходимо согласовать с юрисконсультантом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Должностная инструкция, этапы ее разработки, формы и структура