Контрольная работа по дисциплине "Трудовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:00, контрольная работа

Описание работы

Как учебная дисциплина – совокупность расположенных в определённой последовательности, созданных в соответствии со стандартами учебных тем, которые рассматривает трудовое законодательство и право, практика его применения.

Содержание

Введение 3
1 Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
4
2 Общая характеристика трудового права как отрасли российского права (Понятие, предмет правового регулирования, методы, источники)
13
Заключение 19
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

КР трудовое право.docx

— 36.96 Кб (Скачать)

     Статья 261 Трудового кодекса РФ устанавливает  право работодателя запрашивать  у беременной женщины медицинскую  справку, подтверждающую состояние  беременности, но не чаще чем один раз  в три месяца.

     В тех случаях, когда женщина фактически продолжает работать после окончания  беременности, работодатель имеет право  расторгнуть с ней трудовой договор  в связи с истечением срока  его действия в течение недели со дня, когда ему стало известно о факте окончания беременности (он узнал или должен был узнать об этом).

     С октября 2006 года у работодателя появилась  возможность увольнения в период беременности в связи с истечением срока действия трудового договора женщины, которая заключила срочный  трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Однако это допускается в том  случае, если беременную женщину невозможно перевести до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу, которую она может выполнять  с учетом состояния здоровья, с  ее письменного согласия. На работодателя возлагается обязанность предлагать беременной женщине, прежде всего, вакантную  должность или работу, соответствующую  ее квалификации. При отсутствии такой  должности или работы предлагается вакантная низшая должность или  нижеоплачиваемая работа. При этом работодатель обязан предлагать все  имеющиеся у него вакансии в данной местности, если они отвечают названным  требованиям. Вакансии, имеющиеся в  других местностях, он обязан предлагать, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

     По  общему правилу не допускается также  расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери. Однако, данное правило не распространяется на случаи увольнения:

  • в связи с ликвидацией организации, либо прекращением деятельности индивидуального предпринимателя;
  • в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
  • в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей;
  • при совершении виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание утраты доверия к нему со стороны работодателя;
  • при совершении работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • в случае однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
  • в случае предоставления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора;
  • в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

     При наличии перечисленных оснований  расторжение трудового договора по инициативе работодателя допускается  и с женщинами, имеющими детей  в возрасте до трех лет, и с одинокими  матерями, воспитывающими ребенка в  возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), и с другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери.

     Статья 262 Трудового кодекса РФ закрепляет право лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, а также женщин, работающих в сельской местности, на дополнительные выходные дни. В настоящее время порядок  предоставления дополнительных выходных дней, установленных для лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, определяется в соответствии с постановлением Минтруда России и ФСС России от 4 апреля 2000 г. № 26/34 «Об утверждении  разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами».

     Неиспользованные  в том или ином месяце дополнительные выходные дни на другой срок не переносятся  и не суммируются. Поэтому работодатель должен вести точный учет предоставления дополнительных выходных дней, предоставляемых  в соответствии с комментируемой статьей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Общая характеристика  трудового права  как отрасли российского  права (Понятие,  предмет правового  регулирования, методы, источники)

     Трудовое  право – отрасль права, регулирующая трудовые отношения работников и  работодателей.

     Определение предмета трудового права связано  с общетеоретической проблемой  установления критериев образования  системы национального права. Ее суть, как известно, состоит в  том, что составляющие право юридические  нормы, несмотря на их качественное своеобразие, взаимосвязаны и образуют целостную  систему. Причем характеру указанной  связи присущи признаки единства и внутренней согласованности.

     Общая теория права выделяет ряд системообразующих  факторов, детерминирующих согласованность  и внутреннее единство юридических  норм, которые позволяют классифицировать их в определенные группы, элементы, составные части системы. Эти  элементы определены как отрасли (подотрасли) и институты права.

     В юридической науке нет единства взглядов по поводу принципов построения системы права, т.е. оснований дифференциации юридических норм на отрасли и  институты. Однако в настоящее время  доминирует позиция, в соответствии с которой основными критериями такой дифференциации признаются предмет  и метод правового регулирования.

     Под предметом правового регулирования  понимаются качественно однородные группы общественных отношений, являющиеся объектом регулирования юридических  норм. Следовательно, для определения  предмета той или иной отрасли  права необходимо установить, какой  круг общественных отношений подвергается правовому регулированию.

     Каждая  отрасль права имеет свой предмет  правового регулирования. Объективно складывающиеся многообразные общественные отношения обладают общими признаками, поскольку представляют собой социальные связи по удовлетворению различных интересов и потребностей людей и их коллективов, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Вместе с тем им присущи и отличия, обусловленные содержанием и характером этих социальных связей. Относительно обособленные группы общественных отношений, обладающие устойчивыми отличиями и однородными свойствами, и образуют предмет правового регулирования определенной отрасли права.

     Для обособления соответствующей группы юридических норм в качестве отрасли  права необходим и другой важный системообразующий фактор - метод  правового регулирования. Метод  правового регулирования рассматривается  как обусловленный характером соответствующей  группы общественных отношений (предмет  правового регулирования) способ воздействия  права на участников этих общественных отношений. При этом каждая крупная  группа юридических норм для признания  ее отраслью права должна проявляться  наличием собственного метода правового  регулирования.

     Отсюда  отрасль права можно определить как совокупность объективно обособленных взаимосвязанных юридических норм, регулирующих специфическим методом  обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, качественно  однородными свойствами.

     Следовательно, для точного определения круга  юридических норм, составляющих соответствующую  отрасль права, необходимо проанализировать содержание общественных отношений, регулируемых этими нормами, установить их взаимосвязь  и признаки однородности, а также  выявить специфику метода правового  регулирования.

     Названные научные подходы относятся и  к определению предмета отрасли  трудового права.

     Определение предмета трудового права представляет известную сложность, поскольку  с трудом связаны многочисленные общественные отношения, любая сфера человеческой деятельности. Между тем к предмету трудового права относится лишь часть этих отношений, а именно те, которые складываются по поводу применения труда. Их предметом является сам процесс труда, его организация и условия.

     В сферу трудового права не попадают отношения, сам процесс трудовой деятельности в которых выступает  как средство осуществления определенных договорных обязательств имущественного или иного характера - договорные отношения подряда, поручения и  др. Эти отношения относятся к  предмету гражданского права и существенно  отличаются правовой формой регулирования. В них не регламентируется порядок  организации и осуществления  трудовой деятельности по выполнению договора, поскольку здесь важен конечный результат труда. Они осуществляются не на постоянной основе и оканчиваются сроком выполнения договорных обязательств, достижения целей соглашения. Причем работник в процессе выполнения работ сам организует свой труд, обеспечивает его безопасность и т.д.

     Метод правового регулирования - важный признак  отрасли права. Под ним, как отмечалось, понимаются способы воздействия  норм данной отрасли права на поведение субъектов, на регулируемые этой отраслью общественные отношения. Различное сочетание способов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проходит через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.

     Метод отрасли права не создается произвольно  законодателем, а формируется в  зависимости от своеобразия предмета правового регулирования.

     В качестве основных признаков метода правового регулирования общая  теория права выделяет:

     • состав юридических фактов, необходимых  для возникновения, изменения или  прекращения право отношений;

     • юридическое положение участников правоотношений, способ формирования содержания прав и обязанностей субъектов;

     • специфику санкций, способов и процедур их применения.

     В каждой отрасли права эти признаки приобретают различное сочетание, в котором и проявляются отличительные  особенности метода, его отраслевая специфика.

     Специфика такого рода присуща и методу трудового  права. Это прежде всего наличие  определенных особенностей, связанных  с возникновением, изменением и прекращением

     трудовых  правоотношений. Трудовые правоотношения возникают на основе договора между  нанимателями и наемными работниками.

     Договорный  метод установления трудовых правоотношений используется не случайно. Конституция  Республики Беларусь закрепляет право граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей. Одновременно предоставляются всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, на базе всех форм собственности. Исходя из этого государство стремится обеспечить трудящимся реализацию своего права на труд, а нанимателям - возможность удовлетворять потребности в необходимых кадрах.

     В этих целях и используется трудовой договор как юридическое средство реализации взаимных интересов трудящихся и нанимателей в демократическом  обществе. Кроме того, государство, опираясь на правовые средства, создает  условия для полной занятости  населения, стимулирует резервирование рабочих мест для молодежи, других категорий граждан, организует обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей.

     Используя метод договорного установления трудовых правоотношений, законодатель одновременно избегает императивных предписаний  в регулировании движения рабочей  силы. Как известно, ранее этот метод  использовался достаточно широко, в  частности при распределении  молодых специалистов и рабочих. Сегодня в целях привлечения  и закрепления необходимых кадров в соответствующих местностях и  сферах применения труда используется преимущественно метод стимулирования путем дифференциации заработной платы, установления доплат и надбавок к  заработку, дополнительных отпусков, права  на часть прибыли нанимателя и  т.п. В особом порядке стимулируется  труд лиц, работающих в зонах радиоактивного загрязнения местности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Задача  № 1.

    Для своевременного выполнения государственного оборонного заказа директор предприятия  своим приказом установил  для работников цеха сборки готовой продукции  шестидневную рабочую  неделю с восьмичасовым  рабочим днем.

    В роли государственного инспектора труда  дайте правовую оценку приказа директора  предприятия. Какие  другие варианты организации  работы в целях  своевременного выполнения заказа возможны в  рамках действующего трудового законодательства?

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Трудовое право"