Международное трудовое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ международно-правовое регулирование труда, деятельности Международной Организации Труда (МОТ); исследование правовой природы конвенций и рекомендаций МОТ как международных источников российского трудового права.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие международно-правовое регулирование труда;
- изучить источники международного трудового права;
- рассмотреть международно-правовое регулирование актами МОТ занятости, условий и охраны труда;

Работа содержит 1 файл

курсовая по труд. праву!!!!!.docx

— 45.13 Кб (Скачать)

    - справедливую зарплату и равное  вознаграждение за труд равной  ценности без какого бы то  ни было различия, причем, в частности,  женщинам должны гарантироваться  условия труда не хуже тех,  которыми пользуются мужчины  с равной оплатой за равный  труд;

    - удовлетворительное существование  для них самих и их семей  в соответствии с постановлениями  настоящего Пакта;

    б) условия работы, отвечающие требованиям  безопасности и гигиены;

    в) одинаковую для всех возможность  продвижения по работе на соответствующие  более высокие ступени исключительно  на основании трудового стажа  и квалификации;

    г) отдых, досуг и разумное ограничение  рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как  и вознаграждение за праздничные  дни.

    Статья 8 Пакта довольно подробно предусмотрела  право каждого пользоваться профсоюзными правами и защитой, включая право  на забастовки. При этом в п. 3 этой статьи подчеркнуто, что ничто не дает права государствам - участникам Конвенции МОТ 1948 г. о свободе ассоциаций и защите права на организацию принимать законодательство в ущерб гарантиям этой конвенции.

    Международный пакт о гражданских правах, принятый ООН 19 декабря 1966 г. и ратифицированный нашей страной в 1976 г. (Ведомости СССР. 1976. 17. Ст. 291), также содержит некоторые международные трудовые права. Так, ст. 2 предусматривает равноправие граждан в гражданских (а следовательно, и трудовых) и политических правах без какого бы то ни было различия (по расе, языку, цвету кожи, полу и т. д.), ст. 25 - равное право граждан и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Статья 8 устанавливает, что никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду, при этом оговорено, что этот термин не охватывает труд в местах заключения, какую бы то ни было службу военного характера, службу, обязательную при чрезвычайном положении или бедствии, угрожающих жизни или благополучию населения, работу по обыкновенным гражданским обязанностям.

    Для нашего трудового права важен  такой акт ООН, как Конвенция  о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин, принятая Генеральной  ассамблеей ООН 18 декабря 1979 г., ратифицированная СССР в 1980 г. Это не только международный билль о правах женщин, но и программа действий государств-участников в целях обеспечения гарантий этих прав. В ней закреплено понятие дискриминации в отношении женщин (ст. 1), ее осуждение во всех формах и обязательства государств участников провести в национальном законодательстве для этого ряд мер (ст. 25). Не считаются дискриминационными специальные меры, направленные на охрану материнства (ст. 4). Данная Конвенция предусматривает ряд мер для ликвидации дискриминации женщин в области образования (ст. 10) и занятости (ст. 11), в том числе по причине замужества или материнства. Предусмотрено также, что все договоры и все другие частные документы любого рода, ограничивающие правоспособность женщин, являются недействительными [1, 355].

    Вторая  ступень актов международного трудового  права представлена нормативным  материалом Международной МОТ была создана в 1919 г. как реакция на активное рабочее движение в Европе и США. Она более чем на четверть века старше Организации Объединенных Наций (ООН) и является не только одной из старейших международных организаций, но и первой международной организацией, вошедшей в систему ООН практически сразу после ее создания.

    Чуть  ниже актов МОТ в иерархии международных  стандартов труда находятся региональные стандарты – Совета Европы, Европейского Союза, СНГ, Организации американских государств (ОАГ), Организации африканского единства (ОАЕ), Арабской организации  труда (АОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Для  России в этой категории актов  наиболее актуальны международные  документы Совета Европы, ЕС и СНГ.

    Основными документами Совета Европы являются Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицирована РФ – см. Федеральный закон от 30.03.98 № 54-ФЗ) и Европейская социальная хартия 1961 г. в редакции 1996 г. (подписана РФ 14.09.00 и до настоящего времени не ратифицирована).

    Европейская конвенция содержит нормы о запрете  принудительного или обязательного  труда, исключения из них и положение  о свободе ассоциаций (включая  создание профсоюзов и вступление в  них для защиты своих прав). В  свою очередь Европейская хартия является базовым документом в области  европейского трудового права и  одним из самых прогрессивных  документов в области международной  стандартизации труда, поскольку охватывает наиболее широкий спектр трудовых прав, многие из которых пока еще не приняты на общемировом уровне.

    Документы Евросоюза представлены рядом учредительных  документов ЕС – Римским договором  о создании ЕС (ст. 7, 48–51, 100, 117–120, 235) с изменениями от 1987 г., Маастрихтском договором 1992 г. и Амстердамским договором 1997 г., Социальной хартией ЕС 1989 г., а также многочисленными регламентами, директивами и рекомендациями по отдельным вопросам трудового права. Социальная хартия является программным политическим документом и не имеет обязательного характера. Не имеют обязательного характера и рекомендации ЕС. Положения же регламентов и директив обязательны для стран – членов ЕС и в ряде случаев имеют прямое действие в их национальном праве.

    Региональное  трудовое законодательство постепенно формируется и в рамках СНГ. В  этой сфере приняты Конвенция  СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., а также ряд международных договоров и соглашений по проблемам трудящихся, мигрантов, образования, охраны труда и социального обеспечения.

    Разобравшись  в общей структуре международных  стандартов труда, нужно отметить, что  эти стандарты не имеют жесткой  системы их обеспечения. За ними не стоят ни экономические, ни военные, ни какие-либо иные суровые меры, применяемые  к нарушителям. Именно поэтому международные  стандарты труда часто называют “мягким законодательством”. Однако все это не означает, что международные  стандарты труда можно безнаказанно нарушать. Основным сдерживающим фактором в этом вопросе является явно негативное влияние таких нарушений на внешнеполитический имидж государства – нарушителя конвенций. Поэтому на сегодняшний  день большинство развитых стран  предпочитают более или менее добровольно исполнять взятые на себя обязательства по обеспечению требуемого уровня трудовых и связанных с ними прав.  

    1.3 Характеристика отдельных  Конвенций Международной Организации Труда 

    С 1919 г. Международная организация  труда приняла более 180 конвенций  и примерно такое же количество рекомендаций (в России действуют менее 1/3 этих конвенций). Конвенции МОТ для  страны, к ним присоединившейся путем  их ратификации, обязательны для  исполнения. МОТ контролирует это. Рекомендации МОТ не подлежат ратификации, но их значение в том, что они часто  подробно разъясняют конвенции, дополняют  их, а рекомендации МОТ по вопросам, не предусмотренным конвенциями, помогают в совершенствовании национального  трудового законодательства. Многие рекомендации просто дублируют конвенции, помогая тем странам, которые  к соответствующей конвенции  не присоединились.

    Основные  трудовые права человека были, как  указывалось, закреплены актами ООН. Эти  трудовые права конкретизируют акты МОТ, например, о запрете принудительного  труда - Конвенция 29 (1936 г.) и Конвенция 105 (1957 г.). В Конвенции 29 развернуто дается понятие принудительного труда, в Конвенции 105 расширены меры по устранению принудительного труда, в том числе запрет его в качестве меры дисциплинарного взыскания.

    Большое количество актов МОТ конкретизирует положения актов ООН о равноправии  в труде и запрете дискриминации  в труде и занятости (Конвенции 100, 111 и 117 и др.).

    Общие положения о занятости Пакта  ООН 1966 г. и в частности о достижении государствами-участниками полной производительной занятости, конкретизированы в ряде конвенций и рекомендаций МОТ, относящихся главным образом к защите от безработицы слабо защищенных групп населения (инвалидов, женщин, молодежи, пожилых, трудящихся-мигрантов) или к определенным отраслям (сельскому хозяйству, рыболовству и др.). Так, Конвенция 122 "О политике в области занятости" (1964 г.) провозглашает активную политику государств в содействии полной продуктивной и свободно избранной занятости трудоспособного населения. Эти положения закреплены в российском Законе "О занятости населения в Российской Федерации". Конвенции 2 и 88 обязывают создавать бесплатные органы (бюро) занятости для обеспечения полной занятости.

    В ряде актов МОТ установлены критерии незаконного увольнения и предусмотрена  защита от них. Так, Конвенция 158 предусматривает, что увольнение возможно лишь при  наличии законных оснований, связанных  со способностями или поведением работника или признанием производства банкротом. Мы эту Конвенцию пока не ратифицировали, поскольку у нас  эти основания закреплены четче  и яснее.

    Конвенция МОТ 47 "О сокращении рабочего времени  до сорока часов в неделю" еще  в 1935 г. установила международный стандарт рабочей недели - 40 часов как нормальное рабочее время. Этот стандарт некоторые развитые страны, например, Франция, по национальному законодательству сократили до 39 часов в рабочую неделю, а теперь она перешла на 35-часовую рабочую неделю. Сверхурочные работы согласно актам МОТ (Рекомендация 116) допускаются лишь в определенных случаях и пределах и подлежат дополнительной оплате. Ежегодные оплачиваемые по среднему заработку отпуска установлены Конвенциями МОТ 52 (1936 г.) и 132 (1970 г.), согласно которым такой отпуск предоставляется не менее трех рабочих недель за каждый год работы. В стаж на отпуск засчитывается и болезнь, и отпуск по беременности и родам. Конвенция 14 "О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях" (1921 г.) установила еженедельные выходные дни.

    По  вопросам заработной платы МОТ приняла  ряд конвенций и рекомендаций, в основном они касаются установления государственного минимума зарплаты (Конвенция 131 1970 г.), равной оплаты за равноценный труд мужчины и женщины (Конвенция 100 1951 г.), охраны заработной платы (Конвенция 95 1949 г.), обязывающая государства обеспечить систематическую выплату заработной платы).

    Особенно  много конвенций и рекомендаций МОТ по вопросам охраны труда (техники  безопасности и гигиены труда), в  частности о запрете использования  некоторых вредных веществ (белый  фосфор, бензол и др.) в производстве, об охране труда детей и подростков, минимальном возрасте их допуска  к отдельным видам труда, о  запрете использования труда  их и женщин на подземных работах, о медицинском освидетельствовании  детей и подростков для выяснения  их пригодности к труду в промышленности. Есть также акты, касающиеся охраны труда моряков, женщин, охраны материнства, ограничения подъема тяжестей и  ряд других актов по защите трудящихся на производстве, технике безопасности и гигиене труда, защите от профессиональных заболеваний. Например, Конвенция 193 "О  снабжении машин защитными приспособлениями" (1963 г.) предусматривает меры по безопасности для работающих с механизмами, оборудованием, Конвенция 148 (1977 г.) - меры по защите трудящихся от профессионального риска (т. е. профессионального заболевания), вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, Конвенция 134 "О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков" (1970 г.) направлена на профилактику таких несчастных случаев.

    Ряд актов МОТ посвящен профсоюзам, их правам и правам на коллективные переговоры, например Конвенция 87 "О свободе  ассоциации и защите прав на организации" (1948 г.), Конвенция 11 "О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве" (1921 г.). Есть по этому вопросу и специальные акты (право на профсоюзы в сельском хозяйстве или, например, Конвенция 151 о праве на объединения на государственной службе).

    Ряд актов МОТ закрепляет международный  бипартизм (трудящиеся и администрация) и трипартизм в коллективных социально-партнерских  отношениях на уровне предприятий (Рекомендации 94 и 129) и более высоких уровнях (Рекомендации 113 и 152 и Конвенция 144).

    Рекомендации 130 посвящены порядку рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

    Как видим, акты ООН и МОТ дают международные  стандарты труда почти по всем институтам особенной части трудового  права и по многим вопросам общей  части. Их влияние на национальное законодательство всех государств, в том числе и  современной России, очень большое. Следовало бы лучше их использовать в Трудовом кодексе РФ, особенно по поводу права на труд, его понятия, занятости при первом же его изменении.  

    2. Международное трудовое  право и российское  законодательство

    2.1 Применение в России  международных норм  о труде

     

    Россия  ратифицировала ряд конвенций МОТ, но не все их нормы имплементированы в российское трудовое законодательство, хотя применение этих норм может быть решающим при рассмотрении трудовых споров.

      Конституция РФ 1993 г. закрепила  прямое действие общепризнанных  норм и принципов, а также  международных договоров на территории  нашей страны, признав их тем  самым частью правовой системы  России. Поэтому если международным  договором, в котором участвует  Россия, установлены правила, отличающиеся  от предусмотренных российским  законом, то применяются правила  международного договора.

      Трудовой кодекс (ТК) РФ 2001 г., разрабатывавшийся  при участии экспертов Международной организации труда, вобрал в себя многие международные нормы о труде. Результат деятельности МОТ в России - 59 ратифицированных нашей страной конвенций. Однако включение государством международной нормы о труде в свою правовую систему - это лишь первый шаг, далее надо сделать норму действительно действующей, регулирующей конкретные отношения. Подчеркнем, применение норм трудового права, записанных в ратифицированных Россией конвенциях МОТ, - это еще и исполнение международных обязательств, взятых на себя нашим государством. Следовательно, юридическая ответственность при применении международных норм возрастает как минимум вдвое. Значительная часть этой ответственности возлагается на судебную систему, так как при недостаточной доступности для населения сведений о международных трудовых нормах, являющихся частью нашей правовой системы наряду с ТК РФ и иными правовыми актами о труде, именно судья становится гарантом полной защиты и реализации трудовых прав граждан.

Информация о работе Международное трудовое право