Образование и прекращение юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:05, реферат

Описание работы

Введение
Порядок образования и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.
При образовании юридического лица обязательным условиям является его государственная регистрация. Статья 2 ГК РФ называет условие о регистрации в качестве одного из обязательных признаков лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Создаваемые гражданами общественные объединения (кроме политических общественных объединений) вправе не регистрироваться и функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.
Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно). В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.
Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.
Таким образом, цель данной работы проанализировать порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц, согласно действующему гражданскому законодательству.

Работа содержит 1 файл

Контр раб по ГП.docx

— 28.67 Кб (Скачать)

    Введение

    Порядок образования и прекращения деятельности  юридического лица заслуживает особого  рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается  или выбывает из числа субъектов  гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование  юридическое лицо.

    При образовании юридического лица обязательным условиям является его государственная  регистрация. Статья 2 ГК РФ называет условие о регистрации в качестве одного из обязательных признаков лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Создаваемые гражданами общественные объединения (кроме политических общественных объединений) вправе не регистрироваться и функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

    В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения  юридических лиц, как реорганизация  и ликвидация.

    Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при  реорганизации невозможно). В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических  лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

    Ликвидация  представляет собой прекращение  деятельности юридического лица без  правопреемства, т.е. прекращение как  самого юридического лица, так и  его прав и обязанностей.

    Таким образом, цель данной работы проанализировать порядок образования  и прекращения  деятельности юридических лиц, согласно действующему гражданскому законодательству. 
 
 

Глава 1. Образование юридического лица. 

1.1. Сущность образования юридического лица.

       Инициатива создания юридических лиц может принадлежать как собственникам, так и учредителям (участникам). Однако независимо от конкретной организационно-правовой формы все юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации, с момента проведения которой они считаются созданными.

    В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо регистрируется в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе (для коммерческих организаций) фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Организация, не прошедшая государственную регистрацию, считается несозданной.

    Порядок государственной регистрации устанавливается  Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации  юридических лиц"1, регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.  

1.2. Способы образования юридических лиц.

       Возникновение юридического лица включает в себя непосредственное создание и государственную регистрацию. В теории и правоприменительной практике выделяют три основных порядка создания юридических лиц.

  Распорядительный  порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Для данного способа характерны три основные стадии: 1) издание инициативного (распорядительного) акта собственником или компетентным органом; 2) организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.); 3) утверждение учредительных документов. В связи с ликвидацией государственной монополии в сфере создания юридических лиц и придания в нашем законодательстве большого значения факту их государственной регистрации этот порядок утратил значение.

  Разрешительный  порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.

  Для данного способа характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного  органа или юридического лица, давшего  разрешение на создание данного юридического лица; 3) организационная работа. В  разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические  лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств*.

  Явочно-нормативный  порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган лишь проверяет соблюдение установленного порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме, создаваемой данным способом, для которого характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) организационная работа; 3) контрольная работа компетентного органа. Этот порядок наиболее распространен как во всем мире, так и у нас в стране.

  Можно также сказать, что юридические  лица создаются: 1) по воле собственника или уполномоченного им органа (например, государственные и муниципальные  унитарные предприятия); 2) по воле их будущих членов (например, хозяйственные  общества и товарищества); 3) по воле учредителей, создающих имущественную базу юридического лица, но не являющихся его участниками (например, фонды). 

Глава 2. Прекращение юридического лица: ликвидация и  реорганизация. 

2.1. Ликвидация юридических лиц.

     Ликвидация  юридического лица – это способ прекращения его деятельности без  перехода прав и обязанностей в порядке  правопреемства к другим лицам. ГК содержит развернутый перечень оснований  ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может  носить как добровольный, так и  принудительный характер.

          В добровольном порядке юридическое  лицо ликвидируется по решению  его участников или органа  юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами.  Типичными основаниями добровольной  ликвидации являются нецелесообразность  дальнейшего существования юридического  лица, истечение срока, на который  оно было создано, достижение  или, напротив, принципиальная недостижимость  уставных целей организации. 

         Принудительная ликвидация проводится  по решению суда в случаях,  когда деятельность юридического  лица осуществляется без соответствующего  разрешения (лицензии), либо такая  деятельность прямо запрещена  законом, либо сопряжена с неоднократными  или грубыми нарушениями законодательства.  

     Для отдельных видов юридических  лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и  фонды могут быть ликвидированы  по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и  унитарных предприятий предусмотрено  такое основание ликвидации, как  утрата имущества, т. е. уменьшение стоимости  чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного  капитала. И в том, и в другом случае ликвидация может производиться  как добровольно, так и принудительно.

         Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61–64 ГК и состоит из следующих этапов:

        1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

       2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

       3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

       4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ПС Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;

       5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.

       Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица установлены Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и рядом других нормативных актов. 

2.2. Реорганизация юридических  лиц

    Реорганизация представляет собой способ прекращения юридических лиц с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации). Существует пять форм реорганизации (ст. 57, 58 ГК РФ)1

    1) слияние нескольких юридических  лиц в одно новое;

    2) присоединение юридического лица  к другому;

    3) разделение юридического лица  на два или более новых;

    4) выделение из юридического лица  новых юридических лиц;

    5) преобразование юридического лица  одной организационно-правовой формы  в другую.

    По  общему правилу, юридическое лицо реорганизуется добровольно, т. е. по решению его учредителей либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Однако возможна реорганизация и в принудительном порядке по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, когда организации занимают доминирующее положение на рынке и совершают два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе обязать их принудительно разделиться или выделить из своего состава одну либо несколько организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

    Решением  уполномоченного государственного органа определяется срок такой реорганизации. Если учредители юридического лица, назначенный  ими орган или орган, уполномоченный на реорганизацию учредительными документами, не осуществят ее в указанный срок, суд (по иску указанного государственного органа) назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию. Внешний управляющий составляет разделительный баланс и передает его  на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, возникающих  в результате реорганизации. Эти  документы становятся, после утверждения  судом, основанием для государственной  регистрации вновь возникших  юридических лиц.

    Реорганизация в форме слияния, присоединения  или преобразования в случаях, установленных  судом, возможна лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

    При слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц составляется передаточный акт, при разделении и  выделении — разделительный баланс. Указанные документы должны содержать положения о правопреемстве по всей совокупности обязательств реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются лицами, принявшими решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникающих или изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Информация о работе Образование и прекращение юридического лица