Охрана труда отдельных категорий работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:08, реферат

Описание работы

Социальное значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности общественного производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости. В связи с этим социальное значение охраны труда проявляется, прежде всего, во влиянии на изменение следующих трех основных показателей, характеризующих уровень развития общественного производства: рост производительности труда в результате увеличения фонда рабочего времени, сохранение трудовых ресурсов и повышение профессиональной активности работающих, увеличение совокупного национального продукта.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 70.91 Кб (Скачать)

I

Введение.

 
Полностью безвредных и безопасных производств не существует. 
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде", ратифицированной Законом Республики Беларусь от 5 мая 1999 г., государство обязано разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды. При разработке такой политики должны быть определены соответствующие функции и обязанности государственных органов, предпринимателей, трудящихся и других лиц в области охраны труда. 
Отсутствие элементарной дисциплины становится основной причиной чрезвычайных происшествий, аварий, несчастных случаев на производстве и в быту. Во многих организациях пренебрегают элементарными требованиями техники безопасности, не соблюдают технологические нормы производства, смирились с низкой трудовой и исполнительской дисциплиной, упускают из виду, что укрепление дисциплины и правопорядка - важнейшая основа обеспечения общественной безопасности, ускорения социально-экономического развития страны, улучшения жизни людей. Основными причинами травматизма с тяжелыми последствиями стали:

  • неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;
  • эксплуатация неисправных, не соответствующих требованиям безопасности машин, механизмов и оборудования;
  • недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда, нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, нормативных правовых актов по охране труда;
  • невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда;
  • несоответствие требованиям безопасности технологических процессов.

В такой ситуации решающее значение имеет организация работы по укреплению общественной безопасности и дисциплины на всех уровнях. От руководителей  всех уровней требуется бескомпромиссная борьба с халатностью и разгильдяйством. Состояние трудовой и исполнительской дисциплины в коллективе, условий безопасного труда - один из главных критериев оценки работы руководителя. Конкретные меры должны быть приняты на каждом рабочем месте, в каждом коллективе, в каждой организации. 
Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников. 
Обеспечение конституционного права граждан на трудовые и безопасные условия труда является важнейшей обязанностью нанимателей, других субъектов правоотношений в этой области. 
Создание таких условий труда обеспечивается системой мер, заключающих правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства, Требования охраны труда должны соблюдаться на всех стадиях организации и осуществления производственной деятельности. Многонаправленность функций и задач, которые необходимо решать при управлении охраной труда, а также множественность нормативных правовых актов, регулирующих эти вопросы, осложняют работу руководителей и специалистов в этой области, требуют от них соответствующих знаний. 
Основной задачей выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся охраны труда.

Социальное значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности общественного производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости. В связи с этим социальное значение охраны труда проявляется, прежде всего, во влиянии на изменение следующих трех основных показателей, характеризующих уровень развития общественного производства: рост производительности труда в результате увеличения фонда рабочего времени, сохранение трудовых ресурсов и повышение профессиональной активности работающих, увеличение совокупного национального продукта.

Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социальной значимости охраны труда. В связи с этим экономическое значение охраны труда оценивается результатами, получаемыми при изменении социальных показателей за счет внедрения мероприятий по улучшению условий труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

Основные принципы и направления государственной  политики в области охраны труда. 

Трудовое законодательство и нормативное регулирование  вопросов охраны труда являются важными  элементами правового обеспечения  социально-экономических отношений  в обществе и создания здоровых и  безопасных условий труда для  работающих членов общества. 
Знание основных требований законодательства и нормативных правовых актов по охране труда и безопасному ведению работ позволяет руководителям и специалистам профессионально управлять охраной труда, предотвращать несчастные случаи на производстве и возникновение профессиональных заболеваний. 
Государство является основным гарантом прав и свобод своих граждан, человек, его права, свободы и гарантии их реализации, являются высшей ценностью и целью общества и государства . Исходя из этого, основным принципом государственной политики в нашей стране в области охраны труда является приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности, установление ответственности нанимателей за безопасность труда, совершенствование правовых отношений и механизмов в этой сфере. 
В республике постоянно проводится работа по выработке системы мер, обеспечивающих реализацию государственной политики в области охраны труда, которые должны соответствовать современному уровню развития производства и производственных отношений. 
Реализация права граждан на здоровые и безопасные условия труда требует осуществления на всех уровнях управления соответствующих правовых, социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических и других мероприятий по охране труда. В республике принят Закон от 03.05.1999 г. № 253-3 "О ратификации Конвенции Международной организации труда (МОТ) "О безопасности и гигиене труда и производственной среде". 
Основной целью Конвенции является признание необходимости на государственном уровне разработать национальную политику в области охраны труда, которая бы учитывала как местные условия, так и международный опыт, а также создать необходимые правовые и организационные механизмы ее реализации на всех уровнях производственных отношений. 
Разработка и реализация государственной политики в области охраны труда предполагает установление соответствующих функций и обязанностей государственных органов, нанимателей, трудящихся и других лиц в области гигиены и безопасности труда. 
В 2001 г. в Республике Беларусь разработана и утверждена Советом Министров Концепция государственного управления охраной труда (далее - Концепция). В этом документе определены цели, основные принципы, направления государственной политики и уровни управления в области охраны труда, а также основные функции органов государственного управления. 
Согласно Концепции целью государственной политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

 
Основными принципами современной государственной политики в этой области являются: 

  • обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности;
  • обеспечение гарантий права работников на охрану труда;
  • установление обязанностей всех субъектов и правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровья и безопасных условий труда;
  • совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  • государственное управление охраной труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного медицинского страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном технологическом уровне производства и организации труда;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, охрана окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности.

 

 

 

 

III

Трудовое законодательство и нормативное регулирование  вопросов охраны труда.

 

Трудовое законодательство и нормативное регулирование  вопросов охраны труда являются важными  элементами правового обеспечения  социально-экономических отношений в обществе и создания здоровых и безопасных условий труда для работающих членов общества.                                                                                                                    Знание основных требований законодательства и нормативных правовых актов по охране труда и безопасному ведению работ позволяет руководителям и специалистам профессионально управлять охраной труда, предотвращать несчастные случаи на производстве и возникновение профессиональных заболеваний.                                    Систему законодательных актов, регулирующих вопросы охраны труда в республике, составляют Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «Об охране труда», «Об основах государственного социального страхования», «О пенсионном обеспечении», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О здравоохранении», «О предприятиях».                                           Основной юридической базой трудового законодательства является Конституция. Она обладает наивысшей юридической силой. Конституция Республики Беларусь содержит ряд принципиальных положений (право на труд, отдых, на материальное обеспечение и т.п.), получивших развитие в конкретных правовых нормах.                                    Важнейшие положения по охране труда закреплены в Трудовом кодексе и Законе «Об охране труда». В частности,  Трудовой кодекс устанавливает основные принципы организации охраны труда, определяет обязанности нанимателей и работников по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, регулирует другие вопросы, связанные с установлением и защитой трудовых прав работников, которые рассматриваются в Трудовом кодексе Республики Беларусь. В Законе «Об охране труда» указывается, что государственная политика в области охраны труда Республики Беларусь направлена на обеспечение приоритета жизни и здоровья граждан.                   Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» закрепил приоритет документов по медицине труда и производственной санитарии в структуре правовых актов в области охраны труда. В Законе Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» в рамках общих вопросов страхования граждан предусмотрены вопросы страхования их также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов; направлен на предупреждение аварий на них и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий.

Организация охраны труда.

 

Нормы, регулирующие охрану труда работающих, содержатся в ТК, а также во многих специальных  нормативных правовых актах. 
Большую роль в охране труда играют отраслевые правила и нормы, учитывающие специфику субъектов хозяйствования или видов выполняемых работ, - локальные нормы по охране труда работающих. Это прежде всего коллективные договоры и соглашения по охране труда, инструкции по безопасному ведению работ. 
В соответствии со ст.55 и 226 ТК наниматель обязан создавать работникам здоровые и безопасные условия труда, внедрять новейшие средства и технологии, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований стандартов по охране труда. 
Законодательство об охране труда в Республике Беларусь регламентирует ряд общих правовых и организационных вопросов, касающихся планирования и финансирования мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии, проведения инструктажей и обучения работающих безопасным методам труда, проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников определенных категорий и т.д. 
Обязанность нанимателя по внедрению современных средств техники безопасности, предупреждению травматизма и заболеваемости на производстве, обеспечению санитарно-гигиенических условий, предотвращению возникновения профессиональных заболеваний работающих детализируется в Типовых правилах внутреннего трудового распорядка и других нормативных актах. 
Здоровье и безопасные условия труда обеспечиваются соблюдением правил и норм по охране труда, требованиям которых должны соответствовать производственные здания, сооружения, оборудование, технологические процессы и организация производства. При этом достигается реальная изоляция человека от наиболее опасных мест на производстве, снижается травматизм, уменьшается профессиональная заболеваемость, характер труда становится более легким, творческим и созидательным. Именно охрана труда должна начинаться со стадии проектирования производственных зданий, сооружений, оборудования, а проекты машин, станков и другого оборудования должны соответствовать требованиям по технике безопасности и производственной санитарии. В этой связи ни одна организация, цех, участок, производство не должны приниматься и эксплуатироваться, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда работающих. 
Так же возлагается на нанимателя обязанность проведения инструктажа работников по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной охране и другим правилам труда, исходя из целевого назначения, субъективного состава и других фактов, инструктаж работающих по охране труда подразделяется на: первичный (на рабочем месте), периодический (повторный), внеплановый, целевой. 
Вводный инструктаж проходит каждый, кто допускается к работе, связанной с обслуживанием машин, агрегатов, станков, с целью ознакомления с особенностями производства по безопасности работы. Проводит его инженер по охране труда или лицо, на которое возложены эти обязанности, а в небольших организациях - технический руководитель. Запись о проведении вводного инструктажа фиксируется в журнале регистрации инструктажей, а также в документе о приеме на работу. 
Первичный (на рабочем месте) инструктаж проводит мастер, начальник участка или непосредственный руководитель работ. В программу инструктажа входит, в частности, ознакомление с технологическим процессом на данном участке производства, требованиями к правильной организации работ и содержанию рабочего места, безопасными приемами и методами труда. 
Периодический (повторный) инструктаж проводится лицом, отвечающим за технику безопасности в целом по организации, или по его указанию - непосредственно руководителем производственного участка. Цель состоит в том, чтобы напомнить работающим правила по технике безопасности и производственной санитарии. 
Внеплановый (внеочередной) инструктаж проводится в случаях изменения условий труда (технологического процесса), при нарушении правил норм техники безопасности, а также если на производстве имел место несчастный случай или профзаболевание. 
Целевой инструктаж работающих проводится при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями и специальностью работающих (ликвидация аварий, стихийных бедствий и др.). 
Помимо инструктажа работающие проходят 6-10-часовое ознакомление с правилами и инструкциями по технике безопасности применительно к их профессии. Соблюдение этих правил должно находиться под постоянным контролем. В случае их нарушения или применения неправильных, опасных методов и приемов работник проходит дополнительный инструктаж. 
Охрана труда включает обязательные медицинские осмотры работающих, в соответствии со ст.228 ТК. 
Медицинские осмотры, в зависимости от целей, которые они преследуют, могут быть подразделены на четыре самостоятельные группы:

  • Во-первых, это медицинские осмотры, проводимые в интересах охраны труда работников.
  • Во-вторых, медицинские осмотры, цель которых - предотвратить опасность как для самого работника, так и для окружающих его на производстве лиц.
  • В-третьих, медицинские осмотры, обеспечивающие интересы общественной гигиены и санитарии, предупреждающие различные инфекционные заболевания. Такие осмотры проходят работники, занятые в пищевой промышленности, детских и лечебно-профилактических учреждениях, а также в некоторых других организациях.
  • В-четвертых, медицинские осмотры, цель которых - выяснить пригодность в физическом отношении работника к выполнению определенной работы. Заключение медицинского учреждения о необходимости сменить работу (временно или постоянно) кому-то из работников обязательно для нанимателя. Лица, которым работа во вредных условиях противопоказана по состоянию здоровья, переводятся на другую работу. При отказе от перевода наниматель вправе уволить работника в установленном законом порядке. 

Медицинские осмотры  несовершеннолетних при поступлении  на работу проводятся в обязательном порядке. Рекомендация врача является основанием для определения их будущей работы. 
Наниматель ведет учет всех работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, и хранит личные медицинские книжки, в которые заносятся сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях и результатах этих осмотров.

Планирование мероприятий  по улучшению условий труда, предупреждению травматизма и заболеваемости на производстве является одной из функций  управления охраной труда в организации  и осуществляется в соответствии с Положением о планировании и  разработке мероприятий по охране труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136. Положением предусмотрены  содержание и этапы этой работы, а также порядок оформления и  утверждения соответствующих документов. 
Для планирования мероприятий по охране труда необходимо располагать объективной информацией о состоянии охраны труда в организации. Источниками такой информации являются:

  • данные об аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • данные паспортизации санитарно-технического состояния производств, цехов и участков;
  • анализ несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • предписания органов Госнадзора;
  • представления технических и правовых инспекторов труда профсоюзов;
  • решение органов управления по охране труда;
  • предположения рабочих и специалистов по охране труда;
  • другие сведения. 
    Планы мероприятий по охране труда могут быть:
  • перспективные;
  • текущие;
  • оперативные;

Информация о работе Охрана труда отдельных категорий работников