Охрана труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 03:11, курсовая работа

Описание работы

Наконец-то разрешен часто возникающий на практике вопрос, какой же отпуск можно заменить денежной компенсацией - удлиненный, оставшийся с прошлых лет, основной или дополнительный? Законом N 90-ФЗ установлено, что компенсации подлежит часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает 28 календарных дней. Изменились также и нормы работы для совместителей. Разрешено трудиться по совместительству полный рабочий день (смену) работнику, который свободен в этот день от исполнения своих основных обязанностей.
Целью этой работы является детальное рассмотрение всех пунктов правового регулирования охраны труда.1

Содержание

Основная часть.
Глава 1. Законодательство об охране труда и сфера его применения.
Глава 2. Государственные нормативные требования охраны труда.
Глава 3. Право работника на охрану труда.
3.1. Дополнительные нормы по охране труда для женщин.
3.2.Дополнительные нормы по охране труда для лиц с семейными обязанностями.
3.3. Дополнительные нормы по охране труда для лиц моложе 18 лет.
3.4. Дополнительные нормы по охране труда для инвалидов.
Глава 4. Гарантии работников на безопасный труд.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая трудовое право Мгиу.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МГИУ

КАФЕДРА ИДО № 73

«ГОСУДАРСТВЕННО И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

По  дисциплине: Трудовое право 

На  тему: «Охрана труда»  
 
 

Выполнил:        

Студент группы: Бк08Ю22п                         

Бондарева О.В.

Проверил:

преподаватель

Дзарасов  Марат Эльбрусович 

Г. Белая  Калитва

2011 г. 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Основная часть.

Глава 1. Законодательство об охране труда и сфера его  применения.

Глава 2. Государственные  нормативные требования охраны труда.

Глава 3. Право  работника на охрану труда.

    3.1. Дополнительные  нормы по охране труда для  женщин.

    3.2.Дополнительные  нормы по охране труда для  лиц с семейными обязанностями.

    3.3. Дополнительные нормы по охране труда для лиц моложе 18 лет.

    3.4. Дополнительные нормы по охране труда для инвалидов.

Глава 4. Гарантии работников на безопасный труд.

Заключение.

Список используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

    Охрана  жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

    Согласно  статье 37 Конституции Российской Федерации  право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, - одно из основных прав человека и гражданина. А охрана труда и здоровья людей провозглашена в части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации как одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации.

    Закрепление этого конституционного принципа в  Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязывает работодателя в первую очередь обеспечить своим работникам безопасные условия труда вне зависимости от того, в какой отрасли производства работник занят и вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности организации.

    Это направление реализуется путем провозглашения в нормативных правовых актах различного уровня жизни и здоровья человека высшей ценностью и установления ответственности за нарушение данного принципа. Действующая система стандартов по охране труда, межотраслевых и отраслевых правил и норм конкретизирует законодательство по охране труда.

    Целый ряд документов регулируют вопросы, непосредственно связанные с  охраной труда, такие как: обучение по охране труда, трудовой дисциплины, обязательное социальное страхование, возмещение при несчастных случаях и профессиональных заболеваниях на производстве, особенности трудовой деятельности отдельных категорий работников, гарантий и компенсаций работников, вопросы обеспечения безопасных условий труда и другое.

    Согласно  части 2 статьи 210 ТК РФ реализация этого направления государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

    Минтруд Российской Федерации координирует и направляет деятельность отраслевых министерств и ведомств в сфере охраны труда.

    Обеспечение безопасных условий труда на производстве очень актуальная проблема для современной  Российской Федерации, поскольку несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания влекут физические и нравственные страдания для граждан, сокращение продолжительности жизни, а иногда и смерть.

    Для того, чтобы изменилась ситуация в  этой сфере, необходимо общественное осознание  того, что жизнь человека - это  важнейшая ценность, которая у него есть, юридическое закрепление прав работников в сфере обеспечения безопасных условий труда, а также установления законодательного механизма, регулирующего отношения между работодателями и их работниками.

    По  тексту ТК РФ понятие "организация" заменено на понятие "работодатель", что позволяет снять формальные препятствия при применении норм трудового права в случаях, когда работодатель не является юридическим лицом. Теперь работодатель обязан выплатить денежную компенсацию своим работникам, если были задержки с выплатой зарплаты, отпускных и других начислений. При этом уточняется, что эти обязательства возникают независимо от наличия вины работодателей.

    Представители работников наделены правом требовать  от работодателя рассмотрения их заявлений  о привлечении к дисциплинарной ответственности не только руководителей организаций и их заместителей, а также руководителей структурных подразделений. Оговорены вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации работников организации.

    Наконец-то разрешен часто возникающий на практике вопрос, какой же отпуск можно заменить денежной компенсацией - удлиненный, оставшийся с прошлых лет, основной или дополнительный? Законом N 90-ФЗ установлено, что компенсации подлежит часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает 28 календарных дней. Изменились также и нормы работы для совместителей. Разрешено трудиться по совместительству полный рабочий день (смену) работнику, который свободен в этот день от исполнения своих основных обязанностей.

      Целью этой работы является детальное рассмотрение всех пунктов правового регулирования охраны труда.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Законодательство об охране труда и  сфера его применения. 
 
 

    Законодательство  по охране труда в настоящее время  характеризует то, что сейчас на территории Российской Федерации действует около 3 тысяч нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда.

    Из  более 50 конвенций, ратифицированных Российской Федерацией, более 20 непосредственно  затрагивают вопросы создания безопасных условий и охраны труда. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ТК РФ, других федеральных законов, содержащих нормы по охране труда в различных отраслях производства, таких, например, как Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Федеральный закон от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (далее - Закон N 136-ФЗ); Федеральный закон от 8 апреля 2000 года N 50-ФЗ "О ратификации Конвенции 1986 г. об охране труда при использовании асбеста", Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (далее - Закон N 81-ФЗ), а также законов и иных нормативных правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации.

    Такие нормативные акты позволяют учесть специфику условий труда отдельных  категорий работников в различных  отраслях производства и соответственным образом обеспечить охрану их труда.

    Некоторые Федеральные законы, регулирующие социально-экономические  отношения, затрагивают вопросы, связанные  с охраной труда, такие как:

    - Федеральный закон от 1 мая 1999 года N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений";

    - Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных  союзах, их правах и гарантиях  деятельности".

    Законы  и иные нормативные акты по охране труда, принятые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по совместным предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действие законодательства о труде и об охране труда распространяется согласно статье 11 ТК РФ на:

    трудовые  отношения и иные, непосредственно  связанные с ними отношения;

    другие  отношения, связанные с применением  личного труда, если это предусмотрено  ТК РФ либо иным федеральным законом;

    работодателей (физических и юридических лиц), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

    трудовые  отношения с участием иностранных  граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных либо учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства  либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если другое не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    Согласно  той же статье 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового  права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

    "военнослужащие  при исполнении ими обязанностей  военной службы;

    члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

    лица, работающие на основании договоров  гражданско-правового характера;

    другие  лица, если это установлено федеральным  законом".

    На  граждан, работающих на территории иностранного государства, распространяется законодательство о труде и охране труда этого государства. А что касается иностранных работников, работающих на территории Российской Федерации, то на них распространяется наше законодательство, если только международным договором между Российской Федерацией и этим государством не предусмотрено иное.2

    В соответствии с частью 2 статьи 10 ТК РФ правила международного договора применяются в случае, если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Государственные  нормативные требования охраны труда. 
 
 

    Требования  по охране труда регламентированы главой 34 ТК РФ.

    Государственные требования по охране труда установлены  статьей 211 ТК РФ. В соответствии с  этой статьей государственными требованиями по охране труда, отраженными в федеральных  законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах  и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение здоровья и жизни работника в процессе его трудовой деятельности.

    Требования  по охране труда распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Они обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда. Требования по охране труда обязательны для исполнения как юридическими, так и физическими лицами.

    Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (далее - Постановление Правительства N 399) установлено, что:

    "в  Российской Федерации  действует система нормативных правовых

Информация о работе Охрана труда