Организация системы обучения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является система обучения в целом. Для эффективного функционирования организации в век высоких технологий формирование и внедрение системы обучения персонала в любой организации просто необходимо, чтобы своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word ГОТОВЫЙ.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

                                                        Введение 

     В наш быстроменяющийся век профессиональное развитие персонала приобретает  особое значение и становится неотъемлемым условием успешного функционирования любой организации.

     Учитывая  специфику российского рынка, особенностью которого являются быстрые и частые изменения, как внешних условий предприятия, так и внутренних, можно констатировать, что развитие системы профессионального обучения в организации определяет не только успешность ее развития, но и выживаемость. Ускоренное развитие научно-технического прогресса и быстрое устаревание профессиональных знаний и навыков являются не единственными факторами, определяющими значительно возросшую роль профессионального обучения, оно помогает фирме соответствовать ужесточившимся требованиям рынка.

     Еще совсем недавно значение обучения и повышения квалификации сотрудников недооценивалось. Вопросам совершенствования сотрудников уделялось очень мало времени. А между тем, это очень важно и для персонала и для руководителей организации.

     Тема  курсовой работы – принципы и методы организации системы обучения персонала. Актуальность данной темы в системе обучения персонала в любой организации предполагает исследование фактического уровня подготовки к работе сотрудников и проблем совершенствования, разработку плана обучения для успешного функционирования организации в целом.

           Объектом исследования в курсовой  работе является персонал организации.  Успех организации в человеческих ресурсах. Человек составляет основу организации, ее сущность и основное богатство. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него большое влияние, либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желание работать производительно, с полной отдачей.

           Предметом исследования является система обучения в целом. Для эффективного функционирования организации в век высоких технологий формирование и внедрение системы обучения персонала в любой организации просто необходимо, чтобы своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка.

            Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов обучения персонала. Но эффективность в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы обучения и в какой комбинации эти методы используются.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Глава 1. Организация обучения персонала 

       1.1. Основные понятия и концепции обучения 

      Процесс обучения человека протекает всю  его сознательную жизнь. Первичное  обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. целью обучения является получение образования.

1. Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обуславливается требованиями производства, научно - техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на два вида:

  • Общее;
  • Профессиональное;

   Образование должно осуществляться непрерывно.

2. Непрерывное образование - процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс  овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения.

      Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий, и стимулирование постоянного  самообразования.

3. Профессиональное образование - это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат – подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения. 

4. Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями и умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.

      Следует различать три вида обучения:

  • Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.
  • Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
  • Переподготовка кадровобучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи  с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

      Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров:

  • Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, сточки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
  • Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство  представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому привязан к соответствующему рабочему месту.
  • Концепция обучения, ориентированная на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.
 
 

          1.2. Виды и методы обучения персонала 

     Характеристики  видов обучения персонала:

     1. Профессиональная подготовка кадров. Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности.

     2. Профессиональная начальная подготовка кадров. Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки.

     3. Профессиональная специализированная подготовка. Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией.

     4. Профессиональное совершенствование. Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также стимулирования профессионального роста.

     5. Совершенствование профессиональных знаний  и способностей. Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты.

     6. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе. Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители.

     7. Профессиональная переподготовка. Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности.

     Задачи обучения для отдельных целевых групп:

- учащаяся молодежь. Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности, в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (профессиональная школа-производство).

-  специалисты с опытом работы. Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности.

- руководители с опытом работы. Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.д.

- обучение при вхождении в организацию. Необходимым условием успешного вхождения в организацию для каждого ее нового члена является изучение системы ценностей, норм, правил и поведенческих стереотипов, характерных для данной организации. При этом нет необходимости изучать всю совокупность ценностей и норм, существующих в организации. Важно знать те из них, которые являются ключевыми на первом этапе взаимодействия человека с организационным окружением и без знания которых могут возникнуть неразрешимые конфликты между человеком и окружением. Установление системы таких норм и ценностей и соответствующее описание их является важнейшей задачей руководства, в частности лиц, ответственных в организации за кадры.

      Основными сторонами жизнедеятельности организации, ценностные, поведенческие и нормативные характеристики которых должен в первую очередь изучить человек, входящий в организацию, являются следующие:

  • Миссия и основные цели организации
  • Допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть использованы для достижения целей организации
  • Имидж и отличительный образ, который имеет и создает организация
  • Принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные особенности и существование организации как единого организма
  • Обязанности, которые должен будет взять на себя человек, вступив в определенную роль в организации
  • Поведенческие стандарты, которым должен будет следовать человек, исполняя роль.

      Методы  профессионального обучения вне  рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических  знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки.

      В последнее время существенно  возросло значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно которым члены рабочих групп (до 10 человек) в регулярных встречах вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей ее решения (речь идет о японском методе «кружок качества», который применяется в США и Европе).

      В Германии этот метод называется «вместо  учебы». Оба метода имеют ряд одинаковых, аналогичных особенностей: рабочие группы хотят управлять самостоятельно. Производственная иерархия в рабочей группе не имеет никакого значения, результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга, прежде всего, постановкой цели. «Кружок качества» прежде всего, старается подчеркнуть ориентированную на результат экономическую эффективность обучения квалифицированных кадров, в то время как группа «вместо учебы» на передний план выдвигает элементы обучения квалифицированного работника, ориентированные на личность, т.е. выработку манеры поведения, способы общения.

     Обучение  вне рабочего места - также имеет  определенные достоинства и недостатки. Данные методы обучения позволяют:

     - пригласить для обучения в компанию специалистов любого уровня, способных оказать качественные услуги;

Информация о работе Организация системы обучения персонала