Понятие и значение локальных нормативных актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:05, контрольная работа

Описание работы

ТК РФ полностью поставлена в зависимость от наличия локальных нормативных актов (ЛНА) работодателя. То есть нормы труда (нормы выработки, времени, обслуживания и др.), на базе которых устанавливается вознаграждение за труд, как правило, выведены из сферы централизованного регулирования и стали предметом усмотрения работодателя.

Работа содержит 1 файл

Без имени 2 (2).doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию  РФ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

« Ивановский государственный университет»  
 

Кафедра теории и истории государства и права  
 
 

Контрольная работа

по дисциплине

«Правоведение»

Вариант 3 
 
 
 

 Выполнила студентка Цатрян Ангелина

специальность : Менеджмент

коммерция 2курс; заочная форма обучения 

Проверил :доцент, кандидат исторических наук

Поцелуев  Евгений Леонидович 
 
 
 

Иваново 2011

1. Понятие и значение локальных нормативных актов

ТК РФ полностью  поставлена в зависимость от наличия  локальных нормативных актов (ЛНА) работодателя. То есть нормы труда (нормы  выработки, времени, обслуживания и  др.), на базе которых устанавливается  вознаграждение за труд, как правило, выведены из сферы централизованного регулирования и стали предметом усмотрения работодателя.

В ТК РФ появилось  много нововведений, посвященных  ЛНА. Кодекс впервые в законодательной  практике дал легальное определение  ЛНА, включил локальное нормотворчество в систему трудового законодательства (ст. 5 ТК РФ), определил сферу его действия - пределы данного работодателя (ст. 13 ТК РФ), место локальных актов как низового звена в иерархической структуре источников трудового права, а также условия их недействительности (ст. 8 ТК РФ). Предусмотрена обязанность работодателя по ознакомлению работников при приеме на работу с основными ЛНА (ст. 68 ТК РФ). Тем самым презюмируется обязанность работодателя по их разработке и принятию.

Зафиксирована очевидная множественность локальных актов: они представлены во всех разделах Кодекса, кроме последнего, XIV раздела "Заключительные положения". В более чем восьми десятках его статей трудовые отношения регулируются с помощью локальных норм, т. е. реализация каждой пятой статьи основного закона о труде поставлена в зависимость от наличия локальных источников права. Часть из них подробно описана, другие только названы, третьи всего лишь подразумеваются. Тем самым система локальных норм трудового права существенно приближена к системе ТК РФ.

Законодательно  определено общее требование, относящееся  к содержанию локальных актов: их нормы не могут ухудшать положение  работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ). Установлено, что локальная сфера регулирования трудовых отношений распространяется на работников, заключивших с данным работодателем трудовые договоры.

Таким образом, законодатель значительно расширил границы локального регулирования  труда. При этом суть локального нормотворчества как элемента системы источников трудового права заключается в достижении оптимального согласования интересов работодателя и работников. Локальные нормы - проявление самоорганизации сторон трудового правоотношения. Разрабатывая и принимая локальные правила, работодатель и работники реализуют принцип "самопомощи" в форме локальных стандартов труда.

Легальное определение  локальных нормативных актов, впервые  сформулированное в ТК РФ, содержится в ст. 8 ТК РФ.

Для уяснения правовой природы ЛНА важны их признаки, характерные для нормативных правовых актов, каковыми, собственно, локальные акты и являются.

1) Волевое содержание. В ЛНА воплощается воля разработчиков  (работодателя) данного акта, а также  субъектов и участников нормотворчества, которые на разных этапах разработки, обсуждения и принятия документа выражали свое отношение к нему.

В содержании локальных  актов, которые разрабатываются  на основе совместных или согласованных  проектов локального нормотворчества, выражается воля не только работодателя, но и работников, их представителей. Примерами совместной нормотворческой компетенции являются положения о комиссиях (комитетах) по охране труда, по трудовым спорам. Но основным субъектом локального нормотворчества является работодатель. При этом в ЛНА, предусмотренных трудовым законодательством, воплощение воли работников поставлено в зависимость от усмотрения работодателя, который может учесть или не учесть мнение представительного органа работников.

Локальные нормативные  акты - это акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.

Статья 8 ТК РФ

Например, правила  внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ч. 1 ст. 190 ТК РФ).

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года (ч. 1 ст. 123 ТК РФ).

2) Официальный  характер. Этот признак является  продолжением первого признака, т. к. официальный характер ЛНА получают посредством их связи с нормотворческим органом. Для нормативных правовых актов установлены повышенные требования, связанные с процедурами их принятия, опубликования и доведения до сведения правоприменителей. Отсутствие официального опубликования означает, во-первых, то, что нормотворческий орган не до конца выполняет свои правотворческие обязанности, а во-вторых, создаются основания для нарушения прав и свобод граждан.

Что касается вопроса  о доведении до сведения работников ЛНА, то тут имеется два варианта.

Во-первых, ТК РФ в ст. 68 устанавливает обязанность  работодателя при приеме на работу (до подписания трудового договора) ознакомить работника под роспись  с правилами внутреннего трудового  распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника.

Во-вторых, если локальный нормативный акт принимается  или в него вносятся изменения  в процессе трудовой деятельности, то представляется, что работодатель также обязан ознакомить с ними работников. Так как порядок ознакомления и опубликования локальных нормативных актов в ТК РФ не определен, то работодатель сам должен его урегулировать.

Порядок ознакомления работника с локальными нормативными актами законодательно не определен, поэтому можно предложить несколько вариантов.

Первый вариант  можно использовать при небольшой  численности 

работников. Это  так называемые ознакомительные  листы, которые прикрепляются к  самому локальному акту. Однако нужно  иметь в виду, что эти листы должны быть прошиты и пронумерованы вместе с самим локальным актом.

Второй вариант, на наш взгляд, предпочтителен в  случае большой численности персонала, а также когда существует несколько  локальных нормативных актов. В  этом случае должны вестись журналы ознакомления по каждому локальному акту, где будут проставляться подписи работников и даты ознакомления.

Таким же образом  можно знакомить работников с  локальными актами в случае их изменения  и дополнения.

Кроме того, факт ознакомления работника со всеми локальными актами может быть зафиксирован в тексте самого трудового договора. В этом случае в договоре предусматривается графа, в которой перечисляются все документы, представленные работнику для ознакомления, и где работник своей рукой делает отметку о том, что ознакомлен с этими документами, и расписывается.

3) Всеобщий характер  ЛНА проявляется в том, что  они касаются неопределенного  круга работников данного работодателя  и рассчитаны на неоднократное  применение.

ЛНА действуют  непрерывно и постоянно. Их "неисчерпаемость" проявляется в том, что они и после совершения предписаний, заложенных в них, не прекращают свое действие.

4) Компетенция  уполномоченных субъектов на  принятие нормативного акта и  процедура принятия установлены  ТК РФ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами. При принятии ЛНА в случаях, не предусмотренных законодательством о труде, порядок разработки проекта локального документа, возможности его обсуждения с представительными органами работников определяются работодателем.

5) Документальное  оформление. Локальный акт - это  всегда письменный документ. Требования  к его форме, языку, стилю  изложения, структуре и содержанию, наличию соответствующих реквизитов (дата принятия, номер, наименование, регистрация и др.) регулируются в централизованном порядке. ТК РФ устанавливает требования как к форме акта (положения, инструкции, графика и т. д.), так и к структуре и содержанию некоторых локальных актов (правила внутреннего трудового распорядка). Искажение формы или выход за пределы круга вопросов, решение которых предписано в конкретном акте, видимо, будет означать нарушение компетенции правотворческого органа.

Исходя из положений, записанных в  Трудовом кодексе   Российской Федерации, различают  два вида локальных нормативных актов.

Первый - акты, разрабатываемые и принимаемые работодателем самостоятельно (документы технологического процесса).

Второй - акты, принимаемые совместно (коллективный договор) или с учетом мнения выборного представительного (обычно профсоюзного) органа, представляющего интересы работников организации.

Работодателю, необходимо учитывать мнение выборного органа  первичной профсоюзной организации. К ним, в частности, относятся:

а) изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, когда эти причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников (в этих случаях работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (ст. 74 ТК РФ);

б) отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ;

в) привлечение   к сверхурочным работам (ст.99 ТК РФ);

г) регулирование  вопросов, связанных с разделением рабочего дня на части (ст.105 ТК РФ);

д.) определение размера и порядка выплаты  вознаграждения за работу в  нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ);

е) привлечение  к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.113 ТК РФ);

ж) порядок и  условия предоставления дополнительных отпусков (ст.116 ТК РФ);

З.) утверждение  графика предоставления оплачиваемых отпусков  
(ст. 123 ТК РФ);

и) определение  конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);

к) принятие необходимых  мер при угрозе массовых увольнений  
(ст. 180 ТК РФ)
;

л) установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также  особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ);

м) утверждение  порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК РФ);

н) увеличение в  исключительных случаях на отдельных  объектах продолжительности вахты (ст. 299 ТК РФ);

о) утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ);

п) установление надбавок за вахтовый метод работы (ст. 302  
ТК РФ)
;

р) установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК РФ);

с) установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК РФ).

Ряд вопросов решается с учетом мнения представительного органа работников. Это может быть  выборный профсоюзный орган первичной профсоюзной организации. В таком порядке решаются, в частности, следующие вопросы:

а) установление порядка проведения аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ);

Информация о работе Понятие и значение локальных нормативных актов