Проблемы правового регулирования специальной дисциплинарной ответственности работника по трудовому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение существующих проблем правового регулирования специальной дисциплинарной ответственности работника по трудовому праву. В соответствии с поставленной целью при проведении исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать правовую природу дисциплинарной ответственности;
- исследовать факты, влекущие возникновение отношений по дисциплинарной ответственности работника;
- рассмотреть виды дисциплинарных взысканий в трудовом праве;
- рассмотреть особенности отдельных видов специальной дисциплинарной ответственности в современных условиях.

Работа содержит 1 файл

Дисциплинарная ответственность.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

     В пункте 53 Постановления Пленума  ВС РФ №2 судом даны следующие разъяснения:

     «Работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен.

     Однако  в указанном случае суд не вправе заменить увольнение другой мерой взыскания, поскольку в соответствии со статьей 192 Кодекса наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя».

     Итак, дисциплинарная ответственность наступает  только за дисциплинарные проступки - виновные противоправные деяния. К дисциплинарной ответственности могут привлекать лишь органы и лица, наделенные соответствующими полномочиями. Ответственность может быть применена только в установленных законодательством о труде пределах. Так, трудовым законодательством установлены:

     - исчерпывающий перечень дисциплинарных  взысканий;

     - сроки, в течение которых эти взыскания могут быть наложены;

     - порядок привлечения к дисциплинарной  ответственности.

     В целом документирование процедуры  применения дисциплинарного взыскания  включает в себя:

     ·   документальное подтверждение факта совершения дисциплинарного проступка (акт о дисциплинарном проступке, отметка в табеле учета рабочего времени и так далее);

     ·   составление руководителем структурного подразделения, в котором трудиться работник, или руководителем кадровой службы докладной записки на имя руководителя организации или работодателя о неоднократном или разовом совершении работником дисциплинарного проступка с указанием возможной меры дисциплинарного воздействия;

     ·   ознакомление под роспись работника, совершившего проступок, с содержанием докладной записки и акта;

     ·   написание работником объяснительной записки или составление уполномоченным должностным лицом организации Акта об отказе от дачи объяснений;

     ·   при необходимости формирование работодателем комиссии для проведения административного расследования (служебной проверки) и издание соответствующего приказа;

     ·   издание приказа о наложении дисциплинарного взыскания или приказа о прекращении действия трудового договора с работником (унифицированная форма №Т-8, Т–8а);

     ·   возможно внесение соответствующей записи в личную карточку (унифицированная форма Т-2) о наложении на работника дисциплинарного взыскания;

     ·   при увольнении в качестве меры дисциплинарного взыскания - внесение соответствующей записи в трудовую книжку работника.

     Пример

     В Правилах внутреннего трудового распорядка организации ООО «Поиск» установлено рабочее время с 9-00 часов до 18-00 часов. Перерыв на обед - с 13-00 часов до 14-00 часов. Все сотрудники ознакомлены с правилами под роспись.

     Бухгалтер Иванова М.И. 2 августа 2005 года пришла на работу в 11 часов 50 минут. Опоздание было зафиксировано лицом, осуществляющим учет рабочего времени, в табеле учета рабочего времени, о чем была составлена докладная записка. Для выяснения причин опоздания работодатель запросил у Ивановой письменное объяснение. В своей объяснительной записке она написала, что причина ее опоздания – сбой в движении общественного транспорта. Однако никаких справок, подтверждающих причину опоздания, не представила. Был составлен акт об опоздании, который подписала комиссия в составе: директора, главного бухгалтера и машинистки. Приказом от 2 августа 2005 года Ивановой было объявлено замечание.

     9 августа 2005 года Иванова ушла  с работы в 17 часов 10 минут.  По данному факту директору была направлена докладная записка об отсутствии Ивановой на рабочем месте в рабочее время. Иванова написала в объяснительной записке, что ушла с работы раньше времени, так как выполнила всю свою работу. Поскольку данная работница ранее уже совершила дисциплинарный проступок, за который к ней применялось дисциплинарное взыскание, и это взыскание не снято и не погашено, то приказом от 10 августа 2005 года Иванова была уволена с 10 августа 2005 года по пункту 5 статьи 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин). По поводу отказа работницы подписать данный приказ, составлен соответствующий акт.

     Днем  увольнения будет считаться последний  день работы Ивановой. Вносится соответствующая  запись в трудовую книжку.

     Документальное оформление применения дисциплинарного взыскания в данном случае будет следующим.       

       Директору ООО «Поиск»        

     Петрову И.И.

     Докладная записка инспектора отдела кадров Сидорова М.М.

     от  «02» августа 2005 г.                                                                                №32

     Довожу  до Вашего сведения, что сегодня  «02» августа 2005 г., мною, инспектором  отдела кадров Сидоровым М.М., при  заполнении табеля учета рабочего времени  был зафиксирован приход на работу бухгалтера Ивановой М.И. в 11 часов 50 минут.

     Таким образом, было выявлено опоздание на работу бухгалтера Ивановой М.И. в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка. По данному факту предлагаю составить акт об опоздании и затребовать у Ивановой М.И. объяснения в письменной форме, с целью принятия мер по существу. 

     Заключение 

     В заключение следует отметить, что  дисциплина труда - это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения. Дисциплина труда есть необходимое  условие всякой общей работы, так  как совместный труд нуждается в определенном порядке, в том, чтобы все совместно работающие подчинялись этой дисциплине, порядку. Под правовыми методами регулирования трудовой дисциплины понимаются предусмотренные законодательством способы ее обеспечения, т.е. выполнения работником и работодателем своих обязанностей. Существует два основных метода: поощрение и принуждение.

     Помимо  дисциплины труда существует также  внутренний трудовой распорядок, его  правилами являются локальный нормативный  акт организации, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами вопросы регулирования трудовых отношений.

     Поддержание и укрепление трудовой дисциплины осуществляется с помощью методов не только убеждения, воспитания, но и морального и материального  стимулирования. Под поощрением за успехи в работе понимается публичное признание заслуг работника.

     Предусматривая  меры поощрения работников, добросовестно  выполняющих свои трудовые обязанности, трудовое законодательство устанавливает  меры дисциплинарного воздействия  к нарушителям трудовой дисциплины. Дисциплинарная ответственность работников является одним из видов юридической ответственности за неправомерное поведение.

     В дипломной работе на тему «Дисциплинарная  ответственность» мы рассмотрели: понятие  и принципы юридической ответственности, понятия административной ответственности, юридический состав и меры административной ответственности. Во второй главе рассмотрели дисциплинарную ответственность за совершение административных правонарушений отдельными субъектами: военнослужащих и работников МВД, судей и прокуроров, сотрудников таможенной службы, государственных муниципальных служащих. Третья глава посвящена проблемам совершенствования дисциплинарной ответственности.

     В соответствии со ст. 2.5 КоАП Российской Федерации «военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах».

     Исключения  составляют нарушения законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, правил дорожного движения и др. В этих случаях административная ответственность наступает на общих основаниях.

     В настоящий момент правовое обеспечение  института дисциплинарной ответственности  и должностного проступка еще далеко до достижения стадии окончательного оформления. В настоящее время в сфере законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных служащих выделилась основная проблема – отсутствие общего для всех видов государственных служащих закона, четко определяющего понятие должностного проступка, общие и конкретные составы должностных проступков, санкции и механизмы применения мер дисциплинарного воздействия. Для милитаризованных государственных служащих это проблема является особенно актуальной.

     Наши  предложения по совершенствованию  правовой базы дисциплинарной ответственности – это введение общих для всех видов милитаризованной службы Основ дисциплинарной ответственности и дисциплинарного производства с едиными критериями, санкциями и механизмами применения мер дисциплинарного воздействия с определением порядка контроля за их правомерным применением.

     В заключение можно констатировать, что  цели, поставленные в данной дипломной  работе достигнуты, необходимые выводы сделаны и внесены обоснованные предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего дисциплинарную ответственность государственной служащих.

     В соответствии со ст. 2.5 КоАП Российской Федерации «военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах».

     Исключения  составляют нарушения законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, правил дорожного движения и др. В этих случаях административная ответственность наступает на общих основаниях.

     В настоящий момент правовое обеспечение  института дисциплинарной ответственности  и должностного проступка еще  далеко до достижения стадии окончательного оформления. В настоящее время в сфере законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных служащих выделилась основная проблема – отсутствие общего для всех видов государственных служащих закона, четко определяющего понятие должностного проступка, общие и конкретные составы должностных проступков, санкции и механизмы применения мер дисциплинарного воздействия. Для милитаризованных государственных служащих это проблема является особенно актуальной.

     Наши  предложения по совершенствованию  правовой базы дисциплинарной ответственности – это введение общих для всех видов милитаризованной службы Основ дисциплинарной ответственности и дисциплинарного производства с едиными критериями, санкциями и механизмами применения мер дисциплинарного воздействия с определением порядка контроля за их правомерным применением.

     В заключение можно констатировать, что  цели, поставленные в данной дипломной  работе достигнуты, необходимые выводы сделаны и внесены обоснованные предложения по совершенствованию  действующего законодательства, регулирующего дисциплинарную ответственность государственной служащих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы правового регулирования специальной дисциплинарной ответственности работника по трудовому праву