Проблемы современного льготного пенсионного обеспечения в Российской Федерации работников, работавших в особых условиях труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 01:52, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования в настоящей работе является изучение основ льготного пенсионного обеспечения граждан, работавших в особых условиях труда в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
- выявление природы льготного пенсионного обеспечения граждан, работавших в особых условиях труда;
- обобщение и характеристика основных положений действующего пенсионного законодательства Российской Федерации по льготному пенсионному обеспечению граждан, работавших в особых условиях труда;
- анализ проблем действующей системы льготного обеспечения граждан, работавших в особых условиях труда и перспектив перехода к профессиональным пенсионным системам.

Содержание

Введение 3
1. Природа льготных пенсий для граждан, работавших в особых условиях труда 5
2. Основы правового регулирования и право на льготную пенсию за работу в особых условиях труда 8
3. Проблемы современного льготного пенсионного обеспечения в Российской Федерации работников, работавших в особых условиях труда 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ № 1260 Льготные пенсии.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Специальный стаж работы для льготной пенсии – это  обобщенная продолжительность периодов определённой трудовой службы. Он зависит от профессий, занимаемых должностей, конкретных видов работы, особых условий или труда в нестандартных климатических условиях. С учётом данного вида стажа, может быть назначена пенсия по старости связанная с особенными условиями труда.

При назначении трудовой пенсии по старости, включая  досрочную пенсию, учитывается весь страховой стаж.

То есть, все периоды  трудовой занятости или другой полезной для общества работы, зачисленные  в общий и специальный стаж, в соответствии с законами, имевшими силу во время выполнения вышеуказанной  работы. Начисление всех видов стажа, в том числе и льготного, проводится по указанному нами выше законодательству.

Применяется такой порядок, в случае если трудящийся, независимо от его возраста, ко дню отмены нормативно правового акта уже выработал  необходимый стаж работы для назначения пенсии. По желанию застрахованного лица, расчет размера трудовой пенсии может исчисляться без учёта индивидуального коэффициента пенсионера, продолжительности его трудового стажа и среднемесячного заработка. Любые 60 месяцев работы подряд, подтверждённые документально, могут быть взяты за основу для расчёта пенсии.

В специальный  трудовой стаж включаются периоды не только фактической работы, но, кроме  того, ежегодные очередные и дополнительные оплачиваемые отпуска и время  инвалидности I и II групп, которые связаны  с увечьем на производстве или  профессиональным заболеванием. Служба в ВС или МВД Российской Федерации включается в общий стаж работы для трудовой пенсии в двойном размере.

Таким образом, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» содержит перечень работников, которые могут рассчитывать на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста. Следует учитывать, что право на льготную пенсию определяют не только возраст и факт занятости по конкретной профессии, но и продолжительность общего стажа, а также стаж работы по данной профессии.

3. Проблемы современного  льготного пенсионного обеспечения  в Российской Федерации работников, работавших в особых условиях  труда

 

Действующая в  Российской Федерации система пенсионного  обеспечения имеет ряд серьезных недостатков и особенностей, к которым можно отнести большое число «льготных» пенсий (право выхода на пенсию ранее общеустановленного срока, льготные условия или размеры пенсий) – их доля превышает 12% от числа всех выплачиваемых пенсий (доля получающих пенсию до общеустановленного возраста составляет более 4,5 млн. человек). В настоящее время действует порядка 14 списков, которые насчитывают около 1700 наименований профессий и должностей, дающих право на получение льготных пенсий. Численность пенсионеров, состоящих в органах социальной защиты населения и получающих пенсии составляет около 7 млн. человек (общая численность пенсионеров – 38,4 млн. человек), из них получающих пенсию до общеустановленного возраста по Спискам № 1 и 2 – около 1,3 млн. человек (3,5%). Примерно такую же численность составляют работники, которые имеют право на пенсионные льготы, но еще не достигли установленного специального трудового стажа11.

По мнению ведущих  специалистов и ученых В. Д. Роика, Е.Е. Мачульской, Н.И. Сапожниковой и др. при переходе к страховому принципу профессионального пенсионного обеспечения, речь может идти лишь о 30 – 50 видах производств и соответственно 300 – 500 наименованиях профессий работников, где сверхвысокие уровни профессиональных рисков обусловлены исключительно объективными причинами и где одним из институтов защиты от профессиональных рисков должна явиться профессиональная пенсионная система12.

Процесс непрерывного роста численности «досрочных»  пенсионеров имеет в последние  пять лет тенденцию к ускорению. Одна из основных причин этого заключается в том, что при любой численностиработников, имеющих право на досрочную пенсию, страховой пенсионный тариф для работодателей – один и тот же (26% от фонда оплаты труда). Используя выгодную ситуацию, работодатели с помощью пенсионных льгот решают вопросы комплектования рабочей силой производства с вредными и опасными условиями труда, практически не принимая кардинальных мер по их улучшению.

По мнению В. Н. Баскакова, существенные недостатки действующей системы досрочных  пенсий состоят в следующем:

– не повышается уровень социальной защиты – напротив, действует на него угнетающе, так как позволяет скрыть истинные масштабы профессиональных заболеваний, блокирует улучшение условий труда и развитие систем медицинской и социальной реабилитации пострадавших на производстве;

– сокращается  трудовой потенциал страны (наиболее квалифицированных и творческих возрастов – 45 – 60 лет);

– отвлекаются  значительные финансовые ресурсы Пенсионного  фонда, и тем самым существенно сокращаются размеры пенсий другим категориям13.

Применяемый в  настоящее время способ компенсации  профессиональных рисков весьма дорогостоящ и малоэффективен. Такой порядок поощряет стремление работодателей и трудящихся к расширению профессиональных групп людей, имеющих право на досрочную пенсию. В отдельных отраслях экономики таким правом пользуются 30 – 70 % персонала. Отсутствие экономической составляющей профессиональных рисков в общей системе социального обеспечения и здравоохранения приводит к незаинтересованности предприятий в проведении профилактических мер в сфере охраны и медицины труда.

В. Д. Роик выделяет следующие проблемы защиты работников от профессиональных рисков:

– отсутствие рыночных (страховых) отношений по поводу компенсации  ущерба здоровью и утраты трудоспособности на производстве: основную долю экономической нагрузки за профессиональные риски продолжает нести общество;

– отсутствие научно обоснованных медико-биологических, страховых  методов и правовых норм оценки уровней профессиональных рисков в различных производствах и отраслях экономики;

– деформация общественного  сознания: льготные пенсии предпочтительнее сохранения здоровья14.

Наиболее эффективными механизмами страхования досрочных  профессиональных пенсий в связи  с особыми условиями труда из-за производственных, экологических и природно-климатических особенностей могут служить универсальные формы оценки рисков профессионального труда для здоровья и трудоспособности.

Существует  ряд методик применения условного  эквивалента утраты профессиональной трудоспособности. Их суть состоит в том, что досрочные профессиональные пенсии по своей природе – компенсация повышенного износа рабочей силы из-за профессионального труда. Поэтому к ним возможно применить методы оценки утраты трудоспособности, которые используют медико-социальные экспертные комиссии.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что самым  действенным средством снижения налоговой нагрузки на работодателя, использующего рабочие места с особыми условиями труда, является не поиск путей искусственно снизить тарифы страховых взносов, а объективное сокращение мест с особыми условиям труда.

Таким образом, формирование системы обязательного  профессионального пенсионного  обеспечения, при условии прозрачности и понятности процесса накопления, позволит решить ряд важнейших задач в области развития социальной направленности трудовых отношений, как укрепление системы социального партнерства, улучшение условий труда работников, повышение уровня их профессионального пенсионного обеспечения. Кроме того, решение данной проблемы позволит существенно снизить нагрузку на бюджет Пенсионного фонда, что, в определенной степени, обеспечит устойчивость всей пенсионной системы, создав предпосылки для увеличения размера пенсионных выплат пенсионерам.

 

Заключение

 

Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы.

Большое значение в ходе проведения пенсионной реформы  придается упорядочению пенсионных льгот, позволяющих назначать пенсию до достижения общеустановленного пенсионного  возраста (например, в 45 лет для женщин и 50 лет для мужчин).

При существующей системе условия труда никак  не влияют на размеры подлежащих уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Прогнозируемые  в пенсионном законодательстве изменения  будут носить уточняющий характер и  не изменят идеологию современной пенсионной системы. Принятые пенсионные законы являются документами прямого действия и теоретически не должны сопровождаться принятием подзаконных актов, уточняющих и разъясняющих порядок их применения. Несмотря на то, что новое пенсионное законодательство принято сравнительно недавно, оно уже обросло подзаконными актами. Основной причиной этого является низкое качество подготовки принимаемых законов, содержащих неточности и ошибки.

В старой пенсионной системе льготные пенсии существовали для большого количества специальностей и категорий граждан. При принятии нового пенсионного законодательства был провозглашен принцип неухудшения прав граждан на пенсионное обеспечение, и эти льготы были сохранены. Однако, реформирование пенсионной системы в Российской Федерации нельзя считать завершенным. Успех дальнейших преобразований будет полностью зависеть от законодательства, в частности, касающегося досрочного льготного пенсионного обеспечения граждан, работавших в особых условиях труда, которое станет гарантией его предоставления.

 

Список использованной литературы

 

Нормативные правовые акты

 

  1. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.
  2. Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 (ред. от 02.10.1991 г.) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» // СПС «Консультант Плюс»
  3. Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 г. № 790 (ред. от 30.05.1997 г.) «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. Ст. 3388.
  4. Постановление Правительства РФ от 20.05.1998 г. № 463 (ред. от 17.09.1999 г.) «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.05.1998. № 21. Ст. 2239.
  5. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (ред. от 26.05.2009 г.) «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 15.07.2002. № 28. Ст. 2872.
  6. Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 (ред. от 24.04.2003 г.) «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.07.2002. № 29. Ст. 2975.
  7. Постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29 (ред. от 01.10.1999 г.) «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.10.1996 г. № 1181) // Российские вести. 21.11.1996. № 220.
  8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.2011 г. № 20963) // Российская газета. 24.06.2011. № 135.

 

Специальная литература

 

  1. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник. – М.: Юрайт, 2010. – 592 с.
  2. Профессиональные пенсионные системы: проблемы и перспективы развития / Отв. ред.: В.Н. Баскаков, Е.К. Крылова. - М.: Издательский Дом «Страховое ревю», 2010. - 116 с.
  3. Роик В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования: Монография. – М.: МИК, 2007. – 480 с.
  4. Сапожникова Н.И. Правовое регулирование досрочного пенсионного обеспечения: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. - Екатеринбург, 2005. - 174 c.
  5. Тарасова Л.С. Проблемы реализации принципа социальной справедливости в современном пенсионном обеспечении: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2003. – 24 с.

1 См.: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник. – М.: Юрайт, 2010. С. 292-294.

2 См.: Роик В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования: Монография. – М.: МИК, 2007. С. 324-326.

3 Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.

4 См.: Тарасова Л.С. Проблемы реализации принципа социальной справедливости в современном пенсионном обеспечении: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2003. С. 12.

5 Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 г. № 790 (ред. от 30.05.1997 г.) «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. Ст. 3388.; Постановление Правительства РФ от 20.05.1998 г. № 463 (ред. от 17.09.1999 г.) «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.05.1998. № 21. Ст. 2239.

6 Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 (ред. от 24.04.2003 г.) «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.07.2002. № 29. Ст. 2975.

7 Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (ред. от 26.05.2009 г.) «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 15.07.2002. № 28. Ст. 2872.

Информация о работе Проблемы современного льготного пенсионного обеспечения в Российской Федерации работников, работавших в особых условиях труда