Профсоюзы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность профсоюзов в условиях мирового кризиса заметно возрастает. Это выражается и в том, что в последнее время заметно увеличивается социальная напряжённость, растут задолженности по заработной плате, и увеличивается количество безработных. В связи с этим, значительная роль в данной ситуации отводятся профсоюзным организациям, как защищающим интересы рабочих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....…3
1. История развития профсоюзных организаций в России и за рубежом...….…...5
2. Теоретические основы деятельности профсоюзов …………...……...…….…..10
2.1 Понятие, задачи и функции профсоюзов ………………………….……….….10
2.2 Реализация профсоюзами своих прав …………………………..…………..…17
3. Модернизация российского профсоюзного движения…………………....…. 33
Заключение…………………………………………………………………….…… 39
Библиографический список…………………………………………………..……..41

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_профсоюзы.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

                           Стр.

Введение…………………………………………………………………………....…3

1. История  развития профсоюзных организаций  в России и за рубежом...….…...5

2. Теоретические основы деятельности профсоюзов …………...……...…….…..10

2.1 Понятие, задачи и функции профсоюзов ………………………….……….….10

2.2 Реализация профсоюзами своих прав …………………………..…………..…17

3.  Модернизация  российского профсоюзного движения…………………....…. 33

Заключение…………………………………………………………………….…… 39

Библиографический список…………………………………………………..……..41  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    В условиях современной России профсоюзы  представляют собой добровольные независимые  общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности, как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений, считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.

    Помимо  главной, защитной функции профсоюзы  выполняют и иные функции, часть  которых непосредственно вытекает из уставов, а другие делегированы в свое время профсоюзам государством.

    Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитие их правового статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта отрасль права ближе всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда.

    Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права  определяется применительно к их органам и организациям. Эти органы, и прежде всего профкомы организаций, признаются законными представителями прав и интересов наемных работников. В тех общественных отношениях, где профком выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наемных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные права (например, при осуществлении надзора за охраной труда), либо действует от имени соответствующего трудового коллектива (например, при разработке и подписании коллективного договора).

    Актуальность  профсоюзов в условиях мирового кризиса  заметно возрастает.   Это выражается и в том, что в последнее  время заметно увеличивается  социальная напряжённость, растут задолженности  по заработной плате, и увеличивается  количество безработных.  В связи с этим, значительная роль в данной ситуации отводятся профсоюзным организациям, как  защищающим интересы рабочих.

    Целью данной работы является исследование профсоюза как субъекта трудового права.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    - изучить историю развития профсоюзного  движения

    - рассмотреть правовое регулирование  деятельности профсоюзов

    - а также проанализировать модернизационные  процессы профсоюзного движения  в России

    Объект  курсовой работы -  общественные отношения, регулирующие взаимодействие профсоюза и работника в сфере трудовых отношений и защиты их интересов в суде.

    Предмет - совокупность правовых норм, закрепляющих за профсоюзами право на осуществление защитной функции и регулирующие процесс ее реализации.

    Методологическую  основу курсовой работы составляют научные  труды в области трудового  права, конституционного, международного права. В работе использованы общие  и частные методы исследования, в  том числе, историко-юридические, системно – правовые  и другие.

    Структура курсовой работы состоит из введения,  трёх глав и двух параграфов, заключения и библиографии. Первая глава посвящена  истории профсоюзных организаций.  Вторая глава раскрывает  основные положения профсоюза как субъекта трудового права. В третей главе рассмотрены варианты модернизации профсоюзных организаций. В заключении подводятся итоги проведенного исследования,  указываются проблемы и пути их решения. 
 
 
 
 
 

1. История развития  профсоюзных организаций  в России и за  рубежом 

    Профессиональные союзы возникли как добровольные объединения рабочих и служащих по профессиям.

    Появление наемного труда при зарождении классового общества привело к разделению общества на две части: наемных работников и работодателя. Тяжелые и вредные  условия труда, в которых оказывались рабочие, неизбежно вызывали возмущение и сопротивление работников. Вопрос о формах сопротивления молодого рабочего класса стал представлять острую проблему. Сами работники не в состоянии были противостоять работодателю и защитить свои интересы. Объединения работников в большей или меньшей степени в состоянии это сделать. Появление профсоюзов вызвало сопротивление работодателей и государства. С целью подавления профсоюзов стали вводиться уголовная ответственность для организаторов профсоюзов и другое антирабочее законодательство, которым объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор, и деятельность профсоюзов запрещалась на протяжении большей части XIX в.

    В развитых странах деятельность профсоюзов была закреплена, как противоречащая принципу неограниченной свободы личности. Например, французский закон Ле Шапелье (1791) юридически запретил деятельность профсоюзов.

    По  мере развития рабочего движения профсоюзы  законодательно стали признаваться государством. Так, в 1871 г. в Англии был принят Закон о профсоюзах, который дал определение профсоюзам и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). С конца XIX в. — начала XX в. начался процесс активного создания профсоюзных ассоциаций, ставший проявлением обострения противоречий между трудом и капиталом. Дальнейшее развитие профсоюзов проходило неоднозначно. С созданием после первой мировой войны Международной организации труда ее конвенции создали правовую основу деятельности профсоюзов. Эта основа остается незыблемой и сейчас. Однако происшедшие в последние десятилетия качественные изменения состава наемных работников, значительное повышение уровня их квалификации и оплаты труда ослабили их интерес к коллективным формам борьбы. Поэтому во многих странах численный состав профсоюзов и, соответственно, их влияние и возможности уменьшились. По опубликованным данным, число членов профсоюзов во Франции составляет менее 10% работающих по найму, в США и Турции — около 20%, Японии, Германии и Италии — от 30—40%. Значительное число наемных работников сохранили профсоюзы стран Северной Европы.

    Свой  исторический путь прошли и профсоюзы  России. После победы социалистической революции в 1917 г. профсоюзы, естественно, утратили роль антипода государственной  власти. Они стали выполнять роль ее активного союзника. Был выдвинут и реализован лозунг: "Профсоюзы — лицом к производству". Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции — производственную и защитную, но фактически производственная функция возобладала. Профсоюзы становились частью государственного аппарата, о чем свидетельствует переход к ним ряда государственных функций, таких как охрана труда, государственное социальное страхование, руководство соревнования и др. Переход этих функций означал усиление государственных начал в деятельности профсоюзов. Расширение прав профсоюзов, необходимость согласования многих решений в сфере труда с профсоюзами не привели к подлинному расширению производственной демократии, поскольку профсоюзы оставались послушными исполнителями воли государства и администрации. Авторитет их неуклонно падал.

    В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего, профсоюзы декларируют твердую  приверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. В новых условиях профсоюзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.

    Правовая  основа деятельности профсоюзов в России заключается в закреплении права граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). 12 января 1996 г. был принят Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", в котором дана достаточно полная и подробная регламентация прав профсоюзов.1

    До  принятия указанного Закона важную роль в определении правового статуса  профсоюзов Российской Федерации выполнял Указ Президента РСФСР от 26 октября 1991 г. "Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике".2 В нем органам исполнительной власти, руководителям министерств и ведомств, предприятий, объединений, учреждений и других организаций независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности предписывалось "обратить особое внимание на строгое соблюдение прав профсоюзов и всемерное обеспечение их деятельности в соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами международного права; до принятия нормативных актов по социально-экономическим вопросам проводить предварительные консультации с соответствующими профсоюзными органами в целях выработки наиболее обоснованных и приемлемых для трудящихся решений".

    Также продолжали действовать и нормы  КЗоТ РФ (гл. XV) в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г., регламентирующие наиболее общие вопросы обеспечения деятельности профсоюзов.

    В настоящее время в России действуют  Конвенции МОТ № 11 "О праве  на организацию и объединение  трудящихся в сельском хозяйстве" (1921) и №87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию" (1948), согласно которым трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации и вступать в них для защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.

    С 1 февраля 2002 г. действует Трудовой кодекс Российской Федерации (далее ТК РФ)3, в котором в статьях гл. 58 и других закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответственность за их нарушения. Поэтому положения ФЗ РФ от 12 января 1996г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" следует применять с учетом новейшего законодательства.

    Если  социальное назначение профессиональных союзов — представлять и защищать права и интересы работников —  было и остается неизменным, то этого  нельзя сказать об их правовой базе.

    Ранее конкретную юридическую базу имел только один профсоюзный орган — профсоюзный  комитет предприятия, учреждения, организации. Она определялась нормативным актом  — "Положением о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации", утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г. с последующими изменениями и дополнениями. Правовой статус профсоюзных органов иных уровней в законодательстве детально не регламентировался.

    Правовая  регламентация деятельности профсоюзов представляла и представляет определенные сложности. Не все стороны деятельности профсоюзов подлежат законодательному регулированию. Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руководящих профсоюзных органов и др.) государством не регулируются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность профсоюзов, подобное вмешательство запрещено законом (п.2 ст. 5 Закона от 12 января 1996 г.). Внутри профсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми самими профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти нормы часто именуются корпоративными.

    Корпоративные нормы не могут быть отнесены к  законодательству, поскольку государство  не участвует в их разработке и  принятии. Выполнение корпоративных  норм не подкреплено принудительной силой государства. Однако если в понимании права выйти за пределы деятельности государства и видеть в праве систему обеспечения порядка в обществе, систему, основанную на началах справедливости, гуманизма, равенства, то корпоративные нормы могут быть отнесены к правовым регуляторам.

    Внешние отношения профсоюзов регулируются законодательством. Закон "регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, юридическими лицами и гражданами" (ст. 1 Закона от 12 января 1996 г.).

    Одновременно  с этим Законом были приняты ФЗ РФ "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г.,4 "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г.,5 Законы Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г., 6"О занятости населения в Российской Федерации" в ред. 20 апреля 1996 г.7 и ряд других.

    Это законодательство отражает новые социально-экономические условия, сложившиеся в Российском государстве, и значительно изменяет организационно-правовые основы деятельности профсоюзов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Профсоюзы