Социальное партнёрство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:54, реферат

Описание работы

В мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их модификациями. Первая — так называемая либеральная (монетаристская) модель. Она основывается на минимизации государственной собственности. И соответственно — абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства.

Содержание

Введение
1. Место государства в социальном партнерстве
2. Роль государства в системе социального партнерства
3. Государство и консенсус в партнерских отношениях
4. Государство как выразитель общей воли народа
5. Социальное партнерство и регулирование безработицы
6. Государственный минимальный социальный стандарт
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ещё один.docx

— 31.95 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 

1. Место государства  в социальном партнерстве 

2. Роль государства  в системе социального партнерства 

3. Государство  и консенсус в партнерских  отношениях 

4. Государство  как выразитель общей воли  народа 

5. Социальное  партнерство и регулирование  безработицы 

6. Государственный  минимальный социальный стандарт 

Заключение 

Библиографический список 

  

ВВЕДЕНИЕ 

В мировой практике все более рельефно проявляются  две основных модели государства  с различными их модификациями. Первая — так называемая либеральная (монетаристская) модель. Она основывается на минимизации  государственной собственности. И  соответственно — абсолютизации  частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либеральная  модель основывается на принципе самовыживания, формирования личности — независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий ("если ты живешь бедно, то ты caм в этом и виноват"). К первой модели ближе всего государство в США. В России эта модель настойчиво внедрялась сначала правительством Гайдара, а впоследствии — с некоторыми модификациями — правительством Черномырдина. 

Вторая модель — социально-ориентированная. Она  основывается на свободном сосуществовании  различных форм собственности сильной  социальной функции государства. Социально-ориентированное  государство берет на себя целый  ряд общенациональных функций, например, в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения. Оно в  большей степени защищает человека. Вторая модель характерна в основном для европейских, и в особенности  для скандинавских стран: Израиля, Канады. 

Наиболее концентрированное  выражение социально — ориентированная  модель развития получила в таком  понятии как "социальное государство". Она заложена и в Конституции  Российской федерации, где установлено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство имеет прямое отношение к социальному партнерству, т.к. именно социальное партнерство  и предусматривает социально - ориентированную  политику, проводимую государством. 

1. МЕСТО ГОСУДАРСТВА  В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ 

Социальная ответственность  государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших  социальных функций: корректирует стихийные  процессы поляризации богатств, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла  допустимые пределы. В социальной политике это означает пере распределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев — в этом состоит существенное значение социального государства; определяет прожиточный минимум, который реализует через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;- обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам; создает минимальные необходимые условия для социального страхования. 

Выступая как  субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых  случаях также свои административные и информационные функции. Государство, например, принявшее на себя труд развивать  предпринимательскую культуру, способно через средства массовой информации, искусство и другие каналы воздействия  наглядно рекламировать предпринимательство  как благо для общества. Если в  обществе культивируется представление  о том, что создание собственной  фирмы — дело престижное и достойное, а на человека, создавшего собственное  дело, смотрят с одобрением, желающих последовать его примеру найдется немало. 

Именно государство, и только оно, объединяет всех граждан  страны и способно (по этой причине) представлять их общие потребности, интересы и цели, выражать общую  волю народа, закреплять ее посредством  законодательства и иных форм правотворчества, обеспечивать претворение ее в жизнь, применяя самые разнообразные методы, вплоть до прямого принуждения. 

Государство едино  и единственно олицетворяет собой "становой хребет" и одновременно форму ("обруч") общества. Убери  государство — и развалится общество на конкурирующие и борющиеся  между собой части, погрязнет  в бесконечных спорах, выяснении  отношений, утверждении каждым именно своей "правды" в кровавых столкновениях  и даже в гражданских войнах. Ослабляя его регулирующую, законотворческую и правоохранительную функции, невозможно прийти к цивилизованному социально  — ориентированному рынку. Место  государства в социальном партнерстве  определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех ипостасях: собственника, законодателя и арбитра (посредника). Государство продолжает оставаться крупным собственником  и работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального  партнерства, регулирования социально—трудовых отношений. 

Далее, роль государства  заключается, в частности, в разработке соответствующего трудового и социального  законодательства. В настоящее время  правовая база социального партнерства  в России слаба. Развивая ее важно  систематически внедрять нормы международного права, ратифицировать ряд конвенций  МОТ, предусматривающих более льготные для работников и работодателей  условия по сравнению с существующим российским законодательством. Государство  должно отказаться от политического  маневрирования и давления в отношении  двух других партнеров в системе "трипартизма", передать последним полномочия, которые принадлежат объединениям работников и предпринимателей. Вмешательство государства в их отношения представляется целесообразным лишь в тех случаях, когда той или иной стороной трудовых отношений нарушается трудовое законодательство; когда обе конфликтующие стороны не могут выработать компромиссного решения; когда достигнутый компромисс наносит ущерб государственным интересам. 

  

2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 

Основные составляющие политики государства в сфере  социального партнерства: согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне основных направлений социально-экономической  политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей  социальной справедливости, мер по защите субъектов трудовых отношений; формирование и совершенствование  механизмов и институтов, способствующих согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях; создание соответствующих органов, комиссий, призванных заниматься решением задач развития социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений; содействие расширению участия трудящихся в управлении предприятиями, отраслями производства, делами государства и общества; развитие и стимулирование переговорного характера процесса урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий; снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов посредством развития и совершенствования законоприменительной практики, примирительных и согласительных процедур. 

Социальность  государства в условиях формирования рыночной экономики и гражданского общества проявляется в том, что  оно берет на себя ответственность  обеспечивать соблюдение индивидуальных свобод каждого гражданина и социальную защиту отдельных социальных групп  и слоев. Формирование социального  государства тесно взаимосвязано  с развитием системы социального  партнерства, которое способно значительно  разгрузить государство от многих социальных функций. Многие частные фирмы и  компании, например, заявляют, что им необходимы более тесные контакты с  местными властными структурами  для решения многообразных узкоспециализированных и социальных, проблем. В свою очередь, местные органы власти не против налаживания  тесных взаимоотношений с миром  частного бизнеса в развитии социальной сферы. Однако сложившаяся система  разделения социальной ответственности, как правило, препятствует нормальным рабочим отношениям местных властей  с частными, негосударственными предприятиями  и организациями. В этой связи целевые программы государственной поддержки и развития предпринимательства могут стать надежной основой для осуществления многих конкретных проектов в экономической и социальной сферах. 

Объективные условия  складываются таким образом, что  властные структуры, развивая систему  социального партнерства, должны постоянно  совершенствовать технологии и механизм партнерских отношений. Как свидетельствует  современная практика, наибольшее распространение  в деятельности органов государственного управления получили заключения договоров, соглашений на основе достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития, путем  согласования интересов различных  групп, слоев и классов. 

Консенсус в  партнерских отношениях проявляется  в следующих трех основных видах: позитивный, т.е. достаточный для  предотвращения разрастания социальных конфликтов, недопущения массовых социальных волнений, войн; негативный, при котором  довольно высок уровень недоверия  между основными субъектами социального  партнерства; неоднозначный и обоюдоострый, характеризуется устойчивой тенденцией роста социальных конфликтов, забастовок, массовых акций протеста. 

3. ГОСУДАРСТВО  И КОНСЕНСУС В ПАРТНЕРСКИХ  ОТНОШЕНИЯХ 

Ведущим фактором достижения консенсуса в партнерских  отношениях является соблюдение законности в действиях сторон, формирование у них способности и умения договориться между собой. Таким  образом, речь идет по существу о согласовании позиций сторон при разработке и  осуществлении всей экономической  и социальной политики государства. В ситуациях, когда необходимо проведение срочных рыночных реформ, а в обществе отсутствует политическая стабильность, прочное трехстороннее согласие становится первоочередной потребностью. Достижение согласия в период реформ позволяет осуществить их в соответствии с коренными интересами общества и уменьшает вероятность того, что основная масса населения, поверив  обещаниям противников реформ, пойдет за экстремистами левого или правого  толка. 

Процесс согласования и защиты интересов работников и  работодателей, предпринимателей может  осуществляться как непосредственно, путем организации взаимодействия органов государственного и муниципального управления с представителями профсоюзов и объединениями работодателей, так и опосредованно в результате обмена информацией, создания благоприятных  условий для решения возникающих  проблем, ведения переговоров и  подписания коллективных договоров, соглашений. 

Опосредованный  характер взаимодействия органов государственной  власти с общественными объединениями  выражается в том, что они, устанавливая связи, фактически напрямую в большинстве  случаев не взаимодействуют с  членами профсоюзов, работниками  трудовых коллективов, всеми предпринимателями, работодателями. Поэтому органы государственного и муниципального управления должны постоянно иметь в виду, каков  авторитет и влияние тех или  иных профсоюзов, общественных объединений  предпринимателей, их руководящих структур среди трудовых коллективов, работников отраслей, интересы которых они представляют. 

Органы государственной  власти и местного самоуправления, взаимодействуя в сфере социального  партнерства, выступают не только как  посредники или арбитры, осуществляющие согласование интересов работников и работодателей, но и как собственники производственных мощностей, организаторы производственного процесса и как  работодатели. По этому поводу продолжаются споры, дается различная оценка роли государства, властных структур в системе  социального партнерства. Чем же должно заниматься государство? Выполнять роль медиатора (посредника) или участника и полноправного партнера в системе трудовых отношений? В рамках российской модели социального партнерства государство выполняет роли и работодателя, и посредника, в зависимости от удельного веса контрольного пакета акций на предприятии, в акционерном объединении или в отрасли. 

Отмеченные обстоятельства во многом определяют возможности, границы  деятельности и поведения как  институтов государственного и муниципального управления, так и профсоюзов, и  объединений работодателей, предпринимателей, в сфере взаимодействия с государством по различным проблемам политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. Эти же обстоятельства надо учитывать при анализе основных направлений, целей и задач развития партнерских отношений на разных уровнях. У субъектов социального  партнерства могут и должны быть как общие, так и отличные друг от друга цели деятельности, что  не только естественно, но и жизненно необходимо для каждой из сторон партнерского взаимодействия. 

4. ГОСУДАРСТВО  КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ ОБЩЕЙ ВОЛИ  НАРОДА 

Связи институтов государственного и муниципального управления с профсоюзами и объединениями  предпринимателей, работодателей можно  рассматривать с разных позиций: с точки зрения согласования или  констатации общих целей взаимодействия, а также характеристики специфических  направлений, осмысления особенностей поведения каждого субъекта в  зависимости от положения дел  в сфере социально-трудовых отношений  в данный момент или в прогнозируемом будущем. 

Объективно все  три стороны — властные структуры, профсоюзы и объединения работодателей  — в своей деятельности стремятся  к обеспечению экономического и  социального прогресса, к рациональному  использованию трудового потенциала, улучшению условий труда и  быта работников, к созданию эффективной  системы коллективных договоров  и соглашений и т.д. Происходящие в экономике, на производстве процессы зачастую препятствуют достижению названных  целей, создают ситуацию, при которой  государственные органы, объединения  предпринимателей не в состоянии  содействовать динамичному развитию производства, теряют контроль над  социально-экономической обстановкой. В результате возникают конфликтные  ситуации, нередко вынуждающие партнеров  вступать в конфронтацию, занимать позицию противостояния, или организовывать акции протеста. 

Информация о работе Социальное партнёрство