Содержание виды и ипорядок заключения трудового договора

Автор: n*********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания - это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом.

Содержание

Вступление
1. Понятие и сущность процесса воспитания
1.1 Понятие процесса воспитания
1.2 Классификация видов воспитания
1.3 Особенности процесса воспитания
1.4 Содержание процесса воспитания
2. Цели и задачи воспитания
3. Движущие силы воспитания
4. Средства и методы воспитания
5. Институты воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 30.16 Кб (Скачать)

Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша - высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.

Добровольность. Без  собственной доброй воли воспитанников  не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как  принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так  и учителя. Детей нельзя обязать  «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

Коллективистская  направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение  к коллективу как к сугубо дисциплинарному  средству, способному лишь подавлять  личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.

Устремленность школы  в жизнь - залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь:

1) от нивелирования  личности к ее разностороннему  развитию;

2) от заучивания  догм к познанию и преобразованию  мира;

3) от авторитарности  и отчужденности к гуманности  и сотрудничеству.

Как практически должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей? Сегодня  мало сообщить воспитаннику: человек  должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У  него неизбежно возникают практические вопросы - для чего это нужно, что  это дает? В зарубежных воспитательных системах именно эта практическая сторона  выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина.

2. Цели и задачи  воспитания

Воспитание начинается с определения его целей. Главная  задача воспитания -- формирование и  развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые  ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются  раз и на всегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного  устройства и социальные отношения -- изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее  стабильные периоды общественного  развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время  значительных социально-экономических  преобразований они становятся неопределенными.

В настоящее время  наше общество еще не является стабильным, поэтому сейчас однозначно и точно, надолго вперед определить цели воспитания не представляется возможным. Но существуют непреходящие ценности, которые не имеют исторических и государственных  границ, к ним относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с  понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. К ним относятся и такие  качества личности как духовность, свободолюбие, ответственность личности за то, что происходит с ней и  вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстность и др.

Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями  и влечениями. У развивающейся  личности это выражается в ее постоянном стремлении к нравственному самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального  положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности. Ответственность - обратная сторона  и неизменный спутник свободы  там, где свобода есть действительно  благо для личности. Свобода без  ответственности -- это безответственность, ответственность без свободы -- это  рабство. Ответственность также  можно рассматривать как внутреннюю готовность человека добровольно брать  на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом. Общая  цель современного воспитания состоит  в том, чтобы сделать детей  высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

Наряду с общей  целью возникают и специальные  социальные цели воспитания, которые  мы в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям  текущего момента истории данного  общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить новое поколение инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.

Таким образом, в структуре  воспитательного процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система задач [7]:

1) формирование нравственности (обретение знаний, моральных норм, правил поведения, моральных убеждений,  формирование моральных чувств, эмоций, овладение навыками нравственного  поведения);

2) формирование всесторонни  и гармонично развитой нравственной  личности, основным качеством которой  стала бы традиционная интеллигентность;

3) формирование художественного  ценностного мира личности;

4) формирование жизненной  позиции личности, соответствующий  традиционно просоциальной идеологии,  осознание прав и обязанностей  в контексте этой идеологии;

5) развитие социальных  потребностей, интересов и ценностей  личности вопреки укореняющемуся  индивидуализму;

6) формирование психологических  качеств (интеллекта воли, эмоций, способностей, характера и др.) в  контексте гармонично и всесторонне  развитой личности;

7) формирование устойчивой  нравственной позиции в отношении  социальных функций личности: общения,  прав и обязанностей ее, экономической  и политической системы, труда  и вознаграждения за него, будущего  общества и т. п.

3. Движущие силы  воспитания

Движущая сила процесса воспитания - разница между целями, поставленными воспитателем, и теми, что были фактически реализованы (результаты воспитательной деятельности). Постановка целей означает, что в процессе воспитания желаемые отношения воспитанников, их духовный мир, позиция личности как  бы "проектируются" воспитателем. При этом просчитываются варианты развития: какими будут воспитанники через  год - два, какими идеями будут руководствоваться  благодаря его воспитательной деятельности, какие качества личности должны проявиться на следующей воспитательной ступени  развития и т. д.

Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном  развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. В процессе воспитания проявляются все законы диалектики:

1. Закон единства  и борьбы противоположностей.

2. Закон перехода  количественных изменений в качественные.

3. Закон отрицания  отрицания.

Так, отражение диалектического  закона единства и борьбы противоположностей являются противоречия процесса воспитания. Противоречие, как известно, -- главная  движущая сила, источник развития; преодолевая  противоречие, явление или личность поднимается в своем развитии, приобретает новое качество.

Воспитание -- это объективно-закономерное общественное явление, и общественный прогресс может стать причиной отставания воспитательной деятельности от требований жизни. Так возникает противоречие между усложняющимися социальными  процессами и требованиями жизни  к формирующейся личности и функционирующими традиционными системами воспитания.

Противоречиями, обуславливающими переход личности на более высокий  уровень развития, являются: противоречие между притязаниями воспитанника и  его возможностями, и противоречия между выдвигаемыми педагогом требованиями и реальными возможностями воспитуемых  по их выполнению. Важным является максимальное совпадение требований, предъявляемых  к личности с ее притязаниями, желаниями, интересами, так как это придает  процессу приобретения личностью новых  качеств, знаний, способов поведения  и деятельности [8].

В воспитательном процессе также проявляется действие закона перехода количественных изменений  в качественные. Процесс формирования человека и его сознания -- яркий  пример функционирования этого закона.

Средством развития, изменения, усовершенствования человеческой личности является ее собственная деятельность как необходимое движение и упражнение принадлежащих ей духовных и физических сил и способностей. В результате многократно повторенных действий и упражнений происходят постоянные количественные изменения различных  качеств и свойств личности воспитанника: мировоззрения, представлений, понятий, убеждений, мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональных чувств, состояний, а также практических изменений и навыков. Эти изменения  нельзя понимать только как арифметическое уменьшение или увеличение. Дойдя  до определенной границы, они переходят  в качественные изменения, то есть происходит переход из одного качественного  состояния в другое, появление  новообразований.

Переход количества в  качество происходит по механизму отрицания, еще одного диалектического закона. "Отрицание отрицания" предполагает органический переход от одного этапа  к другому. Аналогом "отрицания  отрицания" в обществе служат, например, спиралевидные процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную  повторяемость и поступательность (рождение и смерть, обновление и  старение и так далее). Спиралевидным  можно назвать и процесс воспитания. На каждом последующем этапе формирования и развития личности воспитанника происходит сохранение существенных ранее примененных  его качеств и свойств, а возникшие  новообразования, в своею очередь, становятся исходным материалом для  образования еще более сложных, интегративных качеств. Таким образом, сложные морально-психологические  новообразования отрицают ранее  сложившиеся, устаревшие [8, 9].

4. Средства и методы  воспитания

воспитание  диалектика

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди-воспитатели - воздействуют на других людей-воспитанников с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность понимают предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменения личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды учения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнативной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные виды психокоррекции.

Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые  окружающими людьми, поступки, описываемые  как нормативные и высоко оцениваемые  в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать  все, что так или иначе личностно  затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно  личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью  каких-либо средств, без личных контактов  друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного  человека и т. п.).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в  процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные [9]. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия  воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а  воспитуемый знает о ней и  принимает ее. При использовании  неосознанных средств воздействия  принятие воспитательных влияний воспитуемым  происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без  преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить  на эмоциональные, когнитивные и  поведенческие. Они могут быть -- и на практике чаще всего являются -- комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого. Аналогичным  образом можно разделить те средства воспитательного воздействия, которыми пользуется воспитатель.

Информация о работе Содержание виды и ипорядок заключения трудового договора